"Подвижная игра как средство развития речи" - деловая игра для педагогов
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

В данном материале идёт речь о том, как с помощью подвижной игры можно не только развить двигательную активность. но и успешно и эффективно развивать речевую активность дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx19.97 КБ
Файл master_-_klass.pptx343.88 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд № 1)Дорогие, коллеги и гости праздника! Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как можно использовать подвижную игру в развитии речи ребёнка.

Проблема развития речи очень важная и сложная. Как её решить? К сожалению, у детей, имеющих дефекты речи, страдает не только речь, но и общая моторика:

Дети не могут ловить и бросать мяч, прыгать на одной ноге. Имеются отклонения в развитии движений пальцев: дети не умеют одновременно сжать два кулака, загнуть поочерёдно пальцы, им трудно держать кисточку и карандаш, они не умеют пользоваться ножницами. Поэтому важно уделять большое внимание коррекции  тонкой моторики.

Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребёнка ,характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех участников правилами.

При правильной организации игры, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижная игра оказывает благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата ,мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей.

А если ко всем этим плюсам физического развития детей мы ещё усложним подвижную игру дидактической, которая направлена на умственное развитие детей, то у нас получится практически идеальный вариант умственного и физического развития дошкольников!

Такая игра называются - подвижная игра с дидактической направленностью. О таких играх мы сегодня и поговорим!

Для начала я предлагаю повысить нашу умственную активность с помощью пальчиковых игр.

Японская пословица гласит: «Расскажи мне - я услышу

Покажи мне – я запомню, дай мне сделать – я пойму!»

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает всем этим трём принципам слышу – вижу - делаю!

Массаж большого пальца – повышает активность головного мозга

Указательный  – связан с желудком

Средний – улучшает работу кишечника

Безымянный положительно сказывается на работе печени и почек

Мизинец - влияет на работу сердца

После того как мы разогрели наши пальчики предлагаю вам выполнить ряд не очень сложных упражнений. Первое упражнение называется «слипшиеся конфетки» второе - « разделим пальчики по парам» у всех получается? Не расстраивайтесь, обязательно получится! Ну и третье упражнение называется указательный и средний палец вместе – остальные врозь поссорились! Сложно? Зато какой мозговой штурм!

Систематическая тренировка пальцев - мощное средство повышения работоспособности головного мозга, и как следствие - улучшение речи, внимания и памяти детей.

 Игры и упражнения для совершенствования тонких движений пальцев рук необходимы для подготовки руки к письму, при их выполнении дети повторяют движения за взрослыми, проговаривая слова текста, что является отличной тренировкой органов артикуляционного аппарата в процессе формирования общих речевых навыков.

Какие игровые упражнения  вы проводите в группах?

Пальчиковая гимнастика

(Самомассаж, крупотерапию проводите?) Молодцы!

Вернёмся к детям. В работе с детьми предлагаю больше  времени уделить подвижным играм (двигательной активности) с определённым словесным содержанием, которые позволяют эффективно добиваться введения поставленных звуков в речевое общение, а также положительно влияют на развитие дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний.

В современных методических разработках предлагают интегрировать две группы игр - подвижные и дидактические.

 Особенность таких игр, это наличие нескольких целей:

(слайд № 2)

Подвижные игры, используемые в работе с детьми, можно разделить на три условные категории. ( слайд №3)

Итак, рассмотрим примеры из каждой категории. Начнём с игр направленных на  формирование лексико –грамматической  стоны речи ребёнка.(слайд №4)

Я приглашаю ко мне желающих принять участие в столь увлекательном занятии. Примеры игр вы видите на слайде. А МЫ С ВАМИ СЕЙЧАС ПОИГРАЕМ В ИГРУ “Подними геометрическую фигуру».

 Цель: развивать двигательную активность, закреплять геометрические формы.

 Ход игры: Игроки идут вокруг обруча, в центре его кладут разные геометрические фигуры. Воспитатель ударяет в бубен. Все играющие движутся по кругу. По окончании звона каждый участник игры поднимает геометрическую фигуру, называет её форму и цвет. (слайд №5)

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Следующая игра будет направлена  на развитие фонематического слуха. А называться она будет

«Найди свой домик»

 Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать самостоятельность.

 Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окнами; предметные картинки; сундучок.

 В разных местах группы расставляются домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами — с двумя слогами, с тремя окнами — с тремя слогами.

 Дети по очереди берут из сундучка картинки. По первому сигналу логопеда дошкольники разбегаются по группе, а по следующему сигналу находят домики, где будут жить их картинки.

С этим заданием тоже справились – молодцы! А теперь следующая игра, для активизации словаря детей.

игра «Сочиним сказку»

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук(а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.) Зайчата  были рады!

Вам понравилась сказка?

 Спасибо за игру, а теперь чтобы убедиться в возможности широкого применения представленного метода на практике, предлагаю разработать варианты интерпретации игр. Работать будете самостоятельно в группах.

 Слушатели делятся на две группы и каждой группе раздаются пронумерованные карточки-подсказки в виде облаков с определенным текстом.

 Используя эти карточки, вы сможете составить модель своей подвижной игры с дидактической направленностью, и прокомментируете её. Игры называются

« Попади в цель» (вариант использования на занятиях по совершенствованию согласования числительных с существительными или на занятиях по развитию элементарных математических представлений)

 Цель: совершенствовать навык метания в горизонтальную цель прямой рукой снизу; развивать меткость и ловкость; закреплять количественный счет; закреплять умение согласовывать числительные с существительными, автоматизация произношения свистящих звуков.

 Содержание: участники строятся в колонну друг за другом. На некотором расстоянии от них лежит обруч, в котором ,находятся карточки с изображением определенного числа предметов (один сапог, одни санки, два снеговика, три осы, три стакана, четыре совы, пять собак, пять снеговиков, шесть листиков, шесть слив, семь самолетов, восемь лис, девять сапог, десять носков)

 Задача игроков - поочередно правой, а затем левой рукой по одному разу бросить мешочки с песком в круг и стараться попасть в карточки, на которых нарисовано большее число предметов. После броска игрок считает предметы на карточках, в которые попал, и называет полученное число. Побеждает в игре тот, кто попал в цель, правильно сосчитал и набрал больше очков.

«Кто быстрее? » (вариант использования на занятиях по обучению грамоте)

 Цели: совершенствовать навык бега по прямой, развивать быстроту; различать звуки {Л} и {Р}, автоматизация звуков {Л}, {Р} в словарях, предложениях.

 Содержание: участники разделяются на две команды и строятся друг за другом в две колонны. На противоположной стороне стоит столик, на котором лежат листочки из бумаги разного цвета. По моей команде игроки, стоящими первыми, бегут к столу и выбирают по одному листочку: игроки команды №1

 выбирают листок того цвета, в названии которого присутствует звук {Л}, а игроки команды №2 выбирают листок того цвета, в названии которого присутствует звук {Р}. Игроки бегом возвращаются на место и передают эстафету следующему игроку.

 Задача: пройти дистанцию как можно быстрее и правильно выполнить задание. Побеждает та команда, члены которой первыми поднимут руки с цветными листиками и не ошиблись при выборе листочка.

 После определения победителя педагог задает вопрос игрокам: <Почему вы выбрали желтого цвета? > Предполагаемый ответ: < Я выбрала листок желтого цвета, потому что в названии цвета присутствует звук {Л}>.

Ну вы просто отлично со всем справились! В заключении я предлагаю вам сыграть ещё в одну игру, которая называется «светофор» я прошу вас подойти и взять три карточки желтую. Красную и зеленую. Взяли - молодцы!

А теперь тот, кому было интересно и он узнал  что-то новое для себя пусть поднимет зелёную карточку

Тот кому было интересно ,но ничего нового он не узнал –пусть поднимет жёлтую карточку, ну и тот кому было скучно и неинтересно поднимите красную карточку! Я очень рада, что всем понравилось! Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подвижная игра как средство развития речи.

Слайд 2

Особенность подвижных игр с дидактической направленностью - это наличие нескольких целей: . -развивать активные двигательные действия (добежать, бросить в цель, перепрыгнуть…) - решать задачи познавательного характера (развитие речи, закрепление знаний по математике, окружающей действительности, т. д.) - закрепление правильного звукопроизношения

Слайд 3

Подвижные игры, используемые в работе с детьми, можно разделить на три условные категории: — способствующие развитию фонематического восприятия; — направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи; — для активизации словарного запаса.

Слайд 4

Игры направленные на формирование лексико - грамматической стороны речи: “Подними геометрическую фигуру» «Успей подхватить» «Попади в цель» «Кто быстрее? » …

Слайд 5

Игры, способствующие развитию фонематического восприятия: «Волшебный колокольчик» «Ушки на макушке» « Ловишка » «Прятки» «Живая стрелка» «Один, два, три» «Найди свой домик»

Слайд 6

Игры, направленные на активизацию словаря детей: «Найди свою маму» «Игра-эстафета «Накроем стол» «Во саду ли, в огороде» «На кормушке» «Зимующие птицы !» “Вершки-корешки” “Новоселье”…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра, как средство развития речи»

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего развития детей дошкольного возраста.  Она комплексно воздействует на организм и на все стороны личности ребенка. Речевая подвижная игра...

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...

"Речевое развитие дошкольников" деловая игра для педагогов

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей..Задачи: повышать знания, проф...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры»

Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию двигательной активности, через подв...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста»

Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Расширить знания педагогов о театрализованной деятельности, показать целесообразность использования в совместной деят...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Тема: «Речевое развитие дошкольников» ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема:  «Речевое развитие дошкольников»ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов...