Конкурс. Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
Тема. «Путешествие в сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».
Цель. Создание социальной ситуации развития творческого потенциала дошкольников через включение в активную деятельность в ходе работы со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович» с использованием ТРИЗ.
Задачи:
- обеспечить условия для формирования активных форм мышления в единстве с творческим воображением;
- учить детей старшего дошкольного возраста менять содержание знакомой сказки, используя приёмы фантазирования ТРИЗ;
- создать условия для развития связной речи, умение обобщать, делать выводы;
- создать условия для установления партнёрских взаимоотношений;
- способствовать развитию чувств патриотического самосознания через русскую авторскую сказку.
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
В группе на столе лежит книга с чистыми листами и надписью: автор В. Одоевский, «Мороз Иванович». Открываем книгу. На странице 1 («Приглашение в сказку» (герои сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» приглашают в сказку и просят детей позабавить их интересными играми) рассказчик – Татьяна Леонидовна. | Воспитатель наблюдает за диалогом детей. Сможем? Вы не против того, чтобы я была рассказчиком? Незаметно подводит к выводу, что на каждой странице есть пронумерованные конверты, следовательно, открывать поочерёдно.
| Дети читают фамилию автора и название книги. Вспоминают героев сказки, кто мог бы их пригласить.
Решают, что будут играть с героями. |
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для поддержки речевой активности.
|
2. Основная часть.
Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Стулья стоят кругом – на один больше количестве детей. | «В одном доме жили две девочки - Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка.
| Игра «Перебежки» Рукодельница · рано вставала; · сама, без нянюшки, одевалась; · печку топила, · хлебы месила, · избу мела, · петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила. Ленивица · не знает, чем заняться; · у окошка мух считает; · сидит плачет, что скучно. Игра «Скажи наоборот» Ленивица злая, а Рукодельница… (добрая) Ленивица грубая, а рукодельница…(Ласковая, нежная) Ленивица неряшливая, а Рукодельница… (аккуратная) Ленивица ленивая, а Рукодельница… (трудолюбивая, хозяйственная) Ленивица глупая, а Рукодельница… (умная) Ленивица черствая, а Рукодельница… (мягкая, доброжелательная) |
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для поддержки речевой активности.
|
| «Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?» Как же Рукодельнице достать ведра? | ТРИЗ-игра «Мозговой штурм. Помоги рукодельнице» Дети предлагают свои варианты: попросить веревку у соседей, достать ведро палкой и т. д. | Условия для поддержки речевой активности.
Условия для развития фантазии детей.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
|
| «Расплакалась бедная Рукодельница. Пошла к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась смотрит, а перед ней…. (печка, яблонька). Что сделала Рукодельница?
А что случилось бы, если бы рукодельница не стала помогать печке и яблоне? | ТРИЗ-игра «Фантастические гипотезы» Дети высказывают свое мнение: пирожки бы сгорели, случился пожар, яблоки начали гнить, ветви поломались и т. д.
| Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Условия для развития фантазии детей.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
|
| «Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар». А если бы Мороз Иванович выглядел совсем по-другому? Каким бы он мог быть? | ТРИЗ «Метод фокальных объектов» Детям предлагаются различные картинки со схематическим изображением характерных качеств героев. Используя схему, они составляют описательный рассказ о Морозе Ивановиче.
| Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Условия для развития фантазии детей.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
|
Звучит веселая русская-народная мелодия
| Воспитатель наблюдает за физическим состоянием детей и предлагает им физминутку. Чтобы носик не замерз, (дети хлопают себя ладонями по плечам) (топают ногам) (хлопают) (дети поднимают руки над головой и делают) И покажем дома маме. (дети садятся на свои места) | Дети выполняю движения в соответствии с текстом | Условия двигательной активности.
|
| «- Знаю я, зачем ты пришла, - говорит Мороз Иванович, - ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. Рукодельница послушалась... Пошли они в дом.
| «Фантастический бином», используя картинки рассказать о том, что она могла бы делать рукодельница у Мороза Ивановича. (добавлены современные бытовые приборы)
| Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Условия для развития фантазии детей.
Условия для установления причинно-следственных связей.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
|
| Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: - Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик - косыночку закалывать. Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет божий». | Дети слушают сказку. |
|
| « Ленивице очень не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже. Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну». Смотрит Ленивица, а перед ней стоит серый волк | ТРИЗ-игра «Изменение ситуации в знакомых сказках» Дети фантазируют, о чем бы мог попросить Ленивицу волк, чем бы закончилась их встреча? | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Условия для развития творческих способностей детей.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
|
Карточки с изображением различных продуктов. | «Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал. - Что тебе надобно, девочка? - спросил он. - Пришла я к тебе, - отвечала Ленивица, - послужить да за работу получить. - Дельно ты сказала, девочка, - отвечал старик, - приготовь ка мне девица обед. А сам пошёл и лёг спать. Кто поможет Ленивице? Взяла она телефон и позвонила… К кому?
|
Ответы детей. ТРИЗ «Что сначала, что потом?» Дети выбирают необходимые для борща продукты и определяют нужную последовательность их приготовления. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Условия для поддержки речевой активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
|
| « На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича ее домой отпустить да за работу наградить. Пришла домой и хвастается. Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол. Заплакала горько Ленивица, а Рукодельница ей говорит. | Ответы детей. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
|
3. Заключительная часть.
Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Путешествие удалось? Понравились вам игры от героев сказки? Какая понравилась больше всего? Чем она вам запомнилась? С героями из каких сказок вы бы еще хотели поиграть? | Дети высказывают свое мнение, делятся эмоциями, высказывают свои желания. | Условия для развития социально- коммуникативных способностей детей.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
Тема. «Путешествие в сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».
Цель. Создание социальной ситуации развития творческого потенциала дошкольников через включение в активную деятельность в ходе работы со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович» с использованием ТРИЗ.
Задачи:
- обеспечить условия для формирования активных форм мышления в единстве с творческим воображением;
- учить детей старшего дошкольного возраста менять содержание знакомой сказки, используя приёмы фантазирования ТРИЗ;
- создать условия для развития связной речи, умение обобщать, делать выводы;
- создать условия для установления партнёрских взаимоотношений;
- способствовать развитию чувств патриотического самосознания через русскую авторскую сказку.
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
В группе на столе лежит книга с чистыми листами и надписью: автор В. Одоевский, «Мороз Иванович». Открываем книгу. На странице 1 («Приглашение в сказку» (герои сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» приглашают в сказку и просят детей позабавить их интересными играми) рассказчик – Татьяна Леонидовна. | Воспитатель наблюдает за диалогом детей. Сможем? Вы не против того, чтобы я была рассказчиком? Незаметно подводит к выводу, что на каждой странице есть пронумерованные конверты, следовательно, открывать поочерёдно. | Дети читают фамилию автора и название книги. Вспоминают героев сказки, кто мог бы их пригласить. Решают, что будут играть с героями. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки речевой активности. |
2. Основная часть.
Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Стулья стоят кругом – на один больше количестве детей. | «В одном доме жили две девочки - Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. | Игра «Перебежки» Рукодельница
Ленивица
Игра «Скажи наоборот» Ленивица злая, а Рукодельница… (добрая) Ленивица грубая, а рукодельница…(Ласковая, нежная) Ленивица неряшливая, а Рукодельница… (аккуратная) Ленивица ленивая, а Рукодельница… (трудолюбивая, хозяйственная) Ленивица глупая, а Рукодельница… (умная) Ленивица черствая, а Рукодельница… (мягкая, доброжелательная) | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки речевой активности. |
«Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?» Как же Рукодельнице достать ведра? | ТРИЗ-игра «Мозговой штурм. Помоги рукодельнице» Дети предлагают свои варианты: попросить веревку у соседей, достать ведро палкой и т. д. | Условия для поддержки речевой активности. Условия для развития фантазии детей. Условия для выражения детьми своих мыслей. | |
«Расплакалась бедная Рукодельница. Пошла к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась смотрит, а перед ней…. (печка, яблонька). Что сделала Рукодельница? А что случилось бы, если бы рукодельница не стала помогать печке и яблоне? | ТРИЗ-игра «Фантастические гипотезы» Дети высказывают свое мнение: пирожки бы сгорели, случился пожар, яблоки начали гнить, ветви поломались и т. д. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для развития фантазии детей. Условия для выражения детьми своих мыслей. | |
«Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар». А если бы Мороз Иванович выглядел совсем по-другому? Каким бы он мог быть? | ТРИЗ «Метод фокальных объектов» Детям предлагаются различные картинки со схематическим изображением характерных качеств героев. Используя схему, они составляют описательный рассказ о Морозе Ивановиче. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для развития фантазии детей. Условия для выражения детьми своих мыслей. | |
Звучит веселая русская-народная мелодия | Воспитатель наблюдает за физическим состоянием детей и предлагает им физминутку. Чтобы носик не замерз, (дети хлопают себя ладонями по плечам) (топают ногам) (хлопают) (дети поднимают руки над головой и делают) И покажем дома маме. (дети садятся на свои места) | Дети выполняю движения в соответствии с текстом | Условия двигательной активности. |
«- Знаю я, зачем ты пришла, - говорит Мороз Иванович, - ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. Рукодельница послушалась... Пошли они в дом.
| «Фантастический бином», используя картинки рассказать о том, что она могла бы делать рукодельница у Мороза Ивановича. (добавлены современные бытовые приборы) | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для развития фантазии детей. Условия для установления причинно-следственных связей. Условия для выражения детьми своих мыслей. | |
Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: - Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик - косыночку закалывать. Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет божий». | Дети слушают сказку. | ||
« Ленивице очень не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже. Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну». Смотрит Ленивица, а перед ней стоит серый волк | ТРИЗ-игра «Изменение ситуации в знакомых сказках» Дети фантазируют, о чем бы мог попросить Ленивицу волк, чем бы закончилась их встреча? | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для развития творческих способностей детей. Условия для выражения детьми своих мыслей. | |
Карточки с изображением различных продуктов. | «Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал. - Что тебе надобно, девочка? - спросил он. - Пришла я к тебе, - отвечала Ленивица, - послужить да за работу получить. - Дельно ты сказала, девочка, - отвечал старик, - приготовь ка мне девица обед. А сам пошёл и лёг спать. Кто поможет Ленивице? Взяла она телефон и позвонила… К кому? | Ответы детей. ТРИЗ «Что сначала, что потом?» Дети выбирают необходимые для борща продукты и определяют нужную последовательность их приготовления. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для поддержки речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. |
« На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича ее домой отпустить да за работу наградить. Пришла домой и хвастается. Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол. Заплакала горько Ленивица, а Рукодельница ей говорит. | Ответы детей. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. |
3. Заключительная часть.
Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Путешествие удалось? Понравились вам игры от героев сказки? Какая понравилась больше всего? Чем она вам запомнилась? С героями из каких сказок вы бы еще хотели поиграть? | Дети высказывают свое мнение, делятся эмоциями, высказывают свои желания. | Условия для развития социально- коммуникативных способностей детей. Условия для выражения детьми своих мыслей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по сказке «Красная шапочка» (Обучение по дополнительным программам «Стосчет»)
Конспект занятия по "Обучению по дополнительным программам "Стосчет" в старшей группе детского сада....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам Владимира Сутеева»
Закрепление знаний детей по сказкам В. Сутеева...
Конспект организованной образовательной деятельности для старшей группы на тему: «Сказка о Цветах Способностей»
Развитие воображения детей как основы творческих способностей....
конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие ослика"
Цель: Формирование нравственных норм у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.Задачи: Учить дошкольников помогать тем, кто слабее. Развивать стремление выражать свое отношен...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие по сказке Колобок».
Цель: Создание социальной ситуации в процессе обучение детей счету до 4-х.Задачи:Обеспечить условия для : закрепления навыка порядкового счета до 4-х ; развития умения соотносить каждое числительное с...
Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие на остров здоровья»
Цель:Формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни.Задачи:Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления о с...