Опыт работы по теме:«Обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста пространственными понятиями».
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Фисун Татьяна Петровна

проведение работы с детьми среднего возраста по обогощению словарного запаса словами обозначающее пространственные понятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста пространственными понятиями».

1---------------------------------------------------------------------------------------

-На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.

-Центральным направлением работы по развитию речи детей данного возраста является воспитание инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога.

-Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

-Дети приобретают навыки связной речи, обогащение словарного запаса все это происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.

  2   Задачи: три основные задачи.

- Во- первых обогащение словаря новыми словами предлогами, обозначающими пространственные отношения, усвоение детьми новых значений ряда слов, уже имеющихся у них в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков, качеств, процессов).

- Во вторых закрепление и уточнения словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Поэтому сюда входят углубления понимания уже известных слов-предлогов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира.

- В третьих, активизация словаря . Учить правильно, употреблять в речи слова – предлоги. Усвояемые детьми слова делятся на две категории:

Пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

____________________________________________________

   3    Работа по обучению ориентировки в пространстве проходила с детьми в течение всего времени.

Это, прежде всего образовательная деятельность с детьми. Чтобы эта работа проходила в системе, в начале года был разработан перспективный план образовательной деятельности с детьми на весь учебный год и по всем образовательным областям.

При этом мы использовали следующие методики:

  1. Методику О.С. Ушаковой “Развитие речи детей 4-5лет”
  2. И.А. Лыковой “Изобразительная деятельность в детском саду(средняя группа)”
  3. И.А.Воробьева «Сюжетное рисование»
  4. И.В.Фролова «Предметное рисование»
  5. Л.Н. Коротковских  “Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста”.
  6. Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду».
  7. О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

______________________________________________

    4      Тема пространственных отношений настолько узка, что использовалась нами как часть некоторых занятий.

Для освоения детьми понятий о пространственных отношениях в группе созданы необходимые условия:

- В уголке по развитию речи подобраны игры на развитие пространственных отношений.

-Сделана подборка игр для родителей в виде памятки на эту же тему.

-родителям предложена консультация по развитию речи детей 5 го года жизни.

-созданы альбомы по развитию речи для индивидуальной работы с детьми.

Сделана подборка дидактических игр и пособий в зоне по развитию речи.

____________________________________________________

5.

Вот некоторые из игр на изучение пространственных понятий: “Откуда это?”, “Направо-налево.”, “Чей домик”,  “Найди пару”,  “Мир животных”.

1). Игра “Откуда это?”.

Задача этой игры научить детей употреблять правильно предлоги  С, В, НА, ПОД, ИЗ.

2). Игра “Направо-налево”.

Задача научить различать понятия “справа - слева” ”Направо-налево”. Ориентироваться в пространстве, развиваем зрительное восприятие, внимание и память. В игре можно использовать различные задания:

- найти машинки, которые едут (направо) налево;

- найти всех зверят, которые держат предмет в левой (провой) руке;

- выбери всех зверят, у которых бантик слева (справа).  

В дальнейшем задача игры усложняется, ребенок вначале запоминает картинку, затем по памяти отвечает на вопросы воспитателя: что было справа? В какую сторону ехала машинка?

3). Игра “Чей домик”.

Задачи: в каких домиках живут животные и где находятся эти домики; ребенок учится анализировать, рассуждать и находить единственно правильное решение. Эта игра имеет несколько вариантов, в которых развивается активный словарь ребенка, ознакомление его с окружающим миром, развитие понятий человек и природа; установления связи между любыми даже совершенно неподходящими предметами по одному незначительному признаку.

4). Игра “Найди пару”.

Цель этой игры найти и сказать в каком месте прятался тот или иной персонаж, активизировать в речи предлоги ЗА, ПОД,  НАД, Справа, Слева.

5). Игра “Мир животных”.

Цель этой игры – учить ориентировочным представлениям, где находятся животные, также познакомить ребенка с разными видами животных населяющих нашу планету. Они научатся обобщать и распределять их по группам и среде обитания.

Эта игра также имеет несколько вариантов.

 Кроме этих игр в уголке по развитию речи имеются:

  1. другие дидактические  игры.
  2.  Предметные и сюжетные картинки.
  3.  демонстрационный материал по развитию речи “Беседы по картинкам” О.Е. Громовой.(по сезонам).
  4. Алгоритмы для составления описательных рассказов о предметах.

10____________________________________________________

Работа по расширению и усвоению пространственных отношений проводится не только в непосредственной образовательной деятельности , но в повседневной жизни детского сада и индивидуальной работе с детьми. . При одевании в раздевалке дети учатся правильно складывать вещи в шкафу; какие предметы одежды класть вверху, какие внизу. С Юлей выявились трудности девочка не могла понять различие слов вверху, внизу и постоянно путалась. Чтобы устранить эту проблему для мамы была подобрана консультация и несколько игр для дома. После совместной индивидуальной работы с ребенком с нашей стороны и маминой Юля стала понимать что вверх – нужно подняться, дотянуться до чего – то. Внизу – нужно присесть, опуститься. Также при выходе на прогулку мы предлагаем детям построится по парам, давая установку, что первая пара это Витя и Катя, за ним Кирилл и Алена и т.д. дети находят свои пары, и свое место в строю. На прогулке проводятся подвижные игры “Спрячься за дерево”, “Под куст”, или задания “Добеги до дерева”

-отнеси пасочки и совочки в песочницу;

-убери игрушки в корзинку и т.д.

Во время этих заданий дети закрепляют понятие около, возле, между, впереди, сзади и предлоги на, под, за, из.

Во время игры «Назови, что впереди тебя, что за тобой»,  дети называют по одному или несколько предметов, которые видели, мы выявили, что более спокойные дети видели предметов больше, эта игра заставила не спешить, сосредоточивать свое внимание, развивает память.

На физкультурных занятиях при игре «Найди и промолчи» выявили, что Самира и Юля находят предметы, но не могут словами объяснить, где он находится.

С этими детьми проводится индивидуальная работа, используя специальный альбом по развитию речи.

11

_____________________________________________

Для работы с родителями по данной теме имеется информационный материал, который размещается в родительском уголке.

Материал меняется по месяцам, и в нем кроме других советов имеются советы родителям в какие игры можно поиграть с детьми дома или на прогулке, чтобы закрепить пространственные отношения.

Нами также подготовлена консультация для родителей по развитию речи детей 4 – 5 лет, подобраны игры для родителей по развитию речи.

На открытом занятии мы постарались показать свою работу и знания детей, которые они приобрели за прошедший период, начиная с начала учебного года.

В дальнейшем работа по расширению словарного запаса детей пространственными понятиями не будет остановлена, а продолжается до время их ухода в школу, т.е. в старшей и подготовительной группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование дидактических игр в развитии активного словаря детей среднего дошкольного возраста"

Цель: повысить речевой уровень детей,  развивать активный словарь....

Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста на материале комплекса игр занятий

В статье освещены проблемы , связанные с изучением литературного развития ребенка в ДОУ....

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»

Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...

Опыт работы по развитию самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста

Опыт работы по развитию самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста, воспитатель Веселова Юлия Викторовна...

«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».

quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....