ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
картотека по развитию речи на тему

Павлова Светлана Александровна

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

  1. Игра «Узнай по описанию»

Цель: обогащение и уточнение словаря прилагательных.

Инструкция: послушай загадку и скажи, о ком она. 

  • Про кого можно сказать: большой, косолапый, неповоротливый?
  • Лежебока, сладкоежка, бурый и лохматый, кто это?

Оборудование: предметные картинки.

Ход проведения. Ребенку предлагается послушать загадки и отгадать их. При правильном ответе предъявляется предметная картинка и ребенка просят еще раз назвать прилагательные, описывающие ее. 

  1. Игра «Кто как голос подает»

Цель: обогащение и уточнение глагольного словаря.

Инструкция: скажи, кто как голос подает?

Оборудование: предметные картинки.

Ход проведения. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, кто как подает голос. ( Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудахчет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка крякает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит).

  1. Игра «Назови ласково»

Цель: обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Инструкция: сегодня мы пойдем в гости к медведю. Медведь маленький, и его можно назвать «медвежонок». Все предметы для медвеженка тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

Оборудование:  медвежонок и вещи из его домика-берлоги

Ход проведения. Логопед предлагает детям пригласить в гости медведя. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, тарелочка, ложечка, вилочка, яблочко, орешек, шишечка и др.).

  1. Игра «Кто что делает?»

Цель: обучение словообразованию приставочных глаголов.

Оборудование: картинки с изображением действий.

Ход проведения и инструкция: ребенку показывают картинки и предлагают ответить на вопрос:

- Что делает медведь?

- Что делает медведица?

- Что делает медвежонок?

  1. Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»

Цель: обучение употреблению названий детенышей животных.

Оборудование: предметные картинки с изображением семейки животных.

Инструкция и ход проведения: На доске картинка по сказке «Три медведя».

- Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»)

- Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа - медведь Михаил Иванович, мама - медведица - Настасья Петровна, детеныш - медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя - это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.

Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис - лиса - лисенок, заяц - зайчиха - зайчонок, волк - волчица - волчонок, еж - ежиха - ежонок, лев - львица - львенок, тигр - тигрица - тигренок, слон - слониха - слоненок.

- А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык - корова - теленок, пес - собака - щенок, кролик - крольчиха - крольчонок, кот - кошка - котенок)

  1. «Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (медведь, заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она коричневая. Хвостик короткий, а ножки косолапые. Любит мед, ходит неуклюже, но очень ловко лазает по деревьям». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

  1. «Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки игрушки (предметы), называет их («Это медведь»), а ребенок называет признаки («мягкий, косолапый, коричневый, лохматый…и т.д.»).

  1. «Исправь ошибку» 

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: медведь красного цвета кушает банан; медвежонок с ушами зайца; и т.п. Ребенок исправляет: медведь коричневый и кушает мед; у медвежонка круглые маленькие ушки.

  1. «Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают медведя, называют детали внешнего вида (глаза, цвет шерсти, лапы…). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая и тд.

  1. «Сравни медвежат»

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.

— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.

— Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)

— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

  1. «Сравни разных зверят».

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.

— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).

— Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).

 Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.

  1. «Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».

Ребенок: А у меня заяц.

— У медведя коричневая шубка.

— А у зайца белая.

— У медведя маленькие круглые ушки.

— А у зайца уши длинные.

  1. «Поручения»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: Мышка и Мишка.

— Хочешь, чтобы Мишка покатал Мышку? Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси Мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, легла на бочок, на спинку. (Мышка, ляг на бочок! Мишка, спой!)

 Можно давать Мышке и Мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.

  1. «Кто что умеет делать»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например,

  • Медведь - рычит, лазает по деревьям, спит в берлоге, собирает малину, кушает мед.
  • кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком;
  • собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
  •  Такую игру можно проводить на разные темы.

  1. «Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, медведя — и предлагает сказать о нем, какой он, что умеет делать, какой он по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: медведь - бурый, неповоротливый, косолапый, сладкоежка, лохматый, свирепый, справедливый, и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей c ОНР.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей....

Консультация для родителей на тему "Игры по формированию лексико-грамматических представлений у дошкольников"

Описание игр на активизацию словаря, формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников...

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

перечень игр по развитию лексико-граматического строя  речи по темам...

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

ОСЕНЬ1. «Что бывает осенью?» Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.Ход. На с...

"УЧИМСЯ, ИГРАЯ" - интерактивные игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9126427","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Игры своими руками. Игры по формированию лексико-грамматического компонента через развитие мелкой моторики.

Данная подборка игр будет интересна как педагогам так и родителям. Все игры выполнены своими руками. Игры направлены на развитие словаря дошкольников, совершенствование грамматической стороны реч...