Организация обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

В данной статье рассмотривается структура занятия по формированию правильного звукопроизношения, а также основные формы организации обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольного возраста на разных этапах обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольного возраста.

В средней группе детского сада материалом для специальных занятий и индивидуальной работы с детьми являются трудные для произношения и дифференциации звуки – свистящие, шипящие, сонорные.

Заметим, в практике распространено мнение, что к четырем годам произношение детей соответствует возрастным особенностям и требованиям программы, больших отклонений от нормы не наблюдается. Несовершенства произношения детей младшего дошкольного возраста принято рассматривать как возрастную закономерность, которая изживается сама собой. Отсюда и недооценка необходимости обучения в сфере формирования звуковой стороны речи на этом этапе. Дети пятого года жизни овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками.

Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. У части детей наблюдается несовершенное произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков в силу недостаточного развития речедвигательных механизмов. В развитии звуковой стороны речи у детей на пятом году наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны – особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух; с другой стороны – недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции. Содержанием обучения являются закрепление произношения гласных и согласных звуков, отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных [р, л] звуко.

Рассмотрим особенности обучения детей среднего дошкольного возраста произношению сонорных звуков.

На сегодняшний день для детей с дефектами речи создана логопедическая система постановки и закрепления звуков. Она неприемлема к нормально развивающимся детям. Поэтому воспитателю нужно критически относиться к буквальному перенесению в свою практику системы упражнений по звукопроизношению из логопедических сборников.

В системе работы с детьми дошкольного возраста, предложенной В. В. Гербовой  существует положение о том, что, хотя большинство детей третьего года жизни уже правильно выговаривают гласные и простые согласные звуки (м, п, б, ф, в и др.), на первых этапах необходимо уточнение и закрепление именно данных звуков. Это важно для развития артикуляционного аппарата и подготовки к произнесению более сложных звуков. Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, своевременно преодолевается возрастное физиологическое косноязычие, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции все равно необходима. Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Ее следует проводить со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков.

Рассмотрим деятельность воспитателей по обучению детей среднего дошкольного возраста сонорным звукам.

Для обучения детей правильно поизносить звуки В.В. Гербова рекомендует следующую структуру занятий:

  • рассказ о звуке, включенный в «Сказку Веселого язычка» . Воспитатель фиксирует внимание детей на произношении данного звука, связывает его с конкретным образом (звук р – мотора самолета и т.п.), побуждает к произношению звука по подражанию;
  • показ, объяснение артикуляции звука;
  • многократное произнесение изолированного звука. В процессе этой работы отрабатывается речевое дыхание (длительность и сила выдоха), формируются звуковая и интонационная выразительность речи;
  • проговаривание слогов. При выполнении подобных заданий дети упражняются в произношении мягких и твердых звуков ( ро – ре, ла – ля );
  • произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи (произнесение шуток-чистоговорок, стихотворных строк, загадок; использование подвижных и дидактических игр, игр-инсценировок).

Показ и объяснение артикуляции звука – обязательный этап этой работы. Произнося звук, воспитатель фиксирует внимание детей на положении губ, зубов, языка и т.д. Четырехлетние дети способны выполнять артикуляционные упражнения по показу, сопровождаемому пояснениями. («Вытяните губы, слегка сомкните зубы, прижмите кончик языка к верхним зубам» и т.д.) Но они делают это охотнее и продуктивнее, если показ с объяснением артикуляции звука вплетается в «Сказку Веселого язычка». Подобные сказки воспитатель рассказывает детям при знакомстве с каждым новым звуком.

Специфика занятий по формированию правильного звукопроизношения заключается в многократном повторении одного и того же звука. В этих условиях поддержать внимание детей, их желание работать помогает обоснование необходимости очередного повторения, преподнесенное в занимательной форме. («Нельзя, чтобы гусь все время сердился. И люди, и птицы будут избегать его общества. Давайте научим его петь веселую песенку… и даже очень веселую…» и т. д.).

Занятия по воспитанию звуковой культуры речи, как никакие другие, требуют индивидуального подхода к детям. У одних отрабатываемый звук еще не поставлен, у других он появился, но нечеток во фразовой речи, третьи владеют его произношением в совершенстве. Упражняя детей, педагог в зависимости от сложности задания должен адресовать его то одной, то другой подгруппе ребят или отдельным участникам занятия. Для того чтобы было легче осуществлять эту работу, можно объединять детей. Например, ближе к воспитателю, за первые два стола, целесообразно сажать тех, у кого отрабатываемый звук нечеток. Детям, заменяющим отрабатываемый звук другим звуком, следует предлагать особые задания.

Большие возможности для отработки артикуляции звука предоставляют слоги, обеспечивая отчетливость произношения, произнесение звука твердо и мягко и т.д. Отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах начинается с шуток-чистоговорок (ри-ри-ри – горят фонари и т.д.). Педагог произносит чистоговорку и сразу же просит детей повторить ее. Затем первую часть чистоговорки проговаривают дети (ребенок), только что овладевшие произношением звука, а вторую – все остальные.

Повторяя шутки-чистоговорки, предлагаемые воспитателем, дети со временем начинают сочинять их сами, подыскивая слова, заканчивающиеся на определенный слог, рифмующиеся с их именами, и т. д. Эти навыки необходимо закреплять в играх и беседах с детьми. При соответствующем обучении четырехлетние дети овладевают умением выделять знакомый звук, интонируемый взрослым во фразе или четверостишии.

В деятельности воспитателя можно использовать также следующие задания: узнать знакомый звук в стихах, загадках (при чтении педагог только слегка выделяет нужный звук голосом); повторить слово так, чтобы отчетливо прозвучал соответствующий звук; найти картинку (предмет), название которого начинается с определенного звука. И самое сложное задание – услышать слово с отрабатываемым звуком (педагог произносит разные слова) и хлопнуть в ладоши.

Работа по формированию правильного звукопроизношения предусматривает следующие этапы: подготовка артикуляционного аппарата ребенка, первичная постановка звука и закрепление его в устной речи.

Рассмотрим основные формы организации обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольного возраста на разных этапах обучения.

1. Подготовка артикуляционного аппарата.

На первом этапе осуществляется подготовка артикуляционного аппарата(«Сказка о Веселом Язычке», «Делаем гимнастику»). Это первый и, пожалуй, самый важный этап в формировании правильного произношения. Ребенка нужно научить управлять «непослушными», малоподвижными органами речи и речевым дыханием. Для постановки сонорных звуков это имеет первостепенное значение. Ребенок должен научиться расслаблять или напрягать язык, удерживать его в нужном положении, вырабатывать нужную воздушную струю для образования звука, правильно работать губами и т. д

На подготовительном этапе используется комплекс специальных упражнений – артикуляционная гимнастика.Логопедическая практика Е.Л. Крутия показала: иногда бывает достаточно просто регулярной гимнастики, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, ранее дефектные. Чаще всего, каждая звуковая работа начинается со «Сказки о Веселом язычке». Роль этой сказки в работе. над звуком очень велика. Во-первых, взрослый вовлекает ребенка в игру, что само по себе чрезвычайно важно. Во-вторых, в ходе сказки взрослый выполняет вместе с ребенком простейшие упражнения для языка и губ, т.е. частично – подготовительную артикуляционную гимнастику. В-третьих, нехитрый сюжет сказки подводит ребенка к нужному звуку.

2. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных движений и нужных положений органов речи (артикуляционных укладов) для четкого произношения звуков. Существует два вида общеразвивающих артикуляционных упражнений для языка и губ: статические и динамические: Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость. Артикуляционным упражнениям даны образные названия, дети хорошо их запоминают и старательно выполняют. Нужно только настроить ребенка и правильно организовать занятие.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Для каждого конкретного звука требуется свой комплекс специальных упражнений. Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более правильными.

Выполняя упражнения, ребенок должен активно и сознательно работать; при этом ему должно быть интересно. Поэтому воспитателю и логопеду важно организовать занятие в игровой форме. Хорошо усвоенный звук легко автоматизируется в слогах, словах и фразах (от простого к сложному) и закрепляется в повседневной речи ребенка. Закрепление звука в речи возможно лишь после того, как ребенок научится правильно, без всяких искажений, произносить ранее не получавшийся звук. Иначе можно достичь обратного эффекта (окончательно закрепить у ребенка дефект произношения). В этой не менее трудоемкой работе также очень важна последовательность – от простого к сложному.

Таким образом, постановка правильного звукопроизношения сонорных тесно связана с выработкой координации движений органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание работы по формированию произносительной стороны речи у детей входит:

  • совершенствование движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • последовательная работа над четким произношением уже освоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, вызывающими затруднения у детей;
  • закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи.

Основным, в работе над звукопроизношением, является комплекс артикуляционных упражнений для выработки правильного и четкого произношения всех звуков: «Бегемотик» («Окошко»), «Лягушка» («Улыбка»), «Заборчик» («Кит»), «Бублик» («Рупор»), «Трубочка» («Ручеек»), «Хобот» («Дудочка»), «Блинчик» («Лопатка»), «Иголочка», «Шарик» («Жаба»), «Змейка», «Часы с кукушкой», «Расческа», «Футбол» («Конфетка»), «Часики», «Хвост».

Для коррекции сонорных звуков используются дополнительные целенаправленные комплексы. Например:

Комплекс для выработки правильного произношения звуков [л], [л']: «Месим тесто», «Непослушный язычок», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубы», «Маляр» («Красим потолок»), «Парус», «Индюк», «Индюшонок», «Качели большие», «Качели маленькие», «Веселая лошадка». «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка».

Подготовительные упражнения: «Улыбка», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Болтушка», «Барабан», «Накажем непослушный язык», «Пароход гудит», «Грибок», надувание щек, выдыхание воздуха через щеки с прикушенным широким языком.

Комплекс для выработки правильного произношения звуков [р], [р']«Месим, тесто» («Накажем непослушный язычок»), «Блинчик» («Лопатка»), «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубы», «Маляр» («Красим потолок»), «Парус», «Ветерок» («Загоним мяч в ворота»), «Индюк», «Индюшонок», «Качели большие», «Качели маленькие», «Веселая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка». «Дятел» («Барабанщик»), «Злой комар», «Злой жук».

Таким образом, в системе обучения произношению сонорных звуков особенное внимание должно уделяться артикуляционным упражнениям.

3. Использование картинок-символов.

Для проведения артикуляционной гимнастики применяются картинки-символы упражнений с изображением различных предметов, объектов, образ которых будет в дальнейшем ассоциироваться у ребят с определенным артикуляционным упражнением.

Артикуляционные картинки-символы предполагают проведение гимнастики в занимательной игровой форме и вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. Вначале закрепляется изолированное произношение фонем. Каждый звук связывается с конкретным образом, например, [р] – рычание тигра и т. д. Затем фонема произносится утрированно в слогах прямых, обратных и со стечениями, в словосочетаниях, чистоговорках, предложениях, стихах, скороговорках, рассказах.

Стоит отметить, что у некоторых детей в средней группе существуют речевые нарушения, мешающие успешному овладению сонорным звукам. Очень часто речевое нарушение усугубляется укороченной, либо недостаточно эластичной подъязычной связкой, что значительно затрудняет постановку и автоматизацию некоторых звуков в речи. Поэтому в комплексы для сонорных звуков включаются упражнения, способствующие растягиванию подъязычной связки: «Вкусное варенье», «Маляр» («Красим потолок»), «Веселая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка».

Часто нарушения звукопроизношения и невнятность речи у детей средней группы детского сада обусловлены недостаточно сформированным фонематическим слухом. В результате этого ребенок не различает на слух акустически похожие фонемы и произносит их неправильно, заменяя на созвучные звуки, пропускает, переставляет звуки в словах. Нарушения фонематического слуха в дальнейшем является серьезным препятствием в овладении навыками чтения и письма. Для развития фонематического слуха применяются упражнения на выработку умений слышать и узнавать звук, выделять его из потока речи, различать в сочетаниях с другими звуками, дифференцировать смешиваемые звуки.

Подготовительный этап работы по формированию фонематических функций – развитие пространственной ориентировки (впереди – сзади, низко – высоко, близко – далеко, справа – слева, первый – последний), чувства ритма (отстукивание, отхлопывание, воспроизведение ритмических рисунков по гласным звукам). Также вырабатывается умение детей распознавать и отличать неречевые и речевые звуки. Это способствует развитию слухового внимания и слуховой памяти. Упражнения лучше выполнять с закрытыми глазами, опираясь только на слух, используя зрительный образ объекта только во время знакомства с его звучанием.

4. Графические символы и схемы.

Для успешного развития звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности у дошкольников весьма эффективным является применение различных графических символов и схем. Поэтому на занятиях для выполнения детьми операций звукового анализа и синтеза используются карточки в виде схем, звуковых линеек, схематичных изображений каких-либо объектов («Паровозик», «Домик», «Птичка», «Рыбка», «Самолет», «Подводная лодка» и т. д.), а также фишек красного (гласные), синего (твердые согласные) и зеленого (мягкие согласные) цветов, соответствующих общепринятым обозначениям звуков.

Каждый звук во время изучения обозначается своим графическим символом и в дальнейшей работе соотносится с ним. Графический символ может отображать профиль звука и вызывает у ребенка ассоциацию с его произнесением. Графические картинки помогают детям различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Например, звук [м] обозначается графическим изображением коровы, [м'] – теленка и т. д.

5.Мнемодорожки.

Инновационным методом обучения дошкольников произношению сонорных звуков является использование мнемотехники, который рекомендует Е.Л. Барсукова, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Процесс запоминания делится на четыре этапа:

  • кодирование элементов информации в зрительные образы;
  • собственно сам процесс запоминания;
  • запоминание последовательности информации;
  • закрепление информации в памяти.

Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание. Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова. Он способен сохранять только связи. Внутренние связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются им автоматически. В дальнейшем, по отдельной части информации мозг создает целостный образ объекта. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируются. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы – инструмент для запоминания.

Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами. Благодаря этому процессу запоминаются как бы отдельные кадры из «просмотренного кино», вызванного в воображении этим текстом. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.

У детей среднего дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, математических представлений. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста.

Основой мнемодорожек служат известные чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Ниже приведены примеры мнемодорожек для автоматизации сонорных звуков:

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два-три-четыре! Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон – Убежали мыши вон!

В небе гром, гроза. Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит.

Рисунок 1.1 Примеры использования мнемодорожек

Приведем еще примеры:

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет.

Тот и вон пойдет (рис.1.2)

Рисунок 1.2 Примеры использования мнемодорожек

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло бы у нее в привычку

По утрам заплетать косичку, рис.1.3

Рисунок 1.3 Примеры использования мнемодорожек

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит.

День долбил, два долбил –

Клювом в небо угодил (рис.1.8)

Рисунок 1.3 Примеры использования мнемодорожек

По результатам логопедического мониторинга автора данной методики у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. У детей значительно возрос интерес к этому этапу логопедических занятий и соответственно повысилась их эффективность. Значит, данную методику следует принять во внимание в процессе обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольного возраста.

О.В. Шичанина считает, что особенное внимание должно уделяться автоматизации сонорных звуков. Цель этапа автоматизации заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

6. Игровые методы.

Использование игровых методов  позволяет решить сразу несколько задач:

  1. пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе обучения звукопроизношению;
  2. расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  3. повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  4. активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  5. плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  6. увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

В процессе игровых методов используются игровые упражнения со стихами, песенками, потешками, скороговорками, загадками. Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию ( р-р-рсобака рычит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. Хрестоматийным примером может служить повторение ребенком слогов ра как рак. При первичном обследовании, без специальной инструкции, такая картина может наблюдаться и у детей с сохранным фонематическим слухом и нормальным звукопроизношением. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Например, ребёнок и педагог соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации, сонорных звуков.

«Кто больше?». Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога педагог и ребенок берут себе по одной фигурке.

«Поедем на машине». Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. Ребенок и педагог рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2–3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета и т.д.

Многие из игровых приемов используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм.

7. Речевое дыхание.

В целях обучения произношению сонорных звуков воспитателям и логопедам следует обращать внимание на развитие речевого дыхания. Общую последовательность работы по формированию речевого дыхания можно представить в следующем виде:

  1. Обучение умению выполнять спокойный короткий вдох (не надувая щёки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка летит», «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки»и др.).
  2. Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) с речевым сопровождением на материале:

В процессе работы по формированию речевого дыхания важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

  • заниматься только в хорошо проветренном помещении, до еды;
  • следить за осанкой ребёнка (чтобы он не напрягал плечи, шею);
  • не переутомлять ребёнка (так как дыхательные упражнения быстро утомляют его и могут вызвать головокружение, дыхательные упражнения следует чередовать с другими);
  • не делать слишком большой вдох, так как гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение;
  • движения необходимо производить равномерно, под счёт.

В системе работы по формированию речевого дыхания особое значение имеет выработка воздушной струи, которая является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. На занятиях выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с ней, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.

8. Развитие слухового восприятия.

Важнейшим направлением работы с детьми дошкольного возраста является развитие слухового восприятия, а именно формирование у детей слухового восприятия неречевых звуков по громкости, высоте, длительности, количеству звучаний, пространственной разнесённости; развитие фонетического, интонационного и фонематического слуха. При формировании слухового восприятия неречевых звуков следует учитывать следующие методические рекомендации:

1.        Так как в результате действия шума, писка, звона, шуршания, гудения у ребёнка наступает «слуховая усталость» (притупление слуховой чувствительности), в помещении, где проводятся занятия, перед занятиями и во время занятий, недопустимы различные шумовые помехи (шумные ремонтные работы, громкая речь, крики, клетка с птицами, проведение музыкальных
занятий непосредственно перед речевымии т. д.).

  1. Используемый звуковой материал соотносится с конкретным предметом, действием или их изображением и должен быть интересен для ребёнка.
  2. Виды работ для развития слухового восприятия (выполнение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и дидактические игры и др.), а также наглядные средства обучения (натуральные звучащие предметы, технические средства – магнитофоны, диктофоны и др. – для воспроизведения различных неречевых звучаний) должны быть разнообразны и направлены на повышение познавательных интересов детей.
  1. Последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами: от знакомых к малоизвестным; от громких низкочастотных звучаний (например, барабан) к тихим высокочастотным (шарманка).
  2. Постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний: от контрастных акустических сигналов к близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Как помочь ребенку овладеть правильным произношением" для детей среднего дошкольного возраста

Одной из форм пропаганды педагогических знаний среди родителей являются консультации. Цель консультации - помочь родителям в вопросах формирования у ребенка правильной, чистой речи. ...

Методика обучения рассказыванию по картине детей среднего дошкольного возраста.

Развитие связной монологической речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду. В докладе представлена методика обучения рассказыванию по картине детей среднего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Устранению недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»

Материал содержит информацию с описанием правильного артикуляторного уклада свистящих звуков, подготовительные упражнения для их исправления....

Организация Патриотического уголка в группе детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

В статье описывается организация Патриотического уголка в группе детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: « Звонкий телефон» с использованием технологии "Обучение в сотрудничестве". ( для детей среднего дошкольного возраста)

Крнспект НОД по образовательной области Познавательное развитие "Звонкий телефон" с использованием технологии "Обучение в сотрудничестве" для детей старшего дошкольного возраста....

Методика и организация работы по обучению предметному рисованию детей среднего дошкольного возраста

Перед воспитателем средней группы стоит задача – научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет. У детей уже имеются основные изобразительные ...