СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Профилактика нарушений речевого развития детей».
методическая разработка по развитию речи на тему

Фунтова Светлана Штефановна

            Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребёнка, а также на его деятельности в различных её формах. Данный семинар - знакомство педагогов с технологиями речевого развития, с использованием игровых методов и приемов, систематизация знаний педагогов по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4

607067,Нижегородская обл. г.Выкса, ул.Лазо зд.№79  контакты: тел:8(831)77-6-78-40,8(831)77-6-78-26 e –mail: mbdou2012@yandex.ru

                         

                                 СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

Тема: «Профилактика нарушений речевого развития детей».

                                                                         Подготовила: учитель – логопед

                                                                            Фунтова С.Ш.

                               

Городской округ г.Выкса

2013

                                                                     Речь – великая сила: она убеждает,

                                                                             обращает, принуждает.

                                                                                      Р.Эмерсон.

Цель:   знакомство педагогов с технологиями речевого развития, с использованием игровых методов и приемов, систематизация знаний педагогов по данной теме.

План семинара:

  1. Вступительное слово ведущего. Сообщение теоретического материала в форме презентации:
  • актуальность проблемы профилактики нарушений речевого развития;
  • условия успешного речевого развития ребенка в ДОУ;
  • обзор методической литературы.
  1. Проведение викторины для педагогов по речевому развитию детей.
  2. Использование дидактического (игрового) материала по развитию речи детей. (Практическая работа.)
  3. Подведение итогов семинара – практикума за круглым столом.

Вступительное слово ведущего (Презентация прилагается).

            Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребёнка, а также на его деятельности в различных её формах.

           Проблема заключается в том, что в настоящее время значительно возросло количество детей дошкольного возраста с  задержкой речевого развития. Поэтому появилась необходимость раннего выявления, профилактики и преодоления речевых нарушений в развитии детей.

         Мыслитель, гуманист Л. А. Коменский полагал, что ребёнка следует обучить трём важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться» [4]

          Философ, писатель и педагог Ж. Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах задержки речевого развития, и советовал «процесс обучения сделать систематическим и последовательным, состоящим из различных упражнений для выработки ясности, чёткости и связности речи». [2]

          Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно  и во многом зависит от некоторых факторов: достаточной речевой практики, воспитания и обучения, а также от нормального речевого  и социального окружения, которое стимулирует речевое развитие и дает образец речи.

           Активное участие взрослых в здоровом развитии речи ребенка, т. е. воспитание речи в нормальных для нее условиях, является основным моментом профилактики. К сожалению, этот момент в развитии речи, как и значение полноценной речи, до сих пор недооценивается.

         Профилактика нарушений – это предупреждение, а коррекция – исправление. Всем давно понятно, что легче предупредить какие – либо нарушения, чем потом исправлять их.

          Какие же шаги может предпринять воспитатель в плане профилактики нарушений речевого развития детей?

          Воспитатель имеет возможность не только откорректировать то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании. Например, в семье ребёнка излишне опекают, и у него нет надобности пользоваться речью, или взрослые не добиваются речевой активности ребёнка, не обращают внимания на неточное словоупотребление, не учат слушать сказки, рассказы и др. Педагог может при помощи индивидуальных или групповых консультаций помочь родителям в выборе правильного направления в развитии речи своего ребенка.

             Для нервно-психического и речевого здоровья детей в детском саду огромное значение имеет поведение воспитателей. Приветливое выражение лица, одинаково доброе отношение ко всем детям группы, педагогический такт и другие положительные качества должны характеризовать поведенческую установку воспитателя. Одно из необходимых профессиональных качеств воспитателя - умение контролировать свою речь и речь ребёнка. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.  Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания. Не  следует в начальный период развития перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту. При общении  с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать  ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить. В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка, процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда.

        Также воспитатель должен знать и понимать всю важность и необходимость развития не только общей, но и тонкой ручной, а также и артикуляционной моторики; занятия ритмикой, музыкой и пением,  которые способствуют развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждают невнятность речи.

          Ну и самое основное и непререкаемое условие для выполнения воспитателем функций по профилактике нарушений речевого развития дошкольников – это выполнение всех требований программы по разделу «Образовательная область «Коммуникация», а также интеграция «Коммуникации» в другие образовательные области, т.е. осуществление речевого развития не только в процессе специфических игр, занятий и упражнений, но и при организации всех видов детской деятельности через многократное проговаривание своих и чужих действий, использование потешек, пословиц и  поговорок, стихотворных физкультминуток и т.п.

          Для успешной работы по профилактике нарушений речевого развития можно ознакомиться со следующей литературой:

  1. Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. – 2010. -№5
  2. Домашний логопед. Полный справочник. / Под ред. Елисеева Ю.Ю. – М., 2007
  3. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1996
  4. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.- М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2005-2010
  5. Максакова А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.- М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2005-2010
  6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  7. Порошина Е.Б., Лизунова Л.Р. Ранее выявление и профилактика речевых нарушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида. // Логопед. – 2010 - № 4
  8. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. – М.,1981

    Это лишь небольшой островок литературы в огромном море предложений по данной тематике, который окажет неоценимую помощь как вам, педагоги, так и вашим воспитанникам, и их родителям.

    Закончить мне хотелось бы известной русской пословицей: «Каков поп, таков и приход», т.е. у думающего, ищущего, заинтересованного педагога и дети будут думать, искать, интересоваться…


 

  Викторина для педагогов.

Все участники викторины делятся на две команды. Каждой команде одновременно выдается для обсуждения тот или иной вопрос. На обдумывание – примерно 30 секунд. За правильный ответ команда получает фишку. Победительницей считается команда, набравшая большее количество очков.

  1. Выберете правильную формулировку:
  • Уровень развития речи существенно не влияет на успешность обучения.
  • Дети с высоким уровнем развития речи, как правило не испытывают затруднений в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма.
  • У детей с низким уровнем речевого развития не обнаруживаются трудности в обучении, обучении грамоте.
  1. Выберете правильную формулировку:
  • Высокий уровень речевого развития это: развитый фонематический слух, правильное произношение всех звуков речи, обширный словарь, верные грамматические категории, развитые коммуникативные умения, связная речь.
  • Высокий уровень речевого развития это: развитые все стороны речи, за исключением коммуникативных умений.

--------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Продолжите фразу. Большое значение имеет речь воспитателя. Речь должна быть…( чёткой, выразительной, неторопливой)
  2. Продолжите фразу. Воспитатель должен быть на протяжении всего занятия…( доброжелательным, внимательным, эмоциональным)

--------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Определите, к речи какого возраста воспитанников относятся следующие требования. Доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако при этом ребенок часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети  только начинают овладевать, допуская в построении предложений много ошибок, особенно сложных, в согласовании слов.
    Первые связные высказывания состоят из 2-3 фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. (Дети трех лет.)
  2. Определите, к речи какого возраста воспитанников относятся следующие требования. Связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребёнок отвечает достаточно точными краткими или же развёрнутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять, исправлять ошибки. Ребёнок может довольно последовательно и чётко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенные темы.
    Однако дети всё ещё нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе своё эмоциональное отношение развито ещё недостаточно. (Дети 5-6 лет.)

--------------------------------------------------------------------------------------------

  1. С какой фразой вы согласны:
  • высшим достижением речевого воспитания дошкольников является владение связной речью;
  • высшим достижением речевого воспитания дошкольников является владение связной монологической речью;
  • высшим достижением речевого воспитания дошкольников является умение строить высказывания разных типов.
  1. С какой фразой вы согласны:
  • Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности.
  • Развитие речи осуществляется при непосредственной образовательной деятельности.
  • Развитие речи осуществляется на специальных речевых занятиях.

Использование дидактического (игрового) материала по развитию речи детей.

Воспитателям предлагается различный дидактический материал. После ознакомления с ним, предлагается высказать свои мнения по использованию данного дидактического материала на практике в разных видах детской деятельности.

Цель: активизировать не только теоретические, но и практические знания педагогов, развивать их творческую активность.

Подведение итогов семинара – практикума за круглым столом.

Педагогам предлагаются по три фишки  разного цвета, где:

  • красный цвет – семинар-практикум заставил задуматься, принес практическую пользу, доставил удовольствие от общения с коллегами;
  • зеленый цвет – семинар-практикум принес практическую пользу;
  • синий цвет – нет никакого практического и морального удовлетворения.

Подведение итогов и обсуждение возникших в ходе семинара вопросов.

                                             

                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста"

Цели: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста. Дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей. Ознакомить ...

семинар-практикум для педагогов "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством постановки мини-этюдов"

Как научить ребёнка последовательно подготовить к выступлению на сцене, вы найдёте материалы в данном материале....

Семинар-практикум "Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста"

Осанка является одним из важных слагаемых здоровья ребенка. Нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердечнососудистой и дыхательной систем организма, искажают форму тела, становятся причи...

Профилактика нарушений речевого развития детей 4-5 лет

В этом материале представлены ориентиры для родителей , для оценки состояния речи ребенка, даны рекомендации для профилактики  задержки речевого развития....

Семинар-практикум для родителей. Речевое развитие детей.

Семинар-практикум, предложенный Вашему вниманию, составлен в форме путешествия в «Город правильной речи». Во время экскурсии по городу, Родители побывают на Площади познания, где познакомя...