Конкурс. Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Куропатина Татьяна Леонидовна

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

Тема. «Путешествие в сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».

Цель. Создание социальной ситуации развития творческого потенциала дошкольников через включение в активную деятельность в ходе работы со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович» с использованием ТРИЗ.

Задачи:

- обеспечить условия для формирования активных форм мышления в единстве с творческим воображением;

- учить детей старшего дошкольного возраста менять содержание знакомой сказки, используя приёмы фантазирования ТРИЗ;

- создать условия для развития связной речи, умение обобщать, делать выводы;

- создать условия для установления партнёрских взаимоотношений;

- способствовать развитию чувств патриотического самосознания через русскую авторскую сказку.

 

Ход образовательной деятельности

 

1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

В группе на столе лежит книга с чистыми листами и надписью: автор В. Одоевский,  «Мороз Иванович».

Открываем  книгу. На странице 1 («Приглашение в сказку» (герои сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» приглашают в сказку и просят детей позабавить их интересными играми)

рассказчик – Татьяна Леонидовна.

Воспитатель наблюдает за диалогом детей.

Сможем?

Вы не против того, чтобы я была рассказчиком?

 Незаметно подводит к выводу, что на каждой странице есть пронумерованные конверты, следовательно, открывать поочерёдно.

 

Дети читают фамилию автора и название книги. Вспоминают героев сказки, кто мог бы их пригласить.

 

Решают, что будут играть с героями.

 

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 

Условия для поддержки речевой активности.

 

 

 

 

2. Основная часть.

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Стулья стоят кругом – на один больше количестве детей.

«В одном доме жили две девочки - Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка.

 

 

 

 

Игра  «Перебежки»

Рукодельница

·        рано вставала;

·        сама, без нянюшки, одевалась;

·        печку топила,

·        хлебы месила,

·        избу мела,

·        петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

Ленивица

·        не знает, чем заняться;

·        у окошка мух считает;

·        сидит плачет, что скучно.

Игра «Скажи наоборот»

Ленивица злая, а Рукодельница… (добрая)

Ленивица грубая, а рукодельница…(Ласковая, нежная)

Ленивица неряшливая, а Рукодельница… (аккуратная)

Ленивица ленивая, а Рукодельница… (трудолюбивая, хозяйственная)

Ленивица глупая, а Рукодельница… (умная)

Ленивица черствая, а Рукодельница… (мягкая, доброжелательная)

 

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 

Условия для поддержки речевой активности.

 

 

«Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?»

Как же Рукодельнице достать ведра?

ТРИЗ-игра «Мозговой штурм. Помоги рукодельнице»

Дети предлагают свои варианты: попросить веревку у соседей, достать ведро палкой и т. д.

Условия для поддержки речевой активности.

 

Условия для развития фантазии детей.

 

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 

 

«Расплакалась бедная Рукодельница. Пошла к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась смотрит, а перед ней….

(печка, яблонька). Что сделала Рукодельница?

 

А что случилось бы, если бы рукодельница не стала помогать печке и яблоне?

ТРИЗ-игра «Фантастические гипотезы»

Дети высказывают свое мнение: пирожки бы сгорели, случился пожар, яблоки начали гнить, ветви поломались и т. д.

 

 

 

 Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

 

Условия для развития фантазии детей.

 

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 

 

«Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар».

А если бы Мороз Иванович выглядел совсем по-другому? Каким бы он мог быть?

ТРИЗ «Метод фокальных объектов»

Детям предлагаются различные картинки со схематическим изображением характерных качеств героев. Используя схему, они составляют описательный рассказ о Морозе Ивановиче.

 

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

 

Условия для развития фантазии детей.

 

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 

Звучит веселая русская-народная мелодия

 

Воспитатель наблюдает за физическим состоянием детей и предлагает им физминутку.

Чтобы носик не замерз,

(дети хлопают себя ладонями по плечам)
Надо ножками потопать

 (топают ногам)
И ладошками похлопать.

(хлопают)
С неба падают снежинки,

(дети поднимают руки над головой и делают) 
Как на сказочной картинке.   (хватательные движения, словно ловят снежинки)
Будем их ловить руками.

И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,          (потягивания — руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,     (ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем                 (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом.    

(дети садятся на свои места)

Дети выполняю движения в соответствии с текстом

Условия двигательной активности.

 

 

«- Знаю я, зачем ты пришла, - говорит Мороз Иванович, -  ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже.

 Рукодельница послушалась... Пошли они в дом.

 

 

 

 

«Фантастический бином», используя картинки рассказать о том, что она могла бы делать рукодельница у Мороза Ивановича. (добавлены современные бытовые приборы)

 

 

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

 

Условия для развития фантазии детей.

 

Условия для установления причинно-следственных связей.

 

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 

 

 Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:

 - Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик - косыночку закалывать.

 Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет божий».

Дети слушают сказку.

 

 

« Ленивице очень не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже.

 Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну». Смотрит Ленивица, а перед ней стоит серый волк

ТРИЗ-игра «Изменение ситуации в знакомых сказках»

Дети фантазируют, о чем бы мог попросить Ленивицу волк, чем бы закончилась их встреча?

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

 

Условия для развития творческих способностей детей.

 

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 

Карточки с изображением различных продуктов.

«Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал.

- Что тебе надобно, девочка? - спросил он.

 - Пришла я к тебе, - отвечала Ленивица, - послужить да за работу получить.

 - Дельно ты сказала, девочка, - отвечал старик, - приготовь ка мне девица обед.

А сам пошёл и лёг спать.

Кто поможет Ленивице? Взяла она телефон и позвонила… К кому?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

ТРИЗ «Что сначала, что потом?»

Дети выбирают необходимые для борща продукты и определяют нужную последовательность их приготовления.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

 

Условия для поддержки речевой активности.

 

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 

 

« На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича ее домой отпустить да за работу наградить.

 Пришла домой и хвастается.

 Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол.

Заплакала горько Ленивица, а Рукодельница ей говорит.

Ответы детей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

 

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 

 

3. Заключительная часть.

 

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Путешествие удалось? Понравились вам игры от героев сказки? Какая понравилась больше всего? Чем она вам запомнилась? С героями из каких сказок вы бы еще хотели поиграть?

Дети высказывают свое мнение, делятся эмоциями, высказывают свои желания.

Условия для развития социально- коммуникативных способностей детей.

 

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

Тема. «Путешествие в сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».

Цель. Создание социальной ситуации развития творческого потенциала дошкольников через включение в активную деятельность в ходе работы со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович» с использованием ТРИЗ.

Задачи: 

- обеспечить условия для формирования активных форм мышления в единстве с творческим воображением;

- учить детей старшего дошкольного возраста менять содержание знакомой сказки, используя приёмы фантазирования ТРИЗ;

- создать условия для развития связной речи, умение обобщать, делать выводы;

- создать условия для установления партнёрских взаимоотношений;

- способствовать развитию чувств патриотического самосознания через русскую авторскую сказку.

Ход образовательной деятельности

1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

В группе на столе лежит книга с чистыми листами и надписью: автор В. Одоевский,  «Мороз Иванович».

Открываем  книгу. На странице 1 («Приглашение в сказку» (герои сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» приглашают в сказку и просят детей позабавить их интересными играми)

рассказчик – Татьяна Леонидовна.

Воспитатель наблюдает за диалогом детей.

Сможем?

Вы не против того, чтобы я была рассказчиком?

 Незаметно подводит к выводу, что на каждой странице есть пронумерованные конверты, следовательно, открывать поочерёдно.

Дети читают фамилию автора и название книги. Вспоминают героев сказки, кто мог бы их пригласить.

Решают, что будут играть с героями.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки речевой активности.

2. Основная часть.

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Стулья стоят кругом – на один больше количестве детей.

«В одном доме жили две девочки - Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка.

Игра  «Перебежки»

Рукодельница

  • рано вставала;
  • сама, без нянюшки, одевалась;
  • печку топила,
  • хлебы месила,
  • избу мела,
  • петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

Ленивица

  • не знает, чем заняться;
  • у окошка мух считает;
  • сидит плачет, что скучно.

Игра «Скажи наоборот»

Ленивица злая, а Рукодельница… (добрая)

Ленивица грубая, а рукодельница…(Ласковая, нежная)

Ленивица неряшливая, а Рукодельница… (аккуратная)

Ленивица ленивая, а Рукодельница… (трудолюбивая, хозяйственная)

Ленивица глупая, а Рукодельница… (умная)

Ленивица черствая, а Рукодельница… (мягкая, доброжелательная)

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки речевой активности.

«Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?»

Как же Рукодельнице достать ведра?

ТРИЗ-игра «Мозговой штурм. Помоги рукодельнице»

Дети предлагают свои варианты: попросить веревку у соседей, достать ведро палкой и т. д.

Условия для поддержки речевой активности.

Условия для развития фантазии детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

«Расплакалась бедная Рукодельница. Пошла к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась смотрит, а перед ней….

(печка, яблонька). Что сделала Рукодельница?

А что случилось бы, если бы рукодельница не стала помогать печке и яблоне?

ТРИЗ-игра «Фантастические гипотезы»

Дети высказывают свое мнение: пирожки бы сгорели, случился пожар, яблоки начали гнить, ветви поломались и т. д.

 Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для развития фантазии детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

«Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар».

А если бы Мороз Иванович выглядел совсем по-другому? Каким бы он мог быть?

ТРИЗ «Метод фокальных объектов»

Детям предлагаются различные картинки со схематическим изображением характерных качеств героев. Используя схему, они составляют описательный рассказ о Морозе Ивановиче.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для развития фантазии детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Звучит веселая русская-народная мелодия

Воспитатель наблюдает за физическим состоянием детей и предлагает им физминутку.

Чтобы носик не замерз,

(дети хлопают себя ладонями по плечам)
Надо ножками потопать

 (топают ногам)
И ладошками похлопать.

(хлопают)
С неба падают снежинки,

(дети поднимают руки над головой и делают) 
Как на сказочной картинке.   (хватательные движения, словно ловят снежинки)
Будем их ловить руками.

И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,          (потягивания — руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,     (ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем                 (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом.    

(дети садятся на свои места)

Дети выполняю движения в соответствии с текстом

Условия двигательной активности.

«- Знаю я, зачем ты пришла, - говорит Мороз Иванович, -  ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже.

 Рукодельница послушалась... Пошли они в дом.

 

«Фантастический бином», используя картинки рассказать о том, что она могла бы делать рукодельница у Мороза Ивановича. (добавлены современные бытовые приборы)

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для развития фантазии детей.

Условия для установления причинно-следственных связей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:

 - Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик - косыночку закалывать.

 Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет божий».

Дети слушают сказку.

« Ленивице очень не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже.

 Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну». Смотрит Ленивица, а перед ней стоит серый волк

ТРИЗ-игра «Изменение ситуации в знакомых сказках»

Дети фантазируют, о чем бы мог попросить Ленивицу волк, чем бы закончилась их встреча?

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для развития творческих способностей детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Карточки с изображением различных продуктов.

«Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал.

- Что тебе надобно, девочка? - спросил он.

 - Пришла я к тебе, - отвечала Ленивица, - послужить да за работу получить.

 - Дельно ты сказала, девочка, - отвечал старик, - приготовь ка мне девица обед.

А сам пошёл и лёг спать.

Кто поможет Ленивице? Взяла она телефон и позвонила… К кому?

Ответы детей.

ТРИЗ «Что сначала, что потом?»

Дети выбирают необходимые для борща продукты и определяют нужную последовательность их приготовления.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для поддержки речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

« На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича ее домой отпустить да за работу наградить.

 Пришла домой и хвастается.

 Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол.

Заплакала горько Ленивица, а Рукодельница ей говорит.

Ответы детей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

3. Заключительная часть.

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Путешествие удалось? Понравились вам игры от героев сказки? Какая понравилась больше всего? Чем она вам запомнилась? С героями из каких сказок вы бы еще хотели поиграть?

Дети высказывают свое мнение, делятся эмоциями, высказывают свои желания.

Условия для развития социально- коммуникативных способностей детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»

Конспект организованной образовательной деятельности  в старшей группе «Путешествие капельки»...

конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие ослика"

Цель: Формирование нравственных норм у детей  дошкольного возраста через игровую деятельность.Задачи: Учить дошкольников помогать тем, кто слабее.  Развивать стремление выражать свое отношен...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие по сказке Колобок».

Цель: Создание социальной ситуации в процессе обучение детей счету до 4-х.Задачи:Обеспечить условия для : закрепления навыка порядкового счета до 4-х ; развития умения соотносить каждое числительное с...

Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие на остров здоровья»

Цель:Формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни.Задачи:Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления о с...