XIX Педагогические чтения
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Бер Зульфия Исхаковна

материал по использованию художественной литературы в развитии речи младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moya_vizitka.zip54.37 КБ
Файл ped_chteniya.docx22.43 КБ
Файл ped_chteniya.pptx2.91 МБ

Подписи к слайдам:

«Использование художественной литературы

в
развитии
речи детей младшего дошкольного возраста»

 

Цели:

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
;
 

- приобщение
к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- развитие
свободного общения со взрослыми и детьми;
- обогащение активного словаря.


Умения и навыки, которые формируются в ходе выполнения этой работы:

- умение организовывать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную);
- умение организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей;
-умение планировать задачи с учетом индивидуальных особенностей детей;
- умение применять методики обучения и развития детей.



Выполнила:

Бер Зульфия Исхаковна
воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 21»
г. Тобольск.


Предварительный просмотр:

 «Использование художественной литературы

в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- обогащение активного словаря.

 

(слайд 3) Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,тем шире его возможности в познание окружающего мира. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплеске с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя иры и художественную литературу. Так как, в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Одним из важных разделов работы детского сада является развитие речи детей, так как неуклонно растёт объём знаний, который нужно передать детям. Для того чтобы помочь детям справиться с этими задачами, нужно позаботиться о полноценном формировании у них речи. Это условие успешного обучения. Поэтому педагоги должены придавать большое значение развитию речи. Проблема развития речи детей является актуальной вследствие того, что с каждым годом появляется всё больше детей с различными речевыми нарушениями. (слайд 4) Речь начинают формировать уже в младшем дошкольном возрасте, прежде всего посредством диалога — основной формой речевого общения. Именно в этом возрасте в детских садах проводится работа по обучению рассказыванию. Разумнее начинать обучение рассказывания с работы по описанию игрушек, предметов, иными словами, с формирования умения характеризовать единичные объекты. На практике я поняла, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Навыки, приобретённые при описании одной группы предметов (например, посуды), дети не могут перенести в деятельность описания другой группы предметов (например, одежды). Занятия по обучению детей умению описывать предметы, я отношу к наиболее сложным. Проблема заключается в том, что дети с трудом самостоятельно строят связный текст. Дети не знают, как начать и закончить описание. В описаниях нет чёткого образа предмета. Высказывания представляют собой набор однотипных предложений, которые прерываются паузами, что говорит о недостаточном умении строить предложения. Порой необходимое слово заменяется действием, жестом. Всё это говорит о том, что дети нуждаются в помощи со стороны взрослых, в их указаниях. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения связной речи был для детей интересным, занимательным, развивающим. Чтобы повысить качество связной речи детей, мною были проанализированы средства развития речи. Таким средством является метод наглядности.

Дети дошкольного возраста очень пластичны и легко обучаемы, но для большинства детей характерны быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядности вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Метод наглядности учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания, развивает психические процессы — память, внимание, воображение, мышление — ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

(слайд 5) С детьми младшего дошкольного возраста я использую самый простой вид модели — предметную (предметно-схематическую). Этот вид модели помогает детям в составлении элементарных описательных рассказов о животных. Как правило, это набор картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Например, чтобы составить описательный рассказ о кошке, можно использовать группу картинок, либо отдельные картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, умывается, мышка. Дети выбирают картинки по собственной инициативе и составляют небольшой рассказ. Такие модели можно  использовать для рассказов о разных животных. Все занятия сопровождаются сюрпризными моментами — появлением игрушки — животного (загадки). Конечно, таким занятиям предшествует огромная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картин; упражнения в наблюдательности, обогащение словаря и т. д.

(слайд 6) Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Сказки и рассказы открывают перед ребенком жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают воображение ребенка, обогащают эмоции. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания. Ведь произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. По сути, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок (т.е. маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка).

В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность и ритмичность русской речи, а в сказках – меткость и выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. В младшем дошкольном возрасте много времени отводится чтению сказок. Сказки состоят из коротких эпизодов, содержание и последовательность которых маленький ребёнок и сам в состоянии удержать в памяти. Однако, как правило, мы удовлетворяемся тем, что ребёнок запомнил содержание, и мало обращаем его внимание на характерные признаки персонажей, логику изложения. Восприятие художественного произведения зависит от того, как мы преподнесём его ребенку.  (слайд 7) Для ознакомления детей со сказкой я использую и метод рассказывания с использованием показа разных видов театра: настольного, пальчикового, бибабо, такие приемы помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст. При использовании этих приемов я могу объяснить непонятные детям слова.  Если мы прочитаем сказку, не обсуждая поступки героев, не обратив внимания на внешний вид героев, на их речь, то такая сказка очень быстро забудется ребенком, не вызовет у него никаких переживаний, впечатлений.  Этому, мы, взрослые, должны научить его. И в этом мне опять помогает метод наглядности. Для пересказа сказок я подбираю набор сюжетных изображений, книжных иллюстраций или предлагаю детям самим показать сказку, на что дети соглашаются с большим желанием. Для начала читаю выразительно сказку, рассматриваем все иллюстрации, а затем предлагаю поиграть в сказку детям. (слайд 8) Так же, можно предложить детям нарисовать сказку. Раздаю листы бумаги с нарисованными кружочками или готовые кружочки, и предлагаю превратить их в героев сказки. Если к кружочку сверху подрисовать листики, то получится репка; если усы — дед; если ушки и хвостик-собачка и т. д. А когда дети рисуют, то проговариваю и внешний вид героев (зайчик — маленький, серенький, длинные ушки; дедушка — старый, усатый; у мышки тоненький, длинный хвостик и т. д.). Главное, научить ребенка видеть в каждом предмете-заместителе тот или иной персонаж, не боятся высказывать свое мнение. (слайд 9) Ребенку будет намного интересней не только послушать сказку, но и поиграть в нее.  (слайд 10) Очень нравится детям сказки с элементами конструирования, которую мы придумали сами. Суть игры заключается в том, что дети по желанию выбирают себе роль знакомого героя и опираясь на знакомую сказку играют его роль — ребенок должен показать, что умеет делать этот сказочный герой. (слайд 11) Запоминание стихов, оказывает большое влияние на развитие словаря ребенка. Подбирая к каждому четверостийшию определенную картинку я даю возможность быстрого запоминаия этих строк. Так же я использую мнемотаблицы. В этом случае у ребенка развивается память, внимание и активизируется  речь.

Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение книг являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации. Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду. Обогащать жизненный литературный опыт детей, используя разнообразные игровые приемы. С художественным вкусом человек не рождается, над многим предстоит работать. У наших детей все еще впереди. Работай над собой, совершенствуй себя, будь приятен себе и людям, живущим с тобой рядом. А я, как воспитатель помогу им в этом.

(слайд 12) Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

А свое выступление хотелось бы закончить строками С. Михалкова:

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
                                                                                                                                    Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование художественной литературы в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Составила: Бер Зульфия Исхковна Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 21» г . Тобольск

Слайд 2

Чтение – вот лучшее учение. Пушкин А.С.

Слайд 3

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,тем шире его возможности в познание окружающего мира. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплеске с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя иры и художественную литературу. Так как, в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Слайд 4

Речь начинают формировать уже в младшем дошкольном возрасте, прежде всего посредством диалога — основной формой речевого общения. Именно в этом возрасте в детских садах проводится работа по обучению рассказыванию. Разумнее начинать обучение рассказывания с работы по описанию игрушек, предметов, иными словами, с формирования умения характеризовать единичные объекты.

Слайд 5

С детьми младшего дошкольного возраста я использую самый простой вид модели — предметную (предметно-схематическую). Этот вид модели помогает детям в составлении элементарных описательных рассказов о животных. Как правило, это набор картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Например, чтобы составить описательный рассказ о кошке, можно использовать группу картинок, либо отдельные картинки : кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, умывается, мышка.

Слайд 6

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Сказки и рассказы открывают перед ребенком жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают воображение ребенка, обогащают эмоции . В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность и ритмичность русской речи, а в сказках – меткость и выразительность.

Слайд 7

Для ознакомления детей со сказкой я использую и метод рассказывания с использованием показа разных видов театра

Слайд 9

Ребенку будет намного интересней не только послушать сказку, но и поиграть в нее.

Слайд 10

Очень нравится детям сказки с элементами конструирования, которую мы придумали сами.

Слайд 11

Запоминание стихов, оказывает большое влияние на развитие словаря ребенка. Подбирая к каждому четверостийшию определенную картинку я даю возможность быстрого запоминаия этих строк. Так же я использую мнемотаблицы . В этом случае у ребенка развивается память, внимание и активизируется речь.

Слайд 12

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Слайд 13

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! С. Михалков

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш образ жизни. Материал к Педагогическим чтениям. Омутнинск, 2008г.

Размышления  о воспитании детей в семье Никитиных и работа  ДОУ с неорганизованными детьми....

«Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызовы, задачи, перспективные решения»

Областная научно – практическая конференция педагогических работников «Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызов...

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга»     «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...

Педагогические чтения как форма работы с педагогическим коллективом

Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного педагога и всего педагогического коллектива. Педагогические чтения организуются и проводятся с целью повышен...