Учебно - методический материал "Освоение словаря"
учебно-методический материал по развитию речи

Наумова Анастасия Андреевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvoenie_slovarya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся говорить

На втором году жизни ребенка быстро развивается понимание речи окружающих; качественно и количественно растет активный словарь; малыш усваивает произношение некоторых звуков родного языка (правда, не всех); начинает говорить фразами. Значительно усложняется общение с окружающими.

Освоение словаря

В раннем возрасте понимаемый словарь ребенка значительно шире, чем активно используемый. В конце первого года жизни, даже если ребенок не произносит ни слова, он понимает значение примерно 30 слов.

На втором году жизни ребенок усваивает названия предметов, объектов и связанных с ними наиболее характерных действий: птичка поет, клюет зернышки; киса лакает молоко, умывается, мяукает; ложкой едят; из чашки пьют; из кубиков строят дом, забор, дорожку и т. п.

Малыш знакомится с простейшими качествами предметов: цветом, формой (шарик, кубик, кирпичик), размером (большой, маленький), вкусом (сладкий, кислый, соленый). Ему доступно понимание и более сложных качеств (например «мягкий, теплый, холодный»); некоторых оценочных определений (плохо – хорошо, красивый, нельзя, нужно и др.).

Ближе к полутора годам ребенок может понять сюжет, например, инсценировку из нескольких взаимосвязанных действий. Отвечая на вопросы, он вспоминает, где были («Гуляли на площадке»), что делали («Кормили птичек крошками»), кого (что) видели («Видели красивую красную машину»).

Активный же словарь растет медленно. Время появления первого слова у детей разное. Одни начинают говорить в 7–8 месяцев, другие после года. Растет активный словарь в течение года тоже неравномерно. Запас слов годовалого ребенка колеблется от 5–8 до 15–20 слов, в нем много облегченных слов, понятных только в конкретной ситуации. До полутора лет он увеличивается всего в 2–3 раза. Во втором полугодии этот процесс становится интенсивным. И к двум годам активный словарь состоит уже из 200–300 слов. У мальчиков второго года жизни активный словарный запас меньше, чем у девочек.

У некоторых детей период медленного нарастания активного словаря затягивается примерно до 1 года 10 месяцев. В этот период они почти не пользуются словами, а как бы «подспудно» накапливают лишь слуховые образы слов. После периода молчания вдруг происходит резкий скачок: в высказываниях детей появляется много новых слов, в том числе трудных для произношения.

Если активный словарный запас ребенка растет медленно, но относительно равномерно, то артикуляционный аппарат малыша совершенствуется на простых по звуковому составу словах. Если же в словаре ребенка за короткий срок как бы «вдруг» появляется сотня новых слов, среди которых есть сложные, то всегда есть опасность появления дефектов произношения, которые порой преодолеваются с трудом.

Освоение активного словаря может временно приостановиться при увлечении малыша ходьбой, действиями с игрушками.

Иногда в затруднениях, связанных с освоением активного словаря, виноваты родители. Видя, как относительно легко формируется у ребенка связь между предметами, действиями и их названиями (понимание), взрослые довольствуются поручениями: «Покажи, где глазки у куклы? Дай мисочку. Принеси свои сапожки» и т. п. Все эти фразы предполагают ответ действием, жестом, но они не стимулируют ответ словом. (Ребенок все понимает, но не говорит.)

Порой у взрослых не хватает терпения дождаться от ребенка ответа словом. Слишком велика разница между тем, как быстро может ответить взрослый и как отвечает малыш. Взрослый, например, на предложение «Скажи (повтори) слово» произносит слово через 0,4–0,6 сек, а малыш до полутора лет делает это спустя 30–40 сек, да и то после нескольких просьб. И даже после полутора лет нередки (хотя и не столь продолжительны) ответы-последействия. Ребенка уже спрашивают о другом, а он отвечает на предыдущий вопрос. На третьем году ответы-последействия наблюдаются всего в 0,9 % случаев.

Стимулирует произношение слов использование специальных приемов, например, подражания. Подражанию учат уже в конце первого года жизни, превращая игру лепечущего малыша в перекличку: ребенок произносит слоги, а взрослый повторяет их, потом он предлагает малышу произнести эти же слоги, постепенно добавляя к ним новые.

Если ребенок умеет подражать, ему нетрудно будет выполнить задания: «Скажи „киса“. Как собака лает? Скажи „ав-ав“».

Задания, предполагающие ответ словом, должны учитывать артикуляционные возможности малыша. Его первые слова возникают из лепета, они несложны для произношения (мама, папа, баба), как и слова-звукоподражания.

Когда в семье молодого педагога появился первенец, отец принял деятельное участие в его воспитании: «Никаких „му-му, ту-ту, ав-ав!” Ребенок с самого начала должен слышать и произносить обычные слова». Но мальчик молчал, хотя ему перевалило далеко за год. Тогда мама увезла сына в деревню к бабушке. И здесь старый народный прием почти сразу дал результат. Естественно, что при воспитании второго ребенка его использование не оспаривалось.

Малышу до полутора лет нужно дать возможность ответить доступным ему способом.

Но звукоподражания нужно вовремя заменять обычными словами. Для того чтобы обеспечить этот процесс, предметам и действиям с самого начала дают двойное обозначение: «часы – «тик-так», птичка – «пи-пи», спать – «бай-бай». И, разговаривая с ребенком старше полутора лет, используют обычные слова, чтобы он мог запомнить их, а затем произнести правильно. Например, чтобы ребенок усвоил слово «собака», ему можно задавать такие вопросы: «Кто это?», «Скажи „собака“», «Кто пришел (ушел)?», «Кто спит в домике (на коврике)?», «Кто испугал девочку?», «Кого мы видели на прогулке?», «Кто просит сахар у мальчика?», «Кто с детками играет и очень громко лает?»

В таких ситуациях ребенок радуется возможности высказаться, а вы незаметно подводите его к освоению грамматического строя  речи.

Часто можно наблюдать, как во время ходьбы ребенок что-то лепечет, напевает, придумывает звукосочетания, иногда рифмы. По мнению К. Чуковского, это свидетельствует об обостренном языковом чутье малыша. Хорошо, если вы будете включаться в такие игры, повторять звуковые находки ребенка. Но относиться к ним нужно именно как к игре. Между тем родители часто закрепляют несовершенные образцы и случайные изобретения малышей.

Например, в одной семье малыш называл конфету «кай-кай», картошку – «кокотка», капюшон – «касипом», слово «смотреть» произносил как «сопеть». И родители, обращаясь к ребенку спрашивали: «Тебе кай-кай дать? Кокотку будешь кушать? Давай снимем касипом! Будешь сопеть телевизор?»

На втором году жизни у детей формируется умение обобщать. Например, слово «кукла» ребенок относит ко всем куклам: большим и маленьким, одетым и голышам. Затем он начинает понимать, что словом «игрушки» обозначают и кукол, и пирамидки, и машинки. Помогает ему в этом возможность разнообразно действовать с окружающими предметами и самому обозначать их словами.

При внимательном наблюдении в высказываниях детей второго года жизни можно встретить довольно сложные обобщения. Приведем пример.

За обеденным столом собрались близкие двухлетнему Денису люди: бабушка, дядя Алеша, два брата (Павлик и Дима) и другие. На лице и в голосе Дениса радость: «И Паюся сидит, и баба, и Дима. Мого (много) люди».

Близок к обобщению процесс освоения многозначности разных частей речи. С вашей помощью ребенок начинает понимать, что одно и то же слово, например «надень», может относиться к разным предметам или действиям. Иногда малыши и сами используют слова в ситуации, внешне сходной с уже знакомой. Например, когда журят за проступок, малыш, оправдываясь, говорит: «Я нечаянно».

Денис (1 год 10 месяцев) на прогулке вдруг начинает кашлять. Его спрашивают: «Ты что же это кашляешь?» Он виновато отвечает: «Нечаянно», – хотя кашель не проступок.

Лето в деревне. Денис (2 года) ежедневно видит, как вечером хозяйки встречают коров, и каждая загоняет свою во двор. Естественно, в этой ситуации он понимает слово «загнать». Как-то ребята, среди которых был старший брат Дениса – Павел, играли недалеко от дома. Бабушка позвала Павла ужинать, но мальчик продолжал играть: «Сейчас… Еще немножко!» Бабушка сокрушенно вздыхает: «Никак не загонишь…» Денис тотчас берет хворостину и гонит Павла домой. Брат, смеясь, убегает и скрывается в сенях. Денис садится на завалинку и удовлетворенно произносит: «Все. Загнал!»

Вместе с тем в незнакомой ситуации дети, даже хорошо понимая значение слова, иногда переходят на привычную им систему соподчиненности.

Диме (2 года 2 месяца) воспитатель показывает изображение цыпленка. Дима правильно называет его и добавляет: «А у него нету мамы». Роется в картинках, вытаскивает изображение петуха и говорит: «Это его мама». Воспитатель смеется и, поправляя мальчика, показывает ему изображение курицы. Но Дима продолжает настаивать, тогда воспитатель спрашивает: «А папа кто?» Дима отвечает: «Петух». «А маму как зовут?» – интересуется педагог. Малыш отвечает: «Саша», – имея в виду свою маму. Неточно поставленный вопрос, и малыш сразу «выпадает» из ситуации конкретного разговора.

Этот феномен сохраняется до конца пятого года. Вспомним пример из книги К. Чуковского «От двух до пяти». Девочка, побывав в цирке, считала, что слово «ученые» относится только к собакам. Поэтому, услышав разговор о том, что отец ее подружки «ученый», она тотчас спросила: «Так Кирочкин папа собака? Да?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...

Методическая разработка «Словарь устаревших слов» по сказкам А.С.Пушкина

quot;Словарь устаревших слов" по сказкам А.С.Пушкина поможет детям понять  слов используемых поэтом в сказках, тем самым приобщится к устному русскому нароному творчеству...