Конспект занятия по речевому развитию "Составление сказки динамического типа" старшая группа (с использованием технологии - ТРИЗ)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ялина Наталия Ивановна

Цель: создание условия для усвоения модели сказок динамического типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sostavlenie_skazki.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 6

Конспект занятия по речевому развитию

    Составление сказки динамического типа

Старшая группа

Составила: воспитатель Ялина Н.И.

г. Саров,2018г.

Цель: создание условия для усвоения модели сказок динамического типа.

Задачи:

- Развивать умения связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты;

- Закреплять умения выражать мысль распространённым предложением;

- Воспитывать самостоятельность, любовь к литературным произведениям.

Оборудование: мольберт (доска), листы бумаги, карандаши, игрушка – совенок с    домиком.

Ход занятия.

Организационный этап.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами послушаем новую сказку, которую нам принес Совенок.  Давайте спросим у него, о чем она.

Воспитатель достает с книжной полки домик с Совенком и просит Совенка рассказать детям новую сказку.

Совенок (говорит воспитатель): Ребята, я очень рад видеть вас снова. Я приготовил вам новую увлекательную историю, а вот о чем она, вы узнаете, отгадав загадку. Загадка непростая, чтобы её отгадать посмотрите, что находится в моем волшебном сундучке.

Совенок открывает сундучок и вынимает из него поочередно камушек, водоросли, пайетку.

Дети предлагают свои варианты.

Совенок: молодцы, ребята, отгадали мою загадку, моя сказка об обитателях водоемов.

Совенок открывает книгу, в которой страницы чистые.

Совенок: Кто-то над нами подшутил. Это наверно вода-озорница, сказка-то об обитателях водоемов, книга была в воде, страницы намокли, и текст и картинки смыло водой. Что же делать?

Ответы детей. Дети предлагают разные варианты, в том числе и сочинение сказки.

Совенок: Ребята, помогите, восстановить книгу сказок не забудьте, она должна быть об обитателях водоемов.

Основной этап.

Совенок: Давайте вспомним, из каких частей состоит сказка?

Дети: Зачин, середина, концовка.

Воспитатель: Какими словами, она может начинаться.

Дети: Жили – били, в некотором царстве, в некотором государстве, за тридевять земель, в тридевятом царстве, давным - давно..

Воспитатель: Какими словами сказка заканчивается?

Дети: Вот и сказки конец, а кто слушал молодец,

Воспитатель: Ребята, давайте, вместе вспомним, по какой модели мы будим сочинять сказку.

Дети вместе с воспитателем схематично зарисовывают модель сказки динамического типа на доске.

Алгоритм составления сказки динамического типа.

1. Выбирается главный герой

2.Определяется его характер, мотивы и цели поступков.

3. Герой совершает действия для достижения цели и встречается при этом  с другими объектами

4.Последовательно по каждому взаимодействию фиксируется изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.

5. Итог – изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.

6. Придумывается название получившейся сказки.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас немного отдохнем:

Физкультминутка

Речка

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль. Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
И отправились домой. (Выполняем движения по тексту)

Воспитатель: А теперь мы с вами поможем Совенку восстановить книгу сказок, для этого мы разделимся на пары, в парах сочиним и зарисуем каждый свою сказку. Странички со сказками вклеим Совенку в книгу. Давайте сочинять свои сказки.

Дети сочиняют сказку и зарисовывают ее схематично на своих листочках. Дети рассказывают друг другу составленные сказки, а Совенок ходит и слушает полученные сказки.

Заключительный этап:

Дети отдают листочки совенку, а воспитатель помогает совенку вклеивать их в книгу.

Совенок: Спасибо, вам, друзья за вашу помощь. Ну, мне пора домой. До свидания!

Совенок уходит в свой домик на книжной полке.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята у вас такие интересные сказки получились, а что же нам их помогло сочинить?  Давайте, вспомним этапы создания сказки.

Дети проговаривают алгоритм создания сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"

Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...

Конспект ООД по речевому развитию Составление сказки «Осенний бал»

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"            ...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ. «Путешествие в деревню».

Цель: освоение детьми обобщённых способов составления творческих рассказов по картине. Задачи: 1. учить подбирать точные определения при описании объектов, изображённых на картине. 2. формировать у...

Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по серии картинок» в средней группе

Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по серии картинок» в средней группе...