Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Занятие учит детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные слова и выражения.  Активизировать употребление однокоренных слов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v.doc185.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                   детский сад комбинированного вида №84 г. Белгород

    Конспект занятия по развитию речи

    в подготовительной группе

    Тема: Зимушка-зима

    Подготовила

                         Татаренко Ангелина Сергеевна

                                    воспитатель  группы компенсирующей

                                                      направленности для детей с нарушениями речи

             МДОУ №84 г. Белгород

    г. Белгород

    2011

    Тема занятия: Зимушка-зима

    Задачи: Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные слова и выражения.  Активизировать употребление однокоренных слов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

             Оборудование: Картина  Подвербной Марии «Зимние забавы», картинки на зимнюю тему, мнемотаблица для составления рассказа, снежки-загадки.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

        Закончились Новогодние праздники, а у нас в группе снова праздник. Посмотрите, как много пришло к нам гостей. Ребята, а как обычно встречают гостей?                                                                                                                                       - Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме».                                                                                                                                На дворе зима, а как  же называются зимние месяцы?  (Декабрь, Январь, Февраль.)                                                                                                                                                             - А какие изменения происходят в природе зимой?   (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

    1. Работа по подгруппам: Игра «Придумай слово».

    Образование родственных слов.

    1-я групп подобрать родственные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.

    2-я группа подобрать родственные слова к слову зима: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.

    1. Развитие связной речи

    Рассказ воспитателя  «Гостья зима»                                                                «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

             Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.    

    Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».                                                                                                                

    Первичное восприятие рассказанного воспитателем:                                                                       - Кто пришел к нам в гости?                                                                                                            - Какое время года было до этого?                                                                                          - Чем зима накрыла землю?                                                                                                                        - Какие подарки принесла зима?                                                                                           - Для чего людям нужны эти подарки?                                                                                          - Что такое зимние забавы?

    1. Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.                                          Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.                                                                 По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.                                                                   И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.                                                                           На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.                                                                  И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.                                                                 Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
    2. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

    6. Игра с мячом: «Какая?»                                                                                                       Подбор однородных определений к слову зима:                                             холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.     (Дети при правильном ответе вытягивают снежок  из «Волшебного сундучка»).                                                                                             

    7. «Снежок - загадка» отгадывание загадок:                                                                 Хоть сама - и снег и лёд,
    А уходит - слезы льет. (Зима)

    Из овечьей шерсти тонкой.
    Как гулять - так надевать,
    Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

    Что за нелепый человек
    Пробрался к нам
    В двадцатый век?
    Морковкой нос,
    В руке метла,
    Боится солнца
    И тепла? (Снеговик)

    Он слетает белой стаей и сверкает на лету.                                                                                                               Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

    Их треплют, катают,
    А зиму таскают. (Валенки)

    Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы,                                                                                               В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

    С неба падают зимою
    И кружатся над землёю
    Лёгкие пушинки,
    Белые ... (Снежинки)

    Белый дед, белее нет.
    Старый, горбатый,
    Лежит возле хаты.
    Лежит всю зиму
    - Никто не поднимет.
    Весна придет
    - Он сам уйдет. (Сугроб)

    Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой?                                                                                                            Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)

    Я снежная, я белая,
    Меня ребята сделали,
    Днём они всегда со мной,
    Вечером идут домой.
    Ну, а ночью под луной
    Очень грустно мне одной. (Снежная баба)

    Кручу, урчу,
    Знать никого не хочу. (Метель)

     Итог занятия                                                                                                                   - Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии?                                                                          - Что мы делали?                                                                                                                             - Что Вам понравилось?    

    Список использованной литературы

    1.  Владимирская Л.А. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей. - Волгоград: Учитель, 2006. - 159 с.
    2. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. -М.: «Мозаика-Синтез», 2004. - 80 с.
    3. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.
    4. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2003 - 96 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»

        Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах» Программное содержание: - закрепить представление детей о книжной граф...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

    Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Перелётные птицы»

    формирование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Школа. Школьные принадлежности»

    1.Уточнитьзнания детей о школе, закрепить название и назначение учебных принадлежностей.2.Закрепить умение драматизировать художественное произведение последовательно и точно.3.Совершенствовать ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима...

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима.

    Задачи:Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления;Рассказывать связно, полно и выразительно;  Использовать для описания зимы образные слов...

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе тема: «Зимушка-Зима»

    Цель: Повышение качества речевого развития у детей....