Конспект ООД по развитию речи рассматривание картины "Ежи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Калова Азида Хамидовна

Конспект ООД по развитию речи  Рассматривание картины "Ежи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе

 рассматривание картины «Ежи»

Цель: 1. Обогащение и расширение словарного запаса детей. Учит детей понимать смысл образных выражений в загадках.

2.Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «ж», «ф», учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

3. Упражнять в образовании однокоренных слов (ёж-ежонок-ежиха). Обогащать речь детей существительными и прилагательными, характеризующими  свойства и качества предметов.

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Воспитывать чуткое и бережное отношение к животным, учить проявлять к ним заботу.

Задачи.

Учить детей вопросным формам речи. Повышать детскую познавательную и коммуникативную мотивацию. Обогащать мыслительно-речевую, познавательную детскую деятельность.

Ход ООД:

Воспитатель. Загадываю загадку:

 «Под соснами, под ёлками

лежит мешок с иголками» Про кого эта загадка?

Дети. Про ежа.

Воспитатель: Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

Воспитатель. Да, про ежа. Вы быстро и правильно отгадали загадку.

Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа (еж или ежик), мама (ежиха), дети (ежата), можно назвать их ласково (ежатки), а если один малыш, то (ежонок).

Воспитатель: Задаю детям вопрос: "Почему так сказано, что еж - недотрога?"

-Потому что он весь в иголках,

-он не позволяет до себя дотронуться;

-он колючий, можно уколоться;

-его нельзя взять голыми руками.

Воспитатель: молодцы ребята.

А сейчас расскажите мне, что вы знаете про ежей?

- Ежей надо кормить молочком

- Когда ёжики сворачиваются клубком, они сердито фыркают фыр-фыр.

- Они колючие, колючки защищают ежей от врагов.

-Они серенькие, у них узкая мордочка.

Воспитатель. А сейчас подумайте о том, что вам хотелось бы ещё узнать о ежах, и задайте вопросы.

-Я бы хотел узнать, чем они питаются в лесу?

-Я хочу знать, как они себе делают норки?

-Я хочу узнать, как ежиха за ежатами ухаживает?

-Мне очень интересно, есть ли у ёжика в лесу враги и кто?

"Чем покрыто тело ежа?

-А мне бы хотелось узнать, ёжик спит зимой или же иногда гуляет по лесу?

Воспитатель. Вот как много вопросов вы сумели задать. Очень хорошо!

Вы задали вопрос чем питаются ежи в лесу? Кто из вас может ответить на его вопрос?

Ответы детей:

-Ежи питаются грибами

-Они ещё питаются ягодами.

Вспомним, какой вопрос задала Карина она спросила: как ежиха ухаживает за ежатами? Я предлагаю посмотреть картину. Она поможет ответить на вопросы (вывешиваю картину «Ежи»).

Воспитатель. Что нового вы узнали из картины?

-Ежиха увидела на дереве улитку и смотрит на неё.

Воспитатель. Как вы думаете, почему ежиха смотрит на улитку?

Ответы: Она её, наверное, съест

Воспитатель. Так чем же питаются ежи?

-Ежи питаются улитками.

Воспитатель. А чем ещё питаются ежи?

-Ежи питаются червяками, потому что я вижу на картине, как два ежонка делят червяка.

-Один ежонок смотрит на жука.

Воспитатель. Кто мне расскажет про то, что мы сейчас с вами рассматривали?

-Ежиха привела своих ежат на лесную полянку за добычей. Ежата поймали червяка и жука. -Ежиха отыскала на дереве улитку.

Воспитатель. Теперь внимательно рассмотрите лесную полянку. Что можно рассказать о ней?

-На полянке деревья, кусты, высокие травы. В траве растут грибы 89

-На земле лежит много листьев.

-Трава зелёная ещё, а листья уже жёлтые.

Воспитатель. Дети, нам очень интересный вопрос задала Мадина

Вопрос: Есть ли у ёжика враги в лесу? Давайте вместе подумаем.

Мы с вами поиграем в игру «Лесные жители»

Поделимся на две команды. Одна команда, посовещавшись, изображает лесного зверя, другая команда отгадывает и решает враг ли он ежу или нет.

(дети перебирают всех лесных зверей, меняясь заданиями)

Воспитатель: "Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает." (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф - ф».)

"Покажите, как ежик сердится, пыхтит." (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».)

Дети, а как вы думаете, что будут делать ежи, если сейчас начнётся сильный дождь? (преднамеренно расширяю рамки картины).

Ответы детей.

-Спрячутся под ёлку.

-Убегут в свой домик.

-Мама ежат к себе позовёт и накроет их лапками от дождя.

-Мама сорвёт широкую траву и накроет ежат как зонтом.

Воспитатель. Дети, подумайте, может ли осенью дождик быть тёплым?

Ответы детей. Нет.

Воспитатель. Объясните, почему не может осенью дождик быть тёплым?

Ответы детей. Осенью уже холодно.

-Тёплый дождик бывает только летом.

Воспитатель.  Молодцы. Дети, все ваши объяснения правильные.

Физминутка:

Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.

Ёж спешил к себе домой, Нёс запасы он с собой.- Шагать на месте.

Через кочки он скакал, Быстро по лесу бежал. -Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».

Вдруг он сел и изменился, В шарик круглый превратился. -Присесть на корточки. Прижать голову к коленям, обнять руками колени.

А потом опять вскочил И к детишкам поспешил.-Подняться в рост. Шагать на месте.

А сейчас послушайте рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого «Колючая семейка» Будьте внимательны. (Воспитатель читает отрывок из книги Г.Скребицкого «Колючая семейка»)

Воспитатель просит назвать слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

Дети повторяют последние четыре слова, сначала медленно и громко, затем медленно и тихо. Понравилось ли занятие? Что запомнилось? Чем занимались? Как мы с вами будем относится к ежам?

Воспитатель: Картина останется у нас в группе, на стенде. Вы сможете рассмотреть ещё повнимательней и подобрать к ней интересны, красивые слова и предложения.

А на следующем занятии, мы с вами устроим конкурс ваших рассказов по этой картине.

Воспитатель: молодцы ребята.

Самоанализ занятия по развитию речи для детей старшей группы

рассматривание картины «Ежи»

Занятие проводила с детьми старшей группы, присутствовало 19 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя. Занятие разработано по «Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой

Тема занятия: рассматривание картины «Ежи»

Цели занятия:

1. Обогащение и расширение словарного запаса детей. Учит детей понимать смысл образных выражений в загадках.

2.Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «ж», «ф», учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

3. Упражнять в образовании однокоренных слов (ёж-ежонок-ежиха). Обогащать речь детей существительными и прилагательными, характеризующими  свойства и качества предметов.

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Воспитывать чуткое и бережное отношение к животным, учить проявлять к ним заботу.

Задачи.

Учить детей вопросным формам речи. Повышать детскую познавательную и коммуникативную мотивацию. Обогащать мыслительно-речевую, познавательную детскую деятельность.

 При выборе материала учитывала интересы, темперамент, уровень учебной подготовки и развития всех детей.  К каждому ребенку подходила как к субъекту, уважая его личность.  Особое внимание на ООД было направлено на развитие речи, памяти, внимания, слухового восприятия. Этому способствовали все задания на занятии. Для реализации целей использовала следующие  методы и приемы:  создание игровой ситуации, беседа,  словесно – ответное общение,  рассказ педагога,  рассматривание картин.

Рассматривание картин способствовало формированию связной речи детей, обобщению  знаний  о ежах и их повадках. Я открыто, искренне, доверительно относилась к каждому ребенку на занятии, что способствовало созданию комфортной, доброжелательной, психологической атмосфере в группе.

Структура и содержание ООД соответствовало  возрастным возможностям детей,  которая состояла из 3-х  взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Характеристика частей занятия:

1 часть – направлена на мотивацию детей. На данном этапе были обобщены знания детей о ежах ; активизирован словарь.

2 часть – строилась в основном на использовании всех групп методов: игровой, наглядный, словесный которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

Игровые: Д.И. «Лесные жители»

  • Наглядные:  картина,  показ слайдов, прослушивание и просмотр сказки;
  • Словесные: прослушивание рассказа Георгия Алексеевича Скребицкого «Колючая семейка», обучение правильной артикуляции звука [ж]

Практический: выполнение детьми   дыхательной гимнастики, проговаривание слов со звуком [ж] и звук [ж] изолированно.

Речевую активность детей развивала при помощи следующих приемов: беседа, рассказ, диалог, игра с речевым сопровождением, физминутка. Оказывала своевременную помощь в затруднительных моментах для детей.

3 часть – заключительная, на ней был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы.

         Считаю, что смогла удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

В ходе всего занятия, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами.

Вывод:

Я считаю, что поставленные мною задачи реализованы, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.  В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.

В дальнейшем планирую: повышать свое педагогическое мастерство в организации проведения ООД с детьми.