Коррекционная работа с детьми с РДА в ДОУ
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Эта статья поможет начинающим специалистам в работе с детьми с РДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autisty.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

    В настоящее время существует несколько типов учреждений (как в системе образования, так и здравоохранения), в которых реализуются коррекционные программы для детей с речевыми нарушениями, в том числе и тяжелыми.
    Оказание коррекционной помощи начинается с диагностики, целью которой является точное определение доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление протестных реакций – негативизма, агрессии или самоагрессии и фиксацию негативного опыта. 
     Коррекционная работа с аутичными детьми проводится комплексно, группой специалистов различного профиля. Она включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями. 
Глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к развитию понимания ребенком обращенной к нему речи и его активной речи. До начала работы над речевой функцией необходим предварительный этап. 

Содержание работы на предварительном этапе: 

- Установление эмоционального контакта. Этот период чаще всего растягивается на несколько месяцев. Первым включается в работу психолог. Он устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, развивает его способности к контакту и первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда уровень взаимодействия с окружением у ребенка развивается настолько, что становится возможным включение в работу еще одного специалиста. Этим специалистом становится учитель-логопед, который первоначально присутствует на занятиях психолога, а затем тоже включается во взаимодействие с ребенком. 
- Формирование первичных учебных навыков. Логопед и психолог продолжают развитие навыка взаимодействия ребенка и взрослого в более формальной, учебной ситуации, формируют его «учебное поведение». Оба специалиста воспитывают умение работать за столом, подбирают для этого материалы и сами задания в соответствии с интересами и пристрастиями ребенка, используют эмоционально-смысловой комментарий, который по возможности должен быть сюжетным, сопровождаться рисованием. 
- Подготовка к обучению чтению. Родители и специалисты учат буквы. 

Содержание 1 этапа – развитие понимания речи: 

- Осознание происходящего вокруг и, следовательно, понимание речи с помощью эмоционально-смыслового комментария (эпизодическое комментирование), которое должно быть обязательно привязанным к опыту ребенка, вносить смысл в активность ребенка, расставить положительные «эмоциональные акценты» в окружающем (фиксировать приятные ощущения и сглаживать, по возможности, неприятные), прояснять причинно-следственные связи, суть явлений, передавать смысл житейских событий, давать представление о человеческих эмоциях, быть не слишком простым и односложным. 
- Осознание происходящего вокруг, понимание смысла нескольких последовательных событий, связанных в сюжет (сюжетное комментирование). 
 Для этого используются случайные впечатления, бытовые, игровые, учебные ситуации, эпизоды, предметное и сюжетное рисование (о ребенке, короткие прозаические рассказы и сказки). Параллельно с рисованием включаются элементы обучения глобальному чтению: рисование предметных картинок с подписями (одно слово, затем словосочетание), сюжетное рисование с подписью (простое нераспространенное предложение). Эти подписи к картинкам предварительно не готовятся, ребенок видит процесс печатания слова, словосочетания, предложения (с комментированием). 

Содержание 2 этапа – развитие возможности активно пользоваться речью: 

- Растормаживание речи в процессе постоянного воспроизведения в игре или на занятиях ситуации, в которой появилась подходящая словесная реакция; закрепления имеющихся слов, закрепление вновь появившихся слов и фраз, привязывая их по смыслу к ситуации, обыгрывая, отвечая на них, создавая впечатление реального диалога. 
- Развитие способности к пересказу. 
- Обучение глобальному чтению. Вероятно, нужно напомнить, что суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя букв. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. 
- Развитие математических представлений. 
- Развитие продуктивных видов деятельности. Подготовка руки к письму. 

Содержание 3 этапа - включение в малую группу: 

- На этом этапе ребенка включают в малую группу (в нашем случае – дошкольников), так как наступил момент, когда у ребенка появилась потребность к взаимодействию со сверстниками. Для него очень важно быть рядом со сверстниками, наблюдать за их играми, слушать их разговоры, пытаться понять их интересы, отношения. Организацией неформальных контактов, групповых занятий, экскурсий, праздников занимается воспитатель. - Психолог координирует деятельность всех специалистов и продолжает коррекционное воздействие, направленное на раскрытие потенциала ребенка, повышение чувствительности к взаимодействию с окружающими. 
- Учитель-логопед осуществляет работу по дальнейшему развитию понимания речи, развитию фонетической стороны речи, возможности пользоваться грамматически правильной активной речью, закрепляет навыки глобального чтения, обучает послоговому чтению, письму и счету на групповых и индивидуальных занятиях. 

Содержание 4 этапа – сопровождение ребенка, поступившего в школу: 

- Дальнейшее развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, связной речи. 
- Закрепление навыков послогового чтения. 
- Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза в объеме школьной программы. 

Содержание 5 этапа – отслеживание результатов коррекционного воздействия: 

- Ежегодная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика ребенка при подготовке к ПМПК. 
- Отслеживание динамики психического и речевого развития. 
- Консультирование родителей и педагогов. 
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, ранняя диагностика, длительная комплексная адекватная медико-психолого-педагогическая коррекция дают возможность многим детям с аутизмом обучаться в школе.
Л И Т Е Р А Т У Р А: 
1. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений./Составитель Л. М. Шипицына. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», - 2001. 
2. Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом. – ж. Дефектология. - № 2, 2003. 
3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2000. – (Особый ребенок). 
4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003. 
5. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб./Л.Г. Нуриева. – Изд. 5-е. – М.: Теревинф, 2010. – («Особый ребенок»). 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».

Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Коррекционная работа с детьми ДЦП.Из опыта работы.

Здравствуйте дорогие коллегиЗдоровье-это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие"....

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....