Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы с использованием русских фольклорных произведений «Катание на санях»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Шульдешова Людмила Александровна

Конспект занятия по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sani.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  для второй младшей группы по речевому развитию с использованием русских фольклорных произведений – потешек  «Катание на санях»

Цель : познакомить детей с малыми фолклорными жанрами  (потешками, прибаутками, закличками и т.п), устаревающеми элементами народного быта.

Задачи

Обучающие:

- учить детей выразительно и ритмично рассказывать потешки;

-продолжать знакомить с традициями русского народа, с устным народным творчеством;

- формировать  умение рассказывать о зиме, активизировать  употребление в речи детей прилагательных и существительных на тему «Зима».

Развивающие:

- развивать  позновательный интерес , способствовать  возникновению положительных эмоций от фольклорных произведений.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строчками потешек ;

- формировать нравственно-патриотические чувства у детей средствами народного фольклора.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке  за явлениями природы в зимний период времени ; рассматривание альбомов «Зима» и «Зимние забавы»; чтение потешек и загадок о зиме.

Материалы и оборудование: импровизированные сани; макеты деревьев: березы, осины, дуб;  книга с иллюстрациями:  «Зима», «Зимние забавы», «Катание с горы зимой» Ф.В. Сычкова, «Фото русских саней»; мешочки по одному на каждого ребенка; заготовки саней из картона; аудиозапись со звуком колокольчика.

Ход занятия:

-Ребята, давайте мы с вами поздароваемся как раньше здоровались  в старину, поклонимся друг другу. Скажите, какое сейчас время года? Правильно зима.  Давайте подойдем к окну и посмотрим что там , на улице? ( Рассказы детей)

-  Зимой, как вы знаете, бывают холода, свистит вьюга, дует свирепый ветер. Послушайте потешку о зиме.

Уж ты зимушка, зима
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт, 
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.

- А у меня есть книга красивая о зиме.  Садитесь ко мне поближе, будем смотреть.

- Что вы видите на  этой картине?  (Зима, идет снег, большие сугробы.)

-Да, зимой выпадает много снега, огромные снежные сугробы покрывают землю.  Люди говорили: «Много снега к хорошему урожаю» и закликали его, давайте и мы с вами произнесем потешку-закличку

Падай, падай,
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!

(Проговариваем с детьми три раза)

-  А на этой картине, посмотрите, сколько ребят.  Что они делают? (Бабу снежную лепят.)  А какое настроение у детей, как вы думаете?  (Им весело, они радуются).  Да видно, что детям очень нравится лепить снежную бабу. А что мы можем сказать о выпавшем снеге, какой он? (Пушистый, липкий, белый)

- Ребята, а на следующей картине,  что вы видите? (Дети на санках  с горки катаются)

- А вы бы хотели оказаться здесь?  Почему?  (Ответы детей).

- Да катание на санках – это любимая зимняя забава.  

- Но раньше, в старину, когда наступала зима, это был один из видов транспорта, ведь колеса тогда еще не придумали, а по снегу,  да по льду только сани могли передвигаться. В русских деревнях сани были незаменимы,  на них и дрова возили и сено домашним животным.

 Посмотрите,  в нашей книге,  какие раньше были сани. В сани запрягали лошадей,  а  иногда привязывали к дуге колокольчик.  А как красиво украшали сани! (Рассматривание саней и  узоров на них)

- И я вас сегодня приглашаю покататься на русских санях.  Но зимой холодно на дворе.  Мороз за нос цепляет, во двор не пускает. Надо песенку спеть морозу, чтобы он не морозил людей. Раньше люди всегда пели песню ему, чтобы он не злился.

- Вот послушайте, какую я знаю потешку - закличку.

Ты, мороз, мороз, мороз, 
Не показывай свой нос! 
Уходи скорей домой, 
Стужу уводи с собой. 
А мы саночки возьмём, 
Мы на улицу пойдём, 
Сядем в саночки - 
Самокаточки.

- Давайте скажем ласково «Морозушко!».  Мы для тебя песенку споем, а ты нас послушай. (Повторение потешки три раза)

- А теперь полезайте в сани, держитесь крепче,  да за мной повторяйте.

Песня-игра «Сани»

Сами саночки бегут, стелется позёмка

И бубенчики поют на морозе звонко.

Динь, динь, динь-дилинь, синими лесами

Едут, едут динь-дилинь сани с бубенцами.

- Посмотрите, сани нас в лес привезли.  Выходите ребятки, по лесу погуляем,  да поиграем. Все мы знаем,  что,   лесу живут лесные жители: птицы да звери разные. Каких лесных зверей вы знаете? (Ответы детей)

–Да,  в лесу живут зайцы, белочки, лисы, медведи и даже волки. А давайте мы с вами поиграем в русскую народную игру, встанем в хоровод и возьмемся за руки.

Хороводная игра « Мы по лесу идем»

Мы по лесу идем, 
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!» 
Никто не откликается, 
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем». 


- Ребята, оглянитесь  вокруг,  здесь березоньки белые растут,  осины стройные да дубы молодцы. В зимнем лесу очень красиво. А вот этот дуб, посмотрите, необычный, на нем мешочки для вас висят, только их не так - то просто достать, нужно слова   волшебные проговорить и допрыгнуть до них. Повторяйте за мной:

Подвижная игра «Ай дуду, дуду, дуду»

Ай ду-ду ду-ду ду-ду 
Сидит ворон на дубу
Сидит ворон на дубу

К дереву ты подойдешь

И сюрприз там найдешь.

- Только мешочки мы откроем в группе,  когда вернемся и посмотрим что там за сюрприз.

 - Ну что ж ребята, нам пора возвращаться в садик. До свидания зимний лес, полный сказок и чудес!  Давайте поклонимся березкам, осинкам да дубам.  А теперь садитесь в сани, держитесь крепче и за мной повторяйте.


Сами саночки бегут, стелется позёмка

И бубенчики поют на морозе звонко.

Динь, динь, динь-дилинь, синими лесами

Едут, едут динь-дилинь сани с бубенцами

- Вот мы и в детском саду. Какая интересная прогулка у нас получилась. Вам понравилось ребята? А что вы запомнили больше всего? (ответы детей)

- Теперь давайте откроем наши мешочки и посмотрим, что за сюрприз нам лес приготовил. Посмотрите, да это же маленькие сани, наверное для наших   кукол и мишек.  На следующем занятии мы  украсим их и подарим нашим игрушкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по ОО "Речевое развитие" во второй младшей группе. Тема: Чтение русской народной сказки "Петушок и бобовое зернышко"

Данное мероприятие было проведено с целью ознакомления детей с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко», а также, знакомство с зерновой культурой – бобами....

Конспект НОД речевого развития в первой младшей группе. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

Цель: познакомить детей с персонажами сказки теремок посредством демонстрации настольного театра . Развивать память, мышление, воображение. Активизировать словарь детей за счет глаголов: скачет, прыга...

Конспект по речевому развитию во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение « Играем в слова».

Конспект занятия по речевому развитию во 2 младшей группе " Чтение русской народной сказки Колобок". Дидактическое упражнение " Играем в слова"...

Конспект по речевому развитию во второй младшей группе«Чтение русской народной сказки «Колобок»Дидактическое упражнение «Играем в слова»

Конспект по речевому развитию во второй младшей группе«Чтение русской народной сказки «Колобок»Дидактическое упражнение «Играем в слова»...

Конспект по речевому развитию во второй младшей группе: В гостях у русской народной сказке "У страха глаза велики"

Знакомство детей с русской народной сказкой "У страха глаза велики"; способствовать развитию речи; прививать любовь к русским народным сказкам; обогащать словарный запас у детей новыми слова...