Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми
статья по развитию речи ( группа) на тему

Семенова Татьяна Николаевна

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития речи проводится в рамках ведущей деятельности, опирается на современную теоретическую базу и даёт возможность спланировать основные направления коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл negovoryashchie_deti.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми

Разделы: Работа с дошкольниками 

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития речи проводится в рамках ведущей деятельности, опирается на современную теоретическую базу и даёт возможность спланировать основные направления коррекционной работы:

Основные направления коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми дошкольного возраста:

Развитие познавательной деятельности: развитие различных форм общения ребёнка с взрослым; формирование познавательной активности; развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование предметной деятельности.

Стимуляция развития голосовых реакций, звукоподражания и собственной речевой активности.

Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми включает следующие направления.

  1. Развитие психических функций

Занятия с неговорящим ребёнком нужно начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Для детей раннего возраста характерно неравномерное развитие отдельных психических функций, восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими. У группы неговорящих детей не сформировано первичное понимание речи - они не смотрят на обращающегося к ним взрослого, не прислушиваются к его голосу, не реагируют на своё имя, на смену интонации, голоса.

Развитие мышления идёт двумя путями - от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к логическому. Достижения этого периода не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а выполняют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от наглядно-действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте. При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребёнка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам.

Целью коррекционно-педагогической работы является последовательное развитие психических функций, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учёт возможностей ребёнка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».

  1. Развитие двигательных функций

Необходимо обеспечить и полноценное моторное развитие ребенка. Моторное развитие способствует формированию у детей дошкольного возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными. Развивая движения ребёнка, надо следить за правильностью и точностью их выполнения. Только при этом условии в мозгу ребёнка будут формироваться правильные кинестические ощущения и представления. Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий. Наблюдения за тем, как ребёнок застёгивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, держит ложку, карандаш - позволяют увидеть недостаточную координацию пальцев рук. Отчётливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности.

Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста является стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики). Для реализации этого направления используют серию упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также стимуляцию общей двигательной активности, коррекцию нарушений общей моторики. Одновременно у ребенка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

В ходе коррекционно-развивающей работы решают следующие задачи:

-формирование контроля над положением головы и её движениями;

-обучение разгибанию верхней части туловища;

-тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти);

-развитие поворотов туловища;

-формирование функции сидения и самостоятельного присаживания;

-обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении и ползание на четвереньках;

-обучение вставанию на колени, затем на ноги;

-стимуляция самостоятельной ходьбы и бега и коррекция её нарушений.

Важное значение при выполнении упражнений имеет чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращённой речи, обогащает словарь.

В развитии ручной моторики используют: действия с предметами; соотносящие действия; расстегивание и застёгивание; обучение сжиманию и разжиманию кулаков, сильному сжиманию одной рукой другую; поочерёдному сгибанию и разгибанию пальцев правой, левой руки; делать решётку из пальцев; поочерёдному соединению большого пальца и указательного, среднего, безымянного, мизинца; ритмичному выполнению движения «ладонь-кулак-ладонь»; развитие умения захватывать предмет щёпотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами - указательным и большим); развитие и совершенствование хватательных движений; обучение захватыванию больших предметов двумя руками, а маленьких - одной рукой. В процессе выполнения упражнений у детей совершенствуются двигательные функции; нормализуется состояние тонуса мелких мышц; развивается точность движений рук (согласованность движений обеих рук), зрительно-моторная координация; развивается праксис позы при подражании движениям взрослого. Ребёнок учится конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук), подготавливают ребёнка к рисованию, письму.

3. Сенсорное развитие

В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. Решение двух вышеназванных задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего и дошкольного возраста (от 1 года до 3-х лет; от 3 лет до 4 лет). Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в дидактических играх и в быту, развивая наглядные формы мышления. Сенсорное воспитание предусматривает развитие способности воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств и предусматривает занятия с развивающими игрушками. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Развитие понимания речи у ребёнка с сенсорными нарушениями в значительной степени зависят от взрослого, от того объёма информации о предметах и их свойствах, которые получает ребёнок. У детей с задержкой психофизического развития имеет место отставание в развитии: речи, мышления, памяти, представления, восприятия. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Рассогласованность в работе зрительной и моторной систем нарушает формирование активного устойчивого внимания. Внимание малышей привлекает всё яркое, необычное, поэтому в процессе обучения используются игрушки и игровые приёмы, пробуждающие активность детского мышления. При организации процесса обучения придерживаются системности. Особое внимание уделяют вопросу повторности занятия (не бывает полностью идентичным основному занятию). Это обеспечивает познавательную активность детей на занятиях. В процессе предметной и игровой деятельности обучают детей определять форму, цвет, пространственные взаимоотношения, учат сравнивать и устанавливать размеры предметов. Для совершенствования восприятия проводятся занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию общей и мелкой моторики, развитию элементарных математических представлений. Также используют обучающие приёмы: показ образца, объяснение способа действия, которые сочетаю с использованием игровых приёмов. Занятие часто начинают с элемента сюрпризности, в нём участвуют любимые детьми персонажи. Часть занятий проводят в форме дидактических игр. В процессе обучения на каждом занятии знакомят детей с названиями, признаками и свойствами предметов, с которыми они будут действовать. Познавательные практические действия производят многократно. В период практического апробирования происходит приспособление анализаторов, их настрой на восприятие формы предмета, узнаванию её.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети учатся выделять и учитывать цвет, форму, величину; при выполнении практических действий, учатся группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине; при выборе из четырёх разновидностей, соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине; активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец).

4. Логопедический массаж

Логопедический массаж необходим ребёнку с задержкой речевого развития. Используя методику О.А.Новиковской, проводят упражнения:

 «Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на. Б-Б-Б .. Движения пальцев вправо, влево.

«Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.

Упражнения для языка

«Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.

 «Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки ... та-та-та ...

В коррекционно-развивающей работе используется логопедический массаж, предложенный К.А.Семёновой, Е.Ф.Архиповой («Логопедическая работа с детьми раннего возраста» - 2006г.)

Логопедический массаж нормализует тонус мышц и моторику артикуляционного аппарата. В раннем возрасте, а именно, шести, семи месяцев нужно начинать делать массаж руки ребёнка.

5. Артикуляционная гимнастика

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. У многих детей при обследовании выявляются нарушения в строении артикуляционного аппарата: короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое нёбо и многие другие недостатки. Имеются у детей несовершенства движения артикуляционного аппарата - малоподвижный, толстый язык. Это тоже служит причиной неправильного произношения звуков. Речь у таких детей вялая, нечёткая, смазанная.

Задачи коррекционно-педагогической работы по развитию артикуляционного аппарата: развитие подвижности языка (умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы и т.д.); развитие достаточной подвижности губ - умения вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами; развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении (это очень важно для произношения звуков).

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается принцип последовательности (от более простого к более сложному). Все упражнения проводятся в игровой форме. Артикуляционную гимнастику дети выполняют, сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. В конце года дети выполняют упражнения с индивидуальным зеркалом.

На развитие артикуляционной моторики используют следующие упражнения в игровой ситуации: «удерживание губ в улыбке» - передние верхние и нижние зубы обнажены; «вытягивание губ вперёд трубочкой»; «чередование положений губ: в улыбке – трубочкой»; «спокойное открывание и закрывание рта - губы в положении улыбки»; «язык широкий, язык узкий»; «киска лакает молочко»; «погреемся на солнышке»; «вкусное варенье»; «покашляем»; «почистим зубки»;«почистим щётку»;«сделаем конфетку»;«поднимем язычок»;«качели».

Все эти упражнения требуют долгой тренировки артикуляционного аппарата. Быстрее отрабатывается подъём языка к верхним зубам, а подъём языка к нижним зубам очень трудно выполнять для детей с ОВЗ.

6. Занятия по развитию речи с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

С детьми, страдающими задержкой речевого развития, проводятся специальные занятия по развитию речи.

Коррекционно-педагогическая работа планируются по следующим основным разделам: развитие понимания речи; развитие фразовой речи; расширение словарного запаса (активный и пассивный словарь); совершенствование грамматического строя речи (понимание ребёнком грамматических конструкций); развитие общих речевых навыков (развитие речевого дыхания, интонационной выразительности речи).

Направления работы: пробуждение интереса к звукам окружающего мира и звукам речи; дифференциация неречевых звуков; дифференциация тихих и громких звуков; развитие умения определять направление и источник звука; развитие умения локализовать звук в пространстве; дифференциация звукоподражаний; развитие умения локализовать и узнавать голос; дифференциация неречевых и речевых звуков; развитие умения отличать голоса различной громкости; развитие умения ориентироваться на смысл сказанного; развитие речевой памяти.

Вызывание речевой активности у неговорящего ребёнка должно проходить постепенно и ненавязчиво. Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребёнок понимает взрослого. Первоочередная цель, которая стоит перед педагогом, занимающимся с неговорящим ребёнком, понимающим обращённую к нему речь - сформировать потребность в общении, вызывать звукоподражания, лепетные и упрощённые слова по речевому образцу, данному взрослым. Первоначально общение взрослого с ребёнком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослого переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребёнок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определённой, конкретной ситуацией.

Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, мимику в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Для стимулирования появления речи используют разнообразные методические приёмы: вопросы; инсценировки; театр игрушек; пальчиковый театр; поручения; имитация звуков; имитация звуков животных; договаривание потешек; договаривание сказок; договаривание стихотворений.

Наряду с развитием активной речи продолжается развитие у детей внимания к обращенной речи и её понимания. Если ребёнка тренировать только в произнесении слов и не уделять достаточного внимания развитию понимания обращённой речи, то он не научится ориентироваться в окружающем, выделять существенные и несущественные связи и устанавливать причинно-следственные отношения. Формирование собственной активной речи ребёнка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря детей осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Необходимо учитывать, что в пассивной речи ребёнка существительных больше, чем глаголов, в активной речи они реже употребляют существительные, чем глаголы. Глаголы имеют особое значение при переходе ребёнка к фразовой речи, поэтому при ознакомлении с окружающим миром необходимо одновременно работать над обогащением словаря различными категориями слов. Восприятие предмета ребёнком должно сопровождаться не просто его называнием, а связным повествованием, сообщением об этом предмете (педагог многократно употребляет новое слово в сочетании с другими словами). Одновременно с расширением словаря проводится работа по развитию понимания значения слов - ребёнок начинает понимать, что каждый предмет, действие, признак имеют свои названия.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи направлена не только на активизацию словаря ребёнка, но и на овладение им фразовой речью. Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети учатся обращаться с просьбой: «Дай то-то ... », «Тётя, дай машину»; затем с предложением сотрудничества: «Давай играть»; и, наконец, с сообщением: «Мишка плачет» и вопросом: «Где ляля?». На этом этапе формирование речи включает работу над различными формами высказываний: обращение - побуждение - просьба; обращение сообщение, обращение - вопрос. При появлении первых слов во время лепета необходимо постоянно побуждать детей к произнесению отдельных, доступных им слов, звукоподражаний, т.е. вызывать у них активную речевую реакцию. По мере овладения действиями растёт речевая активность ребёнка, развивается способность подражать речи взрослого.

Для развития речевого общения необходимо:

На первом этапе обучения - научить ребёнка пользоваться побудительной формой общения (дай, помоги, надень, пойдём). Научить ребёнка выражать свою просьбу, одним словом.

На втором этапе обучения - научить ребёнка выражать свою просьбу предложением, словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была?)

Работа по развитию активной речи не должна ограничиваться лишь рамками занятий и игр. Также необходимо использовать наблюдения, экскурсии, режимные процессы - для активизации речевых навыков. Одним из направлений коррекционно-развивающей работы являются индивидуальные занятия. Цель этих занятий – обеспечить каждому ребёнку адекватные для него темы и способы усвоения навыков и знаний. Для реализации этой цели ставятся следующие задачи: организация полноценного и удовлетворяющего детей общения; осуществление дифференцированного подхода к детям, имеющим разные степени задержек в психическом и речевом развитии; создание условий для благоприятного эмоционального самочувствия и развития способностей детей; обеспечение условий для накопления речевого опыта каждым ребёнком; компенсация у детей трудностей развития, вызванных отсутствием семьи; осуществление действенной преемственности в работе дефектолога и воспитателя при проведении индивидуальной работы с детьми.

Вывод: Система специального обучения детей раннего и дошкольного возраста строится на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими её компонентами. Обучение детей осуществляется на разных занятиях. Система обучения предусматривает последовательное, целенаправленное развитие речи в раннем возрасте и преодоление нарушений в речевом развитии на основе учёта свойственных детям с недоразвитием речи особенностей психического развития.

Основное содержание системы коррекционно-педагогической работы включает: создание предметной среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей раннего и дошкольного  возраста; организацию предметно-развивающей среды, которая соответствует возрастным потребностям детей; коррекционную работу, которая должна быть направлена на предупреждение и максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии; повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Только комплексное воздействие даёт оптимальные результаты при устранении любого недуга. От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребёнка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи

Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....

Рисование песком в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР

Некоторые технологии песочной терапии для детей с ЗПР...

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми...

«Модель системы коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения».

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексом лечебно-восстановительного процесса на основе максимального сближения медицинских и педагогических сре...

Выступление по теме" "Игровые упражнения в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми"

Я работаю в средней группе, компенсирующей направленности, которую посещают дети с различными медицинскими диагнозами, практически все они – неговорящие.  с задержкой психического разв...

Сопровождение детей с ЗПРР: коррекционно-развивающая работа с «неговорящими» детьми

Из опыта работы с «неговорящими» детьми раннего возраста...