Профилактика нарушений речевого развития детей 4-5 лет
статья (средняя группа)

Фефлова Алла Николаевна

В этом материале представлены ориентиры для родителей , для оценки состояния речи ребенка, даны рекомендации для профилактики  задержки речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokazateli_razvitiya_rechi.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ориентиры, для  анализа состояния речи детей 4-5 лет:

ребёнок  употребляет слова точно по смыслу;

• кроме основных частей речи он  пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;

• ребенок может  достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;

• большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может

быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];

• ребенок  может  управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;

• темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;

• при  рассказывании стихов, сказок дети пользуются выразительной интонацией.

В этом возрасте  дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти особенности в речи других людей. Основное достижение  детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.

Профилактика задержки речевого развития

               Для развития речи у детей данного  возраста, родители должны поощрять их стремление  поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что они видели и даже о том, что они сочинили. При любой занятости не стоит обрывать попытки малыша пообщаться. Если же ребёнок не стремится к общению, мало разговаривает, нужно всеми способами стимулировать его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке, с кем играл в детском саду.

             Произведения художественной литературы, особенно полюбившиеся,

дети этого возраста могут слушать по нескольку раз. Чтение надо закончить беседой по содержанию произведения, оценить поступки героев. Так лучше запоминается смысл и содержание сказки, рассказа, стихотворения. На этом возрастном этапе нужно развивать понятия о пространстве и времени, активизировать в речи эти понятия (справа, слева, посередине, сзади, впереди) .

              Родители наблюдают вместе с ребёнком за явлениями и предметами,

окружающими малыша, учат его описывать увиденное. Детям, умеющим говорить чётко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чётко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.

            Когда внимание родителей направлено на развитие речи детей , они могут в короткие сроки добиться появления правильных и распространённых высказываний, появления богатых интонаций, чёткой артикуляции. Невнятно говорящие дети должны быть обследованы логопедом, с ними следует проводить специальные занятия с участием логопеда, психолога, дефектолога. Как только у   рёбенка наметилось отставание от сверстников в темпе освоения речи, следует немедленно обратиться к специалистам.

              Детская психика пластична. При значительных усилиях родителей и

квалифицированном сопровождении коррекции задержки речевого

развития можно сделать очень много. В любой, даже самой тяжёлой

ситуации, есть возможность хотя бы на полшага продвинуться вперёд.

          Важно понимать, что нерешённые проблемы с речью в дошкольном

возрасте приведут к отставанию в освоении школьной программы ещё на этапе начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Профилактика нарушений речевого развития детей».

          Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучен...

"Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста

Статья  "Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста была включена в сбор...

Консультация "Нормы и нарушения речевого развития детей дошкольного возраста"

Информационный материал для родителей и педагогов ДОУ....

Профилактика нарушений когнитивного развития детей.

Развитие когнитивных процессов дошкольника.Что же такое это "когнитивное развитие" и почему так важно играть с детьми?! Когнитивное развитие, то есть формирование и развитие когнитивной сфер...

Родительский клуб в дошкольном образовательно учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста

Для любого общества одной из главных проблем является воспитание и социализация подрастающего поколения, так как перспективы развития общества и сохранение его трудового потенциала, прежде всего, опре...

Родительский клуб в дошкольном образовательно учреждении, как новая комплексная социальная услуга для профилактики нарушений в развитии детей раннего возраста

Для любого общества одной из главных проблем является воспитание и социализация подрастающего поколения, так как перспективы развития общества и сохранение его трудового потенциала, прежде всего, опре...