Конспект ООД по развитию речи рассматривание картины "Ежи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект ООД по развитию речи Рассматривание картины "Ежи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе
рассматривание картины «Ежи»
Цель: 1. Обогащение и расширение словарного запаса детей. Учит детей понимать смысл образных выражений в загадках.
2.Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «ж», «ф», учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
3. Упражнять в образовании однокоренных слов (ёж-ежонок-ежиха). Обогащать речь детей существительными и прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Воспитывать чуткое и бережное отношение к животным, учить проявлять к ним заботу.
Задачи.
Учить детей вопросным формам речи. Повышать детскую познавательную и коммуникативную мотивацию. Обогащать мыслительно-речевую, познавательную детскую деятельность.
Ход ООД:
Воспитатель. Загадываю загадку:
«Под соснами, под ёлками
лежит мешок с иголками» Про кого эта загадка?
Дети. Про ежа.
Воспитатель: Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)
Воспитатель. Да, про ежа. Вы быстро и правильно отгадали загадку.
Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа (еж или ежик), мама (ежиха), дети (ежата), можно назвать их ласково (ежатки), а если один малыш, то (ежонок).
Воспитатель: Задаю детям вопрос: "Почему так сказано, что еж - недотрога?"
-Потому что он весь в иголках,
-он не позволяет до себя дотронуться;
-он колючий, можно уколоться;
-его нельзя взять голыми руками.
Воспитатель: молодцы ребята.
А сейчас расскажите мне, что вы знаете про ежей?
- Ежей надо кормить молочком
- Когда ёжики сворачиваются клубком, они сердито фыркают фыр-фыр.
- Они колючие, колючки защищают ежей от врагов.
-Они серенькие, у них узкая мордочка.
Воспитатель. А сейчас подумайте о том, что вам хотелось бы ещё узнать о ежах, и задайте вопросы.
-Я бы хотел узнать, чем они питаются в лесу?
-Я хочу знать, как они себе делают норки?
-Я хочу узнать, как ежиха за ежатами ухаживает?
-Мне очень интересно, есть ли у ёжика в лесу враги и кто?
"Чем покрыто тело ежа?
-А мне бы хотелось узнать, ёжик спит зимой или же иногда гуляет по лесу?
Воспитатель. Вот как много вопросов вы сумели задать. Очень хорошо!
Вы задали вопрос чем питаются ежи в лесу? Кто из вас может ответить на его вопрос?
Ответы детей:
-Ежи питаются грибами
-Они ещё питаются ягодами.
Вспомним, какой вопрос задала Карина она спросила: как ежиха ухаживает за ежатами? Я предлагаю посмотреть картину. Она поможет ответить на вопросы (вывешиваю картину «Ежи»).
Воспитатель. Что нового вы узнали из картины?
-Ежиха увидела на дереве улитку и смотрит на неё.
Воспитатель. Как вы думаете, почему ежиха смотрит на улитку?
Ответы: Она её, наверное, съест
Воспитатель. Так чем же питаются ежи?
-Ежи питаются улитками.
Воспитатель. А чем ещё питаются ежи?
-Ежи питаются червяками, потому что я вижу на картине, как два ежонка делят червяка.
-Один ежонок смотрит на жука.
Воспитатель. Кто мне расскажет про то, что мы сейчас с вами рассматривали?
-Ежиха привела своих ежат на лесную полянку за добычей. Ежата поймали червяка и жука. -Ежиха отыскала на дереве улитку.
Воспитатель. Теперь внимательно рассмотрите лесную полянку. Что можно рассказать о ней?
-На полянке деревья, кусты, высокие травы. В траве растут грибы 89
-На земле лежит много листьев.
-Трава зелёная ещё, а листья уже жёлтые.
Воспитатель. Дети, нам очень интересный вопрос задала Мадина
Вопрос: Есть ли у ёжика враги в лесу? Давайте вместе подумаем.
Мы с вами поиграем в игру «Лесные жители»
Поделимся на две команды. Одна команда, посовещавшись, изображает лесного зверя, другая команда отгадывает и решает враг ли он ежу или нет.
(дети перебирают всех лесных зверей, меняясь заданиями)
Воспитатель: "Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает." (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф - ф».)
"Покажите, как ежик сердится, пыхтит." (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».)
Дети, а как вы думаете, что будут делать ежи, если сейчас начнётся сильный дождь? (преднамеренно расширяю рамки картины).
Ответы детей.
-Спрячутся под ёлку.
-Убегут в свой домик.
-Мама ежат к себе позовёт и накроет их лапками от дождя.
-Мама сорвёт широкую траву и накроет ежат как зонтом.
Воспитатель. Дети, подумайте, может ли осенью дождик быть тёплым?
Ответы детей. Нет.
Воспитатель. Объясните, почему не может осенью дождик быть тёплым?
Ответы детей. Осенью уже холодно.
-Тёплый дождик бывает только летом.
Воспитатель. Молодцы. Дети, все ваши объяснения правильные.
Физминутка:
Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.
Ёж спешил к себе домой, Нёс запасы он с собой.- Шагать на месте.
Через кочки он скакал, Быстро по лесу бежал. -Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».
Вдруг он сел и изменился, В шарик круглый превратился. -Присесть на корточки. Прижать голову к коленям, обнять руками колени.
А потом опять вскочил И к детишкам поспешил.-Подняться в рост. Шагать на месте.
А сейчас послушайте рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого «Колючая семейка» Будьте внимательны. (Воспитатель читает отрывок из книги Г.Скребицкого «Колючая семейка»)
Воспитатель просит назвать слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).
Дети повторяют последние четыре слова, сначала медленно и громко, затем медленно и тихо. Понравилось ли занятие? Что запомнилось? Чем занимались? Как мы с вами будем относится к ежам?
Воспитатель: Картина останется у нас в группе, на стенде. Вы сможете рассмотреть ещё повнимательней и подобрать к ней интересны, красивые слова и предложения.
А на следующем занятии, мы с вами устроим конкурс ваших рассказов по этой картине.
Воспитатель: молодцы ребята.
Самоанализ занятия по развитию речи для детей старшей группы
рассматривание картины «Ежи»
Занятие проводила с детьми старшей группы, присутствовало 19 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя. Занятие разработано по «Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой
Тема занятия: рассматривание картины «Ежи»
Цели занятия:
1. Обогащение и расширение словарного запаса детей. Учит детей понимать смысл образных выражений в загадках.
2.Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «ж», «ф», учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
3. Упражнять в образовании однокоренных слов (ёж-ежонок-ежиха). Обогащать речь детей существительными и прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Воспитывать чуткое и бережное отношение к животным, учить проявлять к ним заботу.
Задачи.
Учить детей вопросным формам речи. Повышать детскую познавательную и коммуникативную мотивацию. Обогащать мыслительно-речевую, познавательную детскую деятельность.
При выборе материала учитывала интересы, темперамент, уровень учебной подготовки и развития всех детей. К каждому ребенку подходила как к субъекту, уважая его личность. Особое внимание на ООД было направлено на развитие речи, памяти, внимания, слухового восприятия. Этому способствовали все задания на занятии. Для реализации целей использовала следующие методы и приемы: создание игровой ситуации, беседа, словесно – ответное общение, рассказ педагога, рассматривание картин.
Рассматривание картин способствовало формированию связной речи детей, обобщению знаний о ежах и их повадках. Я открыто, искренне, доверительно относилась к каждому ребенку на занятии, что способствовало созданию комфортной, доброжелательной, психологической атмосфере в группе.
Структура и содержание ООД соответствовало возрастным возможностям детей, которая состояла из 3-х взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Характеристика частей занятия:
1 часть – направлена на мотивацию детей. На данном этапе были обобщены знания детей о ежах ; активизирован словарь.
2 часть – строилась в основном на использовании всех групп методов: игровой, наглядный, словесный которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.
Игровые: Д.И. «Лесные жители»
- Наглядные: картина, показ слайдов, прослушивание и просмотр сказки;
- Словесные: прослушивание рассказа Георгия Алексеевича Скребицкого «Колючая семейка», обучение правильной артикуляции звука [ж]
Практический: выполнение детьми дыхательной гимнастики, проговаривание слов со звуком [ж] и звук [ж] изолированно.
Речевую активность детей развивала при помощи следующих приемов: беседа, рассказ, диалог, игра с речевым сопровождением, физминутка. Оказывала своевременную помощь в затруднительных моментах для детей.
3 часть – заключительная, на ней был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы.
Считаю, что смогла удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.
В ходе всего занятия, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами.
Вывод:
Я считаю, что поставленные мною задачи реализованы, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач. В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.
В дальнейшем планирую: повышать свое педагогическое мастерство в организации проведения ООД с детьми.