"Быт и обычаи мордвы" открытое занятие по речевому развитию (кружковая работа) для педагогов старших групп.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Платонова Ольга Алексеевна

«Быт и обычаи мордвы" открытое занятие по речевому развитию (кружковая работа) для педагогов старших групп.

Программное содержание:

- закрепить знания детей о нашей республике, родном поселке;

- формировать  у  детей представление об истории, культуре и быте  мордвы;

- систематизировать  и закреплять имеющиеся знания у детей об истории и традициях мордовского народа;

- расширять представления дошкольников о предметах быта  мордвы;

- способствовать развитию музыкального слуха;

- воспитывать навыки культуры общения, доброжелательность, гостеприимство, вежливость, любовь к родному краю.

Предварительная  работа: разучивание  стихов, потешек, игр, песен, считалок  на  эрзянском  языке, обучение эрзянского языка и мн. другое.

Материал: женский национальный костюм, сундук, деревянная и глиняная посуда, и др. предметы быта, ИТК.

 

Ход занятия

В музыкальном зале расставлены декорации мордовской избы.

Воспитатель: - Эйкакшт, сегодня  у  нас  много гостей. Мы  рады  встречи с  гостями! Поздороваемся  с  гостями! – Здравствуйте! – Шумбратадо!

- Эйкакшт, давайте  немного расскажем  о себе нашим  гостям  на  зрзянском  языке.

- Монь лемем Ольга  Алексеевна. Кода  тонь леметь?

(Дети перечисляют свои имена на эрзянском языке)

 Дети: - Монь  лемем Даяна,…, Захар.

Воспитатель: Кода  тонь  фамилият?

Дети: (перечисляют свои  фамилии: Монь  фамилиям Лукьянова,… .)

Воспитатель: - Зяро тонь иеть?

Дети: (говорят сколько  им  лет. – Монь вете (5 ) ием).

Воспитатель:  - тон цёрыне / тейтерька?(Ты  мальчик  или  девочка?)

Дети:  - Мон цёрыне/ тейтерька.

 Воспитатель:- Косо тон эрят?(Где  ты  живешь?)

Дети: - Мон эрян п. Комсомльскийсэ, …. .

Воспитатель: Виде.

Воспитатель: Эйкакшт, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Виде, а какой главный город России? – (Москва). А наша республика как  называется? – (Республика Мордовия). А вы  любите  наш  поселок? Как он называется ? – (п. Комсомольский). Да, ребята, мы  живем с вами на мордовской  земле. Очень она красивая, самобытная и многонациональная. Люди каких национальностей живут у нас в Мордовии? – (русские, татары, грузины, мордва…). Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. А хотите узнать как жили мордва  раньше? Сегодня мы  с вами узнаем, как жили люди  раньше.  И я  предлагаю пройти вам в мордовскую избу.

Зашли в  избу. Дети осматриваются. Садятся на  лавку.

  Давным – давно, когда еще жили наши прадедушки и не было никакой техники. Людей того времени кормила  и  одевала сама природа и труд человека. Мордва старались жить ближе к лесам и водоемам. Леса были  очень богатые. И водились там разные дикие звери.

 - А каких диких зверей и птиц вы  знаете? (заяц-нумоло, лиса- ривезь, медведь – овто, белка – ур,волк  - вергиз, кабан – идем туво, еж – сель, сорока – сезяка, синица (пиже озяз), воробей (озяз), дятел (шекшата), снегирь (тынгай), Сова (покш пря  корш), ворона (варака). Виде, молодцы!

 - А содамоевкстт (загадки), стихи, потешки вы  знаете  про животных и птиц на эрзянском языке?

Дети: стихи

Нумолнэ, нумолнэ,

Нурькине пулыне,

Кувака пильгине,

Ашине шубине,

Нумолкай –ашине,

Нумолкай- мазыйне.

 

Эрясь – аштесь вирьсэ овто,

Киненьгак седее эзь евта.

Арасель нешке пирезэ

Ульнесь медь парезэ.

- А Ангелина  знает потешку :

 - Ах, сезяка, сезяка,

Мекс пулынеть кувака?

- од уряжем казизе,

Пуло пезэм содызе.

А сейчас послушайте  загадки (содамоевкст)на  эрзянском  языке и отгадайте их.

-  Тельня ашо, кизна шержей? («Зимой белый, летом серый»)

(Нумоло (Заяц.)

-  Вирьга чийни, ярсамс вешни. («По лесу рыщет, что поесть ищет»)

(Верьгиз (Волк.)

- Кизна яки, тельня уды. («Летом бродит, зимой спит»)

(Овто (Медведь.)

 Воспитатель: Виде, а я знаю вот такую загадку:-  Велев вечки якамо, ды саразонь саламо. («В деревню бегает, кур крадет») – Кто это?

(Ривезь (Лиса.)

 (картинки животных на  интерактивной доске)

Воспитатель:  Виде, эйкакшт, молодцы! Я  предлгаю    поиграть вам  в  знакомую мордовскую игру  «В вОрона» - «Варакасо».

                          По считалке выбираем клушку и ворона .

 

Вейке, кавто,кемгавтово,

Юты  цера  шапкавтомо,

Сонсь  а  сыре, сонсь  а  од,

Веленть  лангсо  счетовод.

 

 (содержание игры: выбираются  клушка и ворон, остальные  цыплята. Клушка гуляет с цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон).

- нарвицька,нарвицька, максык монень вейке ципакат!

- вай , варака, а макса!

- Сестэ мон весе  эйкакшот кантнесынь.

- клушка,клушка, дай мне своего цыпленка.

Ой,ворон, не  дам.

- ну  тогда я  всех  цыплят  твоих утащу.

Воспитатель: Мельзенк тусь  налксемась? – понравилась вам игра?

Дети садятся  на  стульчики.

   Эйкакшт, дома  строили из  глины, а  крыши делали из  соломы. Потом  стали  строить дома  из  беревен. Все предметы мебели – стол, скамьи- были  изготовлены своими руками из дерева. Посмотрите, какой посудой, а раньше это называлось утварь, пользовались наши предки. Давайте  назовем ее на  эрзянском языке (тарелка – вакан, ложка – пенч, бокал - кружка).  Утварь мордвы изготавливалась из глины, дерева (дети рассматривают посуду). В  такой посуде готовилась традиционная мордовская еда. Эйкакшт, а  кто вспомнит, как называются на эрзянском языке блюда, приготавливаемые нашими предками?

Дети: щи- ям, пироги – прякат, хлеб – кши, картошка – модамарь, молоко – ловцо.

Воспитатель: А самая знаменитая мордовская еда?

Дети: блины – пачалксеть.

Воспитатель: Виде. Мордовские  семьи были обычно большими, жили все вместе. По середине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтоб он не плакал. Часто мамы  пели своим детям колыбельные песенки (лавсень морот). И вы знаете мордовскую колыбельную песенку, я предлагаю вспомнить.

(Поют  девочки) :

1.баю баю баю баю  бай

Баю баю церынем.

2. баю баю баю баю  бай

Баю путыть кединеть!

3. баю баю баю баю  бай

Удок, тиринь левкскинем!

Воспитатель: Какая хорошая песня. Дети раньше в школе не учились, а нянчили своих младших сестренок и братишек, а еще они работали вместе с родителями в поле. А одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Мордва  очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее вот в таких сундуках.

 (воспитатель обращает внимание  детей  на  интерактивную доску, где  изображен эрзянский женский национальный  костюм).

Эйкакшт, давайте  назовем уже  знакомые  вами предметы одежды.

Женщины шили рубахи (панар), потом их вышивали и делали  украшения. Обязательно для  костюма  мордовок были пояса – карькс,  пулай (набедренное украшение). А на голове  - паця – платок, кокошник. На ногах у женщин –карть (лапти). А сколько украшений у мордовочки – эрзянки, ведь не зря говорят: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь». Мордовский народ очень любил водить хоровод и веселиться. Я предлагаю вам исполнить   мордовский танец.

Танец.

Воспитатель: Эйкакшт, сегодня на экскурсии в мордовской избе мы с вами еще раз вспомнили, как жили наши предки, закрепили слова на эрзянском языке, обозначающие мордовские традиционные блюда название диких животных и птиц посуды, познакомились с новыми словами обозначающие элементы мордовского костюма, правильно произносили мордовские слова.

Эйкакшт, не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! 

А закончить наше занятия мне хочется такими словами:

Люблю тебя, Мордовия моя,

За  ясный  свет твоих очей,

За  ум, за  подвиги святые,

За  голос звонкий как ручей.

(В конце дети раздают  гостям подарки, сделанные своими руками - медальоны ).- Вастомазонок!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon._otkrytogo_zanyatiya._po_mordovii.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Быт и обычаи мордвы" открытое занятие по речевому развитию (кружковая работа) для педагогов старших групп.

Программное содержание:

- закрепить знания детей о нашей республике, родном поселке;

- формировать  у  детей представление об истории, культуре и быте  мордвы;

- систематизировать  и закреплять имеющиеся знания у детей об истории и традициях мордовского народа;

- расширять представления дошкольников о предметах быта  мордвы;

- способствовать развитию музыкального слуха;

- воспитывать навыки культуры общения, доброжелательность, гостеприимство, вежливость, любовь к родному краю.

Предварительная  работа: разучивание  стихов, потешек, игр, песен, считалок  на  эрзянском  языке, обучение эрзянского языка и мн. другое.

Материал: женский национальный костюм, сундук, деревянная и глиняная посуда, и др. предметы быта, ИТК.

Ход занятия

В музыкальном зале расставлены декорации мордовской избы.

Воспитатель: - Эйкакшт, сегодня  у  нас  много гостей. Мы  рады  встречи с  гостями! Поздороваемся  с  гостями! – Здравствуйте! – Шумбратадо!

- Эйкакшт, давайте  немного расскажем  о себе нашим  гостям  на  зрзянском  языке.

- Монь лемем Ольга  Алексеевна. Кода  тонь леметь?

(Дети перечисляют свои имена на эрзянском языке)

 Дети: - Монь  лемем Даяна,…, Захар.

Воспитатель: Кода  тонь  фамилият?

Дети: (перечисляют свои  фамилии: Монь  фамилиям Лукьянова,… .)

Воспитатель: - Зяро тонь иеть?

Дети: (говорят сколько  им  лет. – Монь вете (5 ) ием).

Воспитатель:  - тон цёрыне / тейтерька?(Ты  мальчик  или  девочка?)

Дети:  - Мон цёрыне/ тейтерька.

 Воспитатель:- Косо тон эрят?(Где  ты  живешь?)

Дети: - Мон эрян п. Комсомльскийсэ, …. .

Воспитатель: Виде.

Воспитатель: Эйкакшт, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Виде, а какой главный город России? – (Москва). А наша республика как  называется? – (Республика Мордовия). А вы  любите  наш  поселок? Как он называется ? – (п. Комсомольский). Да, ребята, мы  живем с вами на мордовской  земле. Очень она красивая, самобытная и многонациональная. Люди каких национальностей живут у нас в Мордовии? – (русские, татары, грузины, мордва…). Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. А хотите узнать как жили мордва  раньше? Сегодня мы  с вами узнаем, как жили люди  раньше.  И я  предлагаю пройти вам в мордовскую избу.

Зашли в  избу. Дети осматриваются. Садятся на  лавку.

  Давным – давно, когда еще жили наши прадедушки и не было никакой техники. Людей того времени кормила  и  одевала сама природа и труд человека. Мордва старались жить ближе к лесам и водоемам. Леса были  очень богатые. И водились там разные дикие звери.

 - А каких диких зверей и птиц вы  знаете? (заяц-нумоло, лиса- ривезь, медведь – овто, белка – ур,волк  - вергиз, кабан – идем туво, еж – сель, сорока – сезяка, синица (пиже озяз), воробей (озяз), дятел (шекшата), снегирь (тынгай), Сова (покш пря  корш), ворона (варака). Виде, молодцы!

 - А содамоевкстт (загадки), стихи, потешки вы  знаете  про животных и птиц на эрзянском языке?

Дети: стихи

Нумолнэ, нумолнэ,

Нурькине пулыне,

Кувака пильгине,

Ашине шубине,

Нумолкай –ашине,

Нумолкай- мазыйне.

Эрясь – аштесь вирьсэ овто,

Киненьгак седее эзь евта.

Арасель нешке пирезэ

Ульнесь медь парезэ.

- А Ангелина  знает потешку :

 - Ах, сезяка, сезяка,

Мекс пулынеть кувака?

- од уряжем казизе,

Пуло пезэм содызе.

А сейчас послушайте  загадки (содамоевкст)на  эрзянском  языке и отгадайте их.

-  Тельня ашо, кизна шержей? («Зимой белый, летом серый»)

(Нумоло (Заяц.)

-  Вирьга чийни, ярсамс вешни. («По лесу рыщет, что поесть ищет»)

(Верьгиз (Волк.)

- Кизна яки, тельня уды. («Летом бродит, зимой спит»)

(Овто (Медведь.)

 Воспитатель: Виде, а я знаю вот такую загадку:-  Велев вечки якамо, ды саразонь саламо. («В деревню бегает, кур крадет») – Кто это?

(Ривезь (Лиса.)

 (картинки животных на  интерактивной доске)

Воспитатель:  Виде, эйкакшт, молодцы! Я  предлгаю    поиграть вам  в  знакомую мордовскую игру  «В вОрона» - «Варакасо».

                          По считалке выбираем клушку и ворона .

Вейке, кавто,кемгавтово,

Юты  цера  шапкавтомо,

Сонсь  а  сыре, сонсь  а  од,

Веленть  лангсо  счетовод.

 (содержание игры: выбираются  клушка и ворон, остальные  цыплята. Клушка гуляет с цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон).

- нарвицька,нарвицька, максык монень вейке ципакат!

- вай , варака, а макса!

- Сестэ мон весе  эйкакшот кантнесынь.

- клушка,клушка, дай мне своего цыпленка.

Ой,ворон, не  дам.

- ну  тогда я  всех  цыплят  твоих утащу.

Воспитатель: Мельзенк тусь  налксемась? – понравилась вам игра?

Дети садятся  на  стульчики.

   Эйкакшт, дома  строили из  глины, а  крыши делали из  соломы. Потом  стали  строить дома  из  беревен. Все предметы мебели – стол, скамьи- были  изготовлены своими руками из дерева. Посмотрите, какой посудой, а раньше это называлось утварь, пользовались наши предки. Давайте  назовем ее на  эрзянском языке (тарелка – вакан, ложка – пенч, бокал - кружка).  Утварь мордвы изготавливалась из глины, дерева (дети рассматривают посуду). В  такой посуде готовилась традиционная мордовская еда. Эйкакшт, а  кто вспомнит, как называются на эрзянском языке блюда, приготавливаемые нашими предками?

Дети: щи- ям, пироги – прякат, хлеб – кши, картошка – модамарь, молоко – ловцо.

Воспитатель: А самая знаменитая мордовская еда?

Дети: блины – пачалксеть.

Воспитатель: Виде. Мордовские  семьи были обычно большими, жили все вместе. По середине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтоб он не плакал. Часто мамы  пели своим детям колыбельные песенки (лавсень морот). И вы знаете мордовскую колыбельную песенку, я предлагаю вспомнить.

(Поют  девочки) :

1.баю баю баю баю  бай

Баю баю церынем.

2. баю баю баю баю  бай

Баю путыть кединеть!

3. баю баю баю баю  бай

Удок, тиринь левкскинем!

Воспитатель: Какая хорошая песня. Дети раньше в школе не учились, а нянчили своих младших сестренок и братишек, а еще они работали вместе с родителями в поле. А одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Мордва  очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее вот в таких сундуках.

 (воспитатель обращает внимание  детей  на  интерактивную доску, где  изображен эрзянский женский национальный  костюм).

Эйкакшт, давайте  назовем уже  знакомые  вами предметы одежды.

Женщины шили рубахи (панар), потом их вышивали и делали  украшения. Обязательно для  костюма  мордовок были пояса – карькс,  пулай (набедренное украшение). А на голове  - паця – платок, кокошник. На ногах у женщин –карть (лапти). А сколько украшений у мордовочки – эрзянки, ведь не зря говорят: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь». Мордовский народ очень любил водить хоровод и веселиться. Я предлагаю вам исполнить   мордовский танец.

Танец.

Воспитатель: Эйкакшт, сегодня на экскурсии в мордовской избе мы с вами еще раз вспомнили, как жили наши предки, закрепили слова на эрзянском языке, обозначающие мордовские традиционные блюда название диких животных и птиц посуды, познакомились с новыми словами обозначающие элементы мордовского костюма, правильно произносили мордовские слова.

Эйкакшт, не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! 

А закончить наше занятия мне хочется такими словами: 

Люблю тебя, Мордовия моя,

За  ясный  свет твоих очей,

За  ум, за  подвиги святые,

За  голос звонкий как ручей.

(В конце дети раздают  гостям подарки, сделанные своими руками - медальоны ).- Вастомазонок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПЛАН  КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ                 ...

Планирование кружковой работы по "Оригами" старшая группа.

Планирование кружковой работы с детьми старшей группы.Пояснительная записка.Планирование на год по четыре занятия в месяц....

Конспект занятия по кружковой работе для детей старшей группы "Путешествие на остров "Театр"

Конспект занятия по кружковой работедля детей старшей группыТема: « Путешествие на остров «Театр»...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию "Книга- друг человека" в старшей группе

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию  "Книга- друг человека" в старшей группе...