Приемы стимуляции речевой активности во второй младшей группе
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Елена Николаевна Красных

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии со стандартом, речевое развитие детей дошкольного возраста включает: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_k_prezentatsii.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №194»

 

Тема: «ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»


Воспитатель:
Е.Н. Красных

АКТУАЛЬНОСТЬ

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии со стандартом, речевое развитие детей дошкольного возраста включает: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

В последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло. Обычно большую тревогу у родителей вызывают дети 4-5 лет с нарушениями звукопроизношения, либо дети с общим недоразвитием речи, когда нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Неэффективное овладение навыками свободного, полноценного общения со сверстниками и взрослыми влечет за собой целый ряд проблем для будущего ребенка, таких как: подготовка к школе и социальный опыт в целом.

ЦЕЛЬ – СОДЕЙСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

ЗАДАЧИ:

  • СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ;
  • ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ ЗА СЧЕТ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮДЯХ, ПРЕДМЕТАХ, ОБЪЕКТАХ ПРИРОДЫ, БЛИЖАЙЩЕГО ОКРУЖЕНИЯ, ИХ ДЕЙСТВИЯХ;
  • РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ ПРАВИЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДЕ И ПАДЕЖЕ;
  • ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА И СОЦИАЛЬНО-АКТИВНУЮ ЛИЧНОСТЬ, СПОСОБНУЮ СОЗИДАТЕЛЬНО ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ МИР;
  • УКРЕПЛЯТЬ ПСИХЛЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ И ОСМЫСЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ.

Этапы работы

Первый этап – подготовительный:

  • Анализ методической литературы и уровня речевой активности в младшем возрасте;
  • Оповестить родителей о запуске проекта и разместить информацию в род/уголке;
  • Подготовить рекомендации для родителей о значении стимуляции речевой активности во  2-й младшей группе;
  • Разнообразить предметно-развивающую среду.

Второй этап – практический:

  • Создать эмоционально -положительную атмосферу в группе;
  • Поддерживать детскую инициативу в речевой деятельности, привлечь детей к совместной речевой деятельности ( творческие игры, праздники, театрализованный представления);
  • Познакомить родителей со способами, приемами стимуляции речевой активности для дальнейшего развития детей (консультация, беседы, чаепитие, мастер-класс).

Третий  этап – аналитический:

  • Проанализировать уровень речевой активности после проделанной работы;
  • Изучение мнений родителей о работе по проекту и представление опыта работы по проекту.

Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Речевое развитие»

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Основные формы: игра, занятие, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

Решение образовательных задач в ходе режимных моментов

Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей и игровой среде

Решение образовательных задач в семье

Совместная образовательная деятельность

педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Занятия

Игры с предметами и  сюжетными игрушками

Обучающие  игры  с использованием предметов и игрушек

Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

Чтение,  рассматривание иллюстраций

Сценарии активизирующего общения

Имитативные упражнения, пластические этюды

Коммуникативные тренинги

Совместная продуктивная деятельность

Экскурсии

Проектная деятельность

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

Продуктивная деятельность

Разучивание стихотворений

Речевые задания и упражнения

Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

Работа по

-обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя

-обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы

-обучению пересказу по серии сюжетных картинок

-обучению пересказу по картине

-обучению пересказу литературного произведения

(коллективное рассказывание)

Показ настольного театра, работа с фланелеграфом

Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)

Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него

Хороводные игры, пальчиковые игры

Пример использования образцов коммуникативных кодов взрослого

Тематические досуги

Фактическая беседа, эвристическая беседа

Мимические, логоритмические, артикуляционные гимнастики

Речевые дидактические игры

Наблюдения

Чтение

Слушание, воспроизведение, имитирование

Тренинги (действия по речевому образцу взрослого)

Разучивание скороговорок, чистоговорок

Индивидуальная работа

Освоение формул речевого этикета

Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром

Праздники и развлечения

Коллективный монолог

Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.)

Игры в парах и совместные игры

(коллективный монолог)

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей

Сюжетно-ролевые игры

Игра- импровизация по мотивам сказок

Театрализованные игры

Дидактические игры

Игры-драматизации

Настольно-печатные игры

Совместная

продуктивная и игровая деятельность детей

Словотворчество

Игра «Чего не стало?»

Цель: формировать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных

Оборудование: игрушка лунтик и картинки с изображением фруктов и овощей.

Лунтик предлагает детям поиграть в игру. Показывает картинки с фруктами. Дети стараются запомнить все картинки, называют их, затем закрывают глаза.  Лунтик меняет картинку с бананами на картинку с огурцами. Чего не стало? Что появилось?

В следующий раз можно использовать картинки с животными и т.д.

Игра «Времена года»

Цель: формировать умения в освоении связной речи, содействовать формированию представлений о временах года, побуждать устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: макеты деревьев, пуговицы (белого, зеленого, желтого, оранжевого) цветов.

Проблемная ситуация: видео обращение к детям. Степашка запутался во временах года, и просит детей ему помочь. Дети рассказывают Степашке какое время года за окном и на примере деревьев показывают перемены в природе и выявляют причинно-следственные связи.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА

 (Стимуляции речевой активности)

- Используйте конкретные примеры из повседневной жизни;

- Чаще давайте детям поручения: -выполнить несложные задания, -использовать предметы в разных условиях и др.;

- Все игры проводите с использованием игрушек, реальных предметов или их изображений;

- Формирование у детей навыков общения и грамотной речи должно строиться таким образом, чтобы дети не догадывались об истинном назначении игр и заданий;

- Для опыта речевого творчества включайте в игры материал знакомый детям, но еще не вошедший в их активный словарь;

- Больше читайте и пересказывайте с ребенком сказок, многократное обращение к одной и той же сказке- благоприятное условие для ее запоминания;

- Разыгрывайте диалоги из сказок, пересказы в форме вопросов и ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с настольным театром для повышения речевой активности во второй младшей группы.

1. Знакомства с голосами домашних птиц.2. Рассматривания картинки с изображением гуся.3. Демонстрация настольного театра "Жили у бабуси два веселых гуся..."4. Беседа с детьми по тексту песен...

Приемы стимуляции речевой активности во второй младшей группе

Консультация для воспитателей детских садов. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества (сказки, загадки, потешки и т.д.); театрализованной деятельности, ...

Презентация: "Приемы стимуляции речевой активности"

Цель: содействовать формированию речевой активности у детей второй младшей группы...

Конспект открытого занятия для педагогов по развитию речи, мотивации речевой активности во второй младшей группе Путешествие в Игроград" по методике Е. Железновой" Музыка с мамой"

Конспект открытого занятия для педагогов по развитию речи, мотиваци и речевой активности во второй младшей группе"Путешествие в Игроград" по методике Е. Железновой" Музыка с мамой...

Приемы стимуляции речевой активности

Развитие речи - одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих.Своевременное и полноценное овладение речью является ва...

ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1.5 ДО 3 ЛЕТ

ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1.5 ДО 3 ЛЕТ...

Информационный буклет для родителей 1 младшей группы на тему: "10 приемов стимуляции речевой активности и развития речи малыша".

Цель: повысить компетентность и успешность родителей в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей мла...


 

Комментарии

Елена Николаевна Красных

Просьба обратить внимание на игру "Времена года" (авторская разработка), формирует не только умения в освоении связной речи, но и содействует в умении разрешать проблемные ситуации.