Сюжетно-ролевая игра как приоритетное средство активности детей
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) по теме

выступление из опыта работы воспитателя на методическом обхединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как приоритетное средство                           познавательно-речевой активности детей

Выступление на методическом объединении для воспитателей,                  работающих с детьми младшего дошкольного возраста

Машкова Тамара Михайловна,
воспитатель высшей кв. категории                                                                                                  СП «Детский сад «Василек»                                                                                                              ГБОУ ООШ №20
г.о. Новокуйбышевск

1 слайд

      Уважаемые коллеги! Задумайтесь? Для чего человеку дано детство? Почему четверть нашей жизни занимает детство? Каков его смысл? Детство дано для того, чтобы мы подготовились к вхождению довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение.

   2 слайд

   Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях маленький ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни - он определяет свое место, свой путь среди людей. И именно для ее выполнения нужна сюжетно-ролевая игра. Доказано, что в этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общение. Но самое главное, что порождает сюжетно-ролевая игра, - стремление к самореализации, самовыражению.

     Сюжетно-ролевая игра раскрывает взрослому своеобразие детского мира, детских переживаний и представлений. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. В игре угадываются направления его будущей жизни. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.

 3 слайд

    Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения.

     Так как приоритетное направление нашего детского сада – это познавательно – речевое развитие детей, то и при организации сюжетно – ролевых игр особое место я отвожу интеллектуальному, познавательному, коммуникативному развитию. Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития ребенка. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы.

  4 слайд

   Прежде всего, необходимо создать саму игровую ситуацию. Для этого я стараюсь создавать эмоционально благоприятные условия для ее появления,  как можно чаще играю с детьми, предоставляю необходимое пространство для игры, готовлю атрибуты: наряды, коробки, куски ткани, шляпы, игрушки, сумки и т.д. ; во время организации и проведения игр я стараюсь воздерживаться  от оценок и объявлений , позволяю  ребенку выражать свои чувства, эмоции, реализовывать планы,  поощряю дружеские взаимоотношения между детьми.

Я всегда помню о том, что  игра требует постоянного моего внимания.  Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре - это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления.  

  5 слайд

   При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если я предполагаю детям "Морское путешествие", то ребятам  задаю  вопрос: "Что нам понадобиться для нашего путешествия?" Они отвечают: корабль, билеты для пассажиров.  Все эти атрибуты желательно изготовить из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать  и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения.

В том случае, если у большинства детей интересы сходны и именно на них я решила опираться при организации сюжетно-ролевой игры,  то я не  забываю о детях с иными интересами. В этой ситуации я стараюсь найти  варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре.

   6 слайд

  Для того чтобы дети в дальнейшем самостоятельно продолжили играть, используемые детьми игровые атрибуты и игрушки я  размещаю в доступном для них месте, чтобы обеспечить свободу действий. Игровые атрибуты должны соответствовать тематике игр, интересных детям.  Помимо этого, следует обратить внимание каждого ребенка на то, где находятся эти атрибуты.

7 слайд

Важной предпосылкой для появления  сюжетно – ролевых игр является организация различных народных, фольклорных игр, которые способствуют приобретению опыта совместных действий, развитию навыков общения в игре. Для этого я использую такие игры, как «Репка»:

Дети сидят па полу, держа друг друга за талию. Это – «репка».

(Садимся на пол, держась за пояс впереди сидящего, раскачиваясь, поем. «Дедка» стоит перед «репкой».)

Водящий ходит вокруг с песней:

Ох, репка моя!

Репка соженая, огороженная!

Да и кто тебя сажал,

Да и кто поливал?

Огораживал?

Все дети («репка»):

А сажал меня Иван,

Поливал Селиван,

Селиванова жена огораживала!

Ведущий берет за руки первого ребенка, вытягивает со словами:

Тянем, потянем,

Вытянули репку.

Тот, кого вытянули, становится за ведущим, помогает тянуть следующего.

     Игры данного типа незаменимы для детей, так как способствуют развитию представлений через характерные, подражательные движения на основе опорных зрительных впечатлений (показ, картинка, слайд и т.п.); помогают приобретению опыта совместных действий, развитию доверия между детьми и взрослыми; обучают согласованности действий в группе; развивают чувство ритма, музыкальность, двигательные навыки и т.д, а самое главное развивают речь детей благодаря проговариванию, повторению слов, заучиванию.

8 слайд

Игра «Путь от зерна – к хлебушку на нашем столе».

«Отправляемся в дорогу»

Мы по лужам шли: ших-ших, (осторожно переступаем на пяточках)

Мы по лужам шли: хлюп-хлюп, (топаем)

Под дождем бежали, кап-кап-кап, (бежим)

По грязи пролезали: шлеп-шлеп, (высоко поднимаем согнутые в коленях ноги)

К полю еле пробрались, вымокли, устали. (утираем «пот со лба»)

Или «Заинька»

Мы на луг ходили –

Хоровод водили.

Вот так, вот так – 2 раза

Хоровод водили.

Задремал в тенечке

Заинька на кочке.

Вот так, вот так –

Задремал в тенечке.

Зайку мы будили,

В барабаны били,

Вот так, вот так –

В барабаны били.

Ну-ка, зайка, попляши –

Свои лапки покажи.

Вот так, вот так –

Свои лапки покажи… (и т.д.)

Имитация движение по тексту.

    9 слайд

  И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, дразнилки, скороговорки, загадки и прочая стихотворная «шумиха», которую житейском обиходе принято считать пустой забавой.

На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему, не сможет в дальнейшем освоить правила и поведение в сюжетно – ролевой игре. Как же научиться играть в стихи и со стихами? Очень просто. Их нужно читать и знать наизусть. Иначе игра не состоится. Не во что будет играть. Все смешное, веселое, устрашающее или дразнящее стихотворение - это и есть «словесная игрушка». Правила игры заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Так скороговорки, дразнилки, страшилки - все это в первую очередь игры: в быстрое произнесение трудной фразы, в расчет, в подтрунивание над детскими ошибками, в неожиданный и напрасный испуг и т.д. И в то же время все это - стихи, детская игровая поэзия, свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

10 слайд

      Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, развивается их познавательная активность и коммуникативные навыки.

Каждое поколение играет в одни и те же игры. Ребенок вновь и вновь воспроизводит понравившиеся ему сюжеты, почти не чего не меняя.

11 слайд

Старые темы вновь оживают. «Больница», «Детский сад», «Парикмахерская», «Дом», «Семья», «Дочки-матери», «Гости», «Автобус», «Шоферы», «Путешествие», «Магазин», «День рождение», «Телефон», «Зоопарк» - во все эти и другие игры мы обязательно поиграем с детьми.

12 слайд

Работа по организации сюжетно – ролевых игр, начатая мною в младшей группе дает положительные результаты, такие как:

- проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении игр, сюжетно-ролевых, в частности.

- улучшение контактов детей со мной  и  со своими сверстниками.

- заинтересованность родителей  проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развитий.

-развитие познавательной и коммуникативной сферы.

- при проведении сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмоциональной, познавательной, коммуникативной сфер у детей  улучшился общий эмоциональный фон группы.

      А главное, дети стали больше общаться между собой, чаще ребенок идет на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.  

Список литературы

Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-Новосибирск, 1994.

Венгер П.А. Игра как вид деятельности.// Вопросы психологии № 3, стр. 163-165.

Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. М.,-1996.

С.А.Козлова, Т.А.Куликова.Дошкольная педагогика,М.,-2006

Н.А.Стародубова.Теория и методика развития речи дошкольников,М.-2006


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки, игры-драматизации и содержания сказок, в целом обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности детей.

Жак Далькроз в начале века (20-го) в звук движение вложил - В основание системы он фундамент заложил. Позже физиолог Купер ключ к здоровью в ней открыл – Аэробный механизм досконально изучил...

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

      В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую ж...

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста

В работе рассматривается значение сюжетно-ролевых игр в процессе социализации старших дошкольников. Дается определение социализации и описываются особенности социализации детей - дошкольников....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как основное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассматривается актуальность этой проблемы. А также значение этого вида игры для социализации дошкольников....

презентация "Игра, как приоритетное средство развитие детей дошкольного возраста"

игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта....

Игра, как приоритетное средство развития детей дошкольного возраста

Игра, как приоритетное средство развития детей дошкольного возраста...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....