Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: "Четыре времени года"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Котова Наталья Михайловна

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Четыре времени года»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kotova_konspekt_11.docx82.53 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Звёздочка»

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по ОО «Речевое развитие» в старшей группе

на тему: «Четыре времени года»

    Выполнила воспитатель:            

Котова Наталья Михайловна

г. Ермолино

2015 г.

Цель: продолжать учить словесно передавать характерные особенности каждого  времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения,  прилагательные и причастия.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

  • формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

Познавательное развитие        

  • Закреплять у детей умение выделять приметы каждого времени года;
  • Развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное
  • Учить наблюдать, развивать любознательность.
  • Воспитывать любовь к природе.

Речевое развитие:

  • сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.
  • Развивать   фонематический слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
  • Развивать связную, диалогическую речь детей; речевое дыхание.  

Физическое развитие:

  • Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки.
  • Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

Интеграция образовательных областей: «социально–коммуникативное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие».


Демонстрационный материал :слайды с мнемотаблицами «Временами года» («Зима», «Весна», «Лето», «Осень»); детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка; слайды с  картинками к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты,  насекомые).
Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками.

Ход ООД: 
Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.


- Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся. Здравствуйте!

Сегодня, рано утром мне позвонили дети из далекой жаркой Африки.  Они рассказали мне о том, что никогда не видели зиму, весну и осень, так как там постоянно лето.  Давайте ребята, расскажем детям Африки об этих временах года, чем они отличаются друг от друга. Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).


Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их.

Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:
Сколько снега намело!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая …(зима)

- Вам нравится зима? Передавая снежный ком, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая). Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_a21daccb5cd757d08c350dc55eda243f.jpg.jpg


Что на ней изображено?
- Буква «З» - обозначает что? (наступила зима)
- Тучка – небо скрыто темными тучами.
- Снежинки – часто идет холодный снег.
- Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.
- Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.
- Коньки, санки – катаются на коньках и санках
Затем, предлагаю ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице. 


Звучит в записи шум ветра, вьюги. Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» тихо (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса). 
- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо.

О каком времени года мы рассказали детям Африки? Теперь они узнают, какая бывает погода зимой и чем в зимнее время занимаются дети.

Загадываю загадку.


Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи.
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна. 
Наступает непогода-
Это к нам идет …(весна)


-Давайте познакомим детей Африки с весной, когда вся природа просыпается.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_d46e45a9dfe785e2d6fdf88767b4d06a.jpg.jpg


Буква «В»- обозначает, что наступила весна.
Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из теплых стран возвращаются перелетные птицы.
Предлагаю ребенку рассказать по мнемотаблице про весну. 


Физкультурная минутка:

 

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки.    (Потягивания — руки вверх.)

И погреем их немножко
И похлопаем в ладошки
.

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём.               (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.


А вот и наше солнце. Я предлагаю вам рассказать детям Африки про весеннее солнце.
Сейчас мы будем передавать солнце друг другу, и говорить, какое оно и с чем можно его сравнить. Например, солнце желтое как (одуванчик, лимон …).
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
-Солнце жаркое как (костер, огонь …)

 Загадываю загадку:

Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов, 
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться…(лето)

(дети садятся на стульчики)


В Африке лето очень жаркое. Давайте  расскажем про наше лето.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_5064b4ec492064d4ee558facb070e6e8.jpg.jpg


Буква «Л» - наступило лето.
Солнце – ярко светит, греет, припекает.
Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

Предлагаю ребенку рассказать по схеме про лето.

Давайте поиграем в игру «Найди лишний» (дети находят лишнюю картинку на слайде: овощи, фрукты, насекомые, птицы,)

Листья быстро пожелтели
И на землю полетели
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму …(осень)

(дети садятся на стульчики)
Давайте познакомим  с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_8b114be7b6faad2eb396cc22cadff9de.jpg.jpg


Буква «О» - наступила осень.
Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.
Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.
Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.
Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.


Кто расскажет про осень по схеме? Что делают звери осенью? (готовятся к зиме) 
- Как готовится к зиме белка?
- Как готовиться к зиме заяц? 
- Как готовится к зиме медведь?
- Как готовятся к зиме птицы?


Давайте поиграем в игру «Назови домик». Как называется дом у белки (дупло), лисы (нора), медведя (берлога), у крота (земленная нора), у муравья (муравейник), у пчелы (улей).

 Ребята вот мы и познакомили детей Африки с четырьмя временами года. Теперь они узнают, чем отличаются времена года друг от друга, посмотрев наш видеодиск.

Итог: 
Ребята, с чем мы познакомили детей Африки? О каких временах года мы им рассказали. Какая  у нас  зима, весна, лето, осень.

Ребята, вы хорошо поработали. Наше занятие подошло к концу. Спасибо.

Список используемой литературы: 

  •  О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет; Творческий центр Москва «Сфера» 2010
  •  «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) Под редакцией О.С. Ушаковой; Творческий центр Москва «Сфера» 2005
  •  О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»; Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно–образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе на тему Звуковая культура речи, звук [ш].

Конспект НОД по подготовке  детей старшего дошкольного возраста к  обучению грамоте....

Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе Тема: Рассказывание по картине «Весна»

Непосредственно-образовательная  деятельность  по речевому развитию в старшей группеТема: Рассказывание по картине «Весна»Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и мон...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию  в старшей группе «Путешествие по временам года»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

Цль:   расширяем знания о частях суток и о временах годаЗадачи: 1) формировать целостную картину окружающего мира;2) активизировать познавательную и речевую деятельность детей;3) развивать умения...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №20 ПОСЁЛКА УМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН    Конспект непосредственной образова...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: "Времена года. Зима" с использованием игровых технологий

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: "Времена года. Зима" с использованием игровых технологий...