"Речевое развитие дошкольников" деловая игра для педагогов
методическая разработка

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей..

Задачи: повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития; развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания; развивать творческую активность участников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 1 «РОСИНКА»

_____________________________________________________________________________________________

143989, РФ, Московская обл., г. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.22, стр.1;

тел. 8 (495) 522-93-09; e-mail: shkola.rosinka@yandex.ru

Тематический педагогический совет № 2

«Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Деловая игра для педагогов «Речевое развитие дошкольников»

Подготовили:

Кузнецова Н.В. – заместитель

заведующего по УВР

Усанова Д.В.  - воспитатель средней

группы № 2 «Веснушки»

Г.о. Балашиха, 2018 год

 Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей..

Задачи: повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития; развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания; развивать творческую активность участников.

 1 Задание "Разминка"

Педагоги должны быстро односложно («Да» или «Нет») отвечать на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

  • Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
  • Активный словарь - это запас слов, которые ребенок использует в речи. (Да)
  • Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  • Пассивный словарь - это запас слов, которые ребенок не использует в речи, но понимает их, когда слышит. (Да)
  • Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  • Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
  • Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет)
  • Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)

2 Задание «Пословицы и поговорки»

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Команда № 1

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)

2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)

3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

«Переведите» пословицы на русский язык.

1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает

2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь

3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся

Команда № 2

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)

2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)

3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

«Переведите» пословицы на русский язык.

1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото

2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет

3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

3 Задание  «Вопрос – ответ»

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

1 команда

  1. РППС в группе по развитию речи согласно ФГОС ДОУ  состоит из? (Литературного центра (книжный уголок) и центра речевого развития (речевой уголок))
  2. Какое количество книг в литературном центре младшей группы  должно находится? (В уголке должно находиться 4-5 наименований книг)
  3. Как часто организуются тематические выставки в средней группе? (1 раз в квартал)

  1.  команда
  1. Какое количество книг должно находится в литературном центре в подготовительно         группе? (Количество книг в уголке не регламентировано)
  2. В каких возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. (Во всех возрастных группах)
  3. Как часто меняется наглядный и дидактический материал в речевом уголке? (Меняется в соответствии с тематикой недели)

4 Задание «Кроссворды»

Кроссворд № 1

1.Речь, рассказ одного человека.

2.По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.

2.По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.

3.Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.

4.Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.

5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.

6.Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.

Ответы: 1.Монолог. 2 по горизонтали. Словообразование. 2 по вертикали. Существительное. 3.Описание. 4.Рассказ. 5.Словесный. 6.Синонимы.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12745_bbe06c84b911f8dc7c783595a6b791a6.jpg.jpg

Кроссворд № 2

1.Слова, противоположные по смыслу.

2.Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.

3.Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.

4.Часть речи, которая обозначает действие предмета.

5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.

6.Разговор между двумя людьми.

7.Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.

Ответы: 1.Антонимы. 2.Повествование. 3.Автор. 4.Глагол. 5.Наглядный. 6.Диалог. 7.Загадка.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12745_d51612f9568659da730f43cdb01068b9.jpg.jpg

5 Задание  «Методы и приемы связной речи»

 Педагогам раздаются карточки, каждый должен соотнести метод и приемы между собой, затем на экране проверяем правильный ответ. Засчитывается 1 балл за правильное соотнесение методов и приемов.

Метод

Приемы

Словесный

- чтение произведений;

- пересказ произведения;

- заучивание наизусть;

- выразительное чтение;

- беседа по произведениям и картинам;

Практический

- элементы инсценировки;

- игры- драматизации;

- дидактические игры;

- театрализованные игры;

- использование разных видов театров;

Наглядный

- показ иллюстраций, картин, игрушек;

 - элементы инсценировки;

- движения пальцами, руками;

- схемы;

- просмотр мультфильмов;

- оформление книжной выставки

 6 Задание «Структура пересказа и составления рассказа»

1 команда. Структура пересказа (старшая группа).

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.

3. Подготовительная беседа (разбор произведения).

4. Повторное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказы детей (4 – 6).

7. Оценка детских пересказов педагогом и детьми.

2 команда. Структура составления рассказа по сюжетной картине (средняя группа).

1. Показ картины.

2. Беседа по картине по четко продуманным вопросам.

3. Образец рассказа педагога.

4. Составление рассказов детьми (3 – 5).

5. Оценка детских рассказов педагогом и детьми.

7 Задание «Черный ящик»

Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.

В черном ящике находятся репродукции картин, по которым составляется описательный рассказ. Команде надо отгадать название картины и ее автора.

Примерные рассказы

1. На полотне изображен характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Художник изобразил лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», и нашел выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачную воду реки и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущей реки еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реке, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На картине запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем.

(Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»)

2.Сюжет картины навеян темой сиротства, страдания детей, русской народной сказкой. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни. Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит девочка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета она бедно. На ней старенький, порванный кафтан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой девочки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневые цвета. Картина очень поэтична.

Виктор Михайлович  Васнецов «Аленушка»

3.Картина производит особое, задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной.

Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»

4.Перед нами дощатый, чисто выскобленный чьей-то заботливой рукой розовый стол. Он источает едва уловимый запах древесины. На столе – небольшой самовар, стакан на блюдце, яйца, букет полевых цветов, фонарик и коробок спичек. Предметы лежат перед нами как на ладони. Весело сверкают грани начищенного до блеска самовара. В его зеркальной поверхности видно отражение стола. В прозрачной стеклянной вазе – букет полевых цветов: голубые, как бы склонившиеся перед нами в поклоне, колокольчики и желтые ромашки, похожие на маленькие солнца. В верхнем углу художник поместил большого, рыжего, вислоухого пса. Умная собака терпеливо ждет своего хозяина, который незримо присутствует на картине. Кажется, что он где-то рядом. Картина вся сияет, словно прозрачное солнечное утро. Она полна яркого света, покоя и чистоты. Отчего ощущение радости становиться еще сильнее.

Кузьма Сергеевич  Петров-Водкин «Утренний натюрморт»

 8 Задание «Творческий конкурс»

Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

• Для первой команды «У страха глаза велики»

• Для второй команды: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

Уважаемые коллеги, сегодня мы рассмотрели вопросы речевого развития дошкольников, на практике работали с методическими приемами данного раздела программы, выполняли упражнения направленные на развитие коммуникативных умений и творческие задания. Уважаемые коллеги прошу вас проголосовать за наше методическое мероприятие в целом. Если вы получили какую-то полезную информацию, и считаете, что не зря потратили свое время и голосуйте «ЗА», то поднимите зеленую карточку, если вы считаете, что это мероприятие для вас пустая трата времени и вы голосуете «ПРОТИВ», то поднимите красную карточку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Познавательно-речевое развитие через игры –головоломки»

Пояснительная записка.Люди всех возрастов и больших и маленьких, проявляют большой интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Но одно из почётных мест занимают ребусы разных видов, с...

Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе: "Играем с клоуном Тяп-Ляп"

Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе:"Играем с клоуном Тяп-Ляп"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: Игра на развития слухового восприятия «Чей голосок»

Задачи:-развивать слуховое внимание ,речевой слух, остроту слуха Методические приемы: словесные, игровые. Предварительная работа: разучивание стихов, рассматривание животных, слушание голоса...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...

"Быт и обычаи мордвы" открытое занятие по речевому развитию (кружковая работа) для педагогов старших групп.

laquo;Быт и обычаи мордвы" открытое занятие по речевому развитию (кружковая работа) для педагогов старших групп.Программное содержание:- закрепить знания детей о нашей республике, родном поселке...

Задержка речевого развития, что должен знать педагог?

В последние годы в детский сад часто поступают дети с задержкой речевого развития (ЗРР). Задержка речевого развития - это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответст...

Презентация Речевое развитие дошкольника - Культура речи педагога

Презентация к семинару-практикуму по речевому развитию...