Тема: Зима Лето
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД

по развитию речи в подготовительной группе 

с использованием элементов ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_leto_zanyatie_.rar23.54 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ №4 «Аленушка»

Конспект НОД

по развитию речи в подготовительной группе  

с использованием элементов ТРИЗ.

Тема: «Зима – Лето»

Выполнила воспитатель:

Мовчан Татьяна Александровна

Екатеринославка 2016

Тема: «Зима – Лето»

Цель:

  1. Создать условия для психологического и   эмоционального комфорта.
  2. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

  1. Обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
  2. Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач. Формировать навыки связно-речевых высказываний, умение выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных ситуаций.
  3. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

Обогащение словаря: гололед, морозно, ситуация.

Активизация словаря: белая, холодная, снежная, красочная.

Оборудование: Мультимедиа, подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).

Методы и приемы:

Противоречия: игра «Хорошо – плохо».

Ассоциация игра «Расскажи, что оно представляет».

Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».

Предварительная работа:

Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик».

Рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»,

Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.

Малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило».

Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».

Работа с родителями:

Консультация: «Игра и речь».

Ознакомление с разными играми, памятка с играми по развитию речи с элементами ТРИЗ,

Использование картотек: пальчиковые игры.

Решение проблемных ситуаций. 

 

Под музыку воспитатель с детьми заходит в зал. (Слайд 1)

Ведущий: (Дети и воспитатель становятся в круг).

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей (дети здороваются).

 А теперь поздороваемся друг с другом и с тем, что нас окружает: Слайд 1

  ( Приветствие):  

                             Здравствуй, небо!                    (Руки вверх)                                                                                Здравствуй, земля!             (Приседают, ладоши на пол)

                             Здравствуйте, мои друзья!      (Руками обводят всех)

                             1, 2, 3, 4, 5                                (пальцы загибают)

                             Вместе мы в кругу опять       (берутся за руки)

                             Будем вместе мы играть,

                             На вопросы отвечать.

Ребята, присаживаемся на стульчики.

   Любит очень читать книжки,

   Этот маленький умный мальчишка.

   В Цветочном городе он живет,

   И весь его там уважает народ.   (Знайка)

 

  (К детям под музыку приходит Знайка).      Слайд 2

Знайка: Здравствуйте! Я, Знайка.                      Слайд 3

Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед    Мороз подарок дарит.

 Ведущий: Знайка, не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. А ты садись, Знайка и послушай, что дети расскажут   о зиме. 

 - Ребята, за что   вы любите зиму? 

               

Дети: Можно на санках и на лыжах кататься.            Слайд 4

И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу. 

Наблюдать за снегопадом.

Можно проводить опыты.

Можно снег растопить в группе и талой водой поливать комнатные растения.

Ведущий: Неужели все хорошо зимой? А, что плохо зимой?

Дети: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Дуют ветер.

Когда гололед можно поскользнуться упасть.  И повредить себе что-нибудь.

Очень опасно, когда сильные снегопады.

Ведущий: Значит выходит, что    зимой тоже есть, и хорошее, и плохое.

    Сейчас мы с вами поиграем, я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой:

- Летом -  жарко, а зимой                                       Слайд 5

Д: - холодно.

- Летом на деревьях листья, а   зимой –                Слайд 6

Д: листьев нет (или лежит снег) 

-  Летом день длинный, а зимой –

Д: короткий.

- Зимой солнце низко, а летом -

Д: высоко.

-  Летом гуляют на улице много, а зимой – 

Д: мало.

-  Зимой рябина сладкая, а летом –                        Слайд 7

Д: кислая.

-  Зимой птицам голодно, а летом –

Д: сытно.

-  Зимой земля покрыта снегом, а летом -              Слайд 8

Д: песком, травой.   

  

- Давайте вспомним зимующих птиц (воробей, голубь, ворона, сорока, синица, снегирь).       Слайд 9  (6 картинок)

- Чем они питаются зимой: (находят кроши, на полях собирают зерно).

- Как мы можем помочь перезимовать птицам? (Сделать кормушки, и подкармливать их семечками, специальным кормом, пшеном, кусочками сала, мяса).

- Давайте вспомним диких животный, которые обитают в лесу (медведь, лиса, волк, заяц, белка).             Слайд 10 (5 картинок)

- А что происходить зимой с медведем? (он ложится в спячку), а где он спит (в берлоге). Что делает медведь летом? (он бродит по лесу в поисках пищи).

Заяц и лиса зимой меняют свой окрас: заяц летом серый, а зимой белый.

Лисам зимой рыжая, пушистая, красивая. Летом она линяет.

                                             Слайд 11 (2 картинки)

Ведущий: Молодцы, правильно. Ребята, а давайте встанем и отдохнем 

 

«Морозная зима» 2 раза

 Солнце землю греет слабо.   (Руки вверх и вниз)          Слайд 12 (5 картинок)

По ночам трещит    мороз.     (Руки на поясе, наклоны в стороны) 

Во дворе у снежной бабы       (Руки на поясе, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.        (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода 

Не подвижна и тверда.               (Прыжки на месте)

Вьюга, злится, снег кружится     (Дети кружатся)

Заметает все вокруг

Белоснежным серебром.       (Имитируют движения руками)

Ведущий: Хорошо присаживайтесь.

Знайка: Ребята, а вы любите загадки? Сейчас я вам буду загадывать, а вы попробуете отгадать.          

Хоть сама - и снег и лёд,                                                                                                                              А уходит - слезы льет.         (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.      
(Рукавички)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла?                  
(Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.                                                                                             Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.    (Снег.) 

 

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые ...                        
(Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет.                
(Сугроб)

Ведущий: Молодцы все загадки отгадали, а сейчас давайте поиграем в игру «Заморозь ручки». Встаем вдыхаем через нос воздух, делаем губы трубочкой и с силой выдуваем воздух. 2 раза

А сейчас давайте ручки отогреем, набираем воздух через нос, открывает рот и медленно выдуваем воздух.   2 раза           Слайд 13

Знайка: Конечно поиграем, вот видите, у меня воздушный шарик, я буду называть слово, а вы ребята, будите говорить, что представляет, когда его слышите.

Снег – зима, снеговик, снежки.  

Новый год – елка, праздник подарки.

Рукавички – гулять, руки, тепло.            

Лето – море, радуга, солнце.

Цветок – бабочка, трава солнце.

- Зима, какая?

Д: холодная, морозная, снежная, веселая.

- Лето, какое?

Д: жаркое солнечное, веселое, красочное.

-  Снежинка, какая?

Д: Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.

                             

Знайка: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация я один не смогу помочь моим друзьям Тане и Ване.

Вы ребята, поможете мне?

Д: Да, поможем!

Знайка: Моя подруга Таня живет   далеко на юге и никогда не видела снега, а друг Ваня живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Чтобы мне придумать, чтобы Таня смогла потрогать снег, а Ваня потрогать траву и деревья.

Д:

 

Знайка: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются Ваня и Таня. Это для них будет сюрприз. 

Знайка: ребята, за то, что вы сегодня хорошо отвечали, были активными и внимательными на занятии, дарю вам всем солнышко, чтобы оно вас согревало в зимнюю стужу.

Ведущий: Спасибо, большое Знайка. Ребята, мы сегодня с вами много играли, решали разные задачи, помогли Знайке решить проблему. А что вам больше всего понравилось на занятии?

Д: игра, гость Знайка, называть признаки замы, физминутка.

Ведущий: А вспомните, как мы помогли Знайке.

- Молодцы.                                                                  Слайд 14

В: Ребята, если вам сегодня было интересно, и вам понравилось, то посадите на полянку красные цветочки. А если вам нравится и не нравится, то желтые цветочки.

Дети становятся в круг и произносят слова:

                        1, 2, 3, 4, 5,  (дети загибают пальчики)

                         Вместе мы в кругу опять ( берутся за руки)

                        Со всеми прощаемся, в группу возвращаемся!

                        (под музыку дети уходят в группу)         Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»

Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное  содержание:Создать условия для  психологического  и   эмоцио...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"...

Конспек по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ . Тема: «Зима – Лето»

Занятие направленно на создание условия для  психологического  и  эмоционального  комфорта.Обучение навыкам групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма».Развивает...

Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....