"Знакомство детей с понятием пасуда."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Дети различают и называют предметы пасуды: описывают рассказ по предметной картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan_nyabr2.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по образовательной области «Коммуникация» в старшей группе.

Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда».

Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».

« Задачи:

Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды; совершенствовать умения находить сходства и различия между предметами; развивать умение составлять описательный рассказ по предметной картинке; упражнять детей в словообразовании.

Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание работать в парах, умение выслушивать друг друга.

Предварительная работа

Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Отгадывание загадок на тему посуда.

Материал

Круги разного цвета (2 желтых, 2 красных, 2 синих); цветные конверты трех цветов; Д\и «Найди пару»; посуда: кастрюля, чайник, чашка, тарелка, сковородка, сахарница, селедочница, масленка, кофейник; «заколдованные листочки»

Словарная работа

Посуда, кастрюля, чайник, тарелка, сковорода, чашка, салатник, сахарница, селедочница, масленка, молочник, салфетница.

Ход занятия Вводная часть

-   Ребята   сегодня   на   занятие   к   нам   пришло   много   гостей,   давайте

поздороваемся.

Постановка мотивации

-  Вам интересно узнать, чем мы сегодня будем заниматься? Послушайте

загадку.

Она бывает разная стеклянная, деревянная, металлическая, керамическая.

В цветочек, горошек, листочек.

Но всем нужна для одного.

Покушать вкусно из неё. (Посуда.)

Актуализация личного опыта ребенка

-  Ребята к нам в группу пришли письма. Но для того, чтобы открыть эти

письма нам необходимо выполнить задание «Найди пару».

-   У каждого из вас на груди кружочки разного цвета, я закрою глаза, а вы

быстренько найдете свою пару. (Дети по парам делятся на три команды

желтые, красные, синие.) Команда желтых получает желтый конверт, команда красных - красный конверт, синие получают синий конверт.)

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дети из деталей собирают изображение кастрюли, чайника, сковороды, чашки.

Введение нового материала

-   Ребята, вы все справились с заданием, а теперь скажите, что у вас

получилось? (Ответы детей.)

-   Ребята, что это такое? (Показывает кастрюлю.) А кастрюля какая, что вы можете о ней сказать? (Большая, белая, металлическая.) Что есть у кастрюли? (Ручки, крышка.) Для чего используется кастрюля?

-   А это что? (Чашка.) А какая чашка? (Белая, с цветочками.) Для чего она? (Для чая, компота.)

-   А это что? (Чайник.) Какой он? (Большой, маленький и т.д.) Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.) Для чего нужен чайник.

Таким образом, воспитатель рассматривает все предметы (сковорода).

- Ребята, мне кажется, что мы засиделись, давайте отдохнем.

Физминутка.

Мы ногами топ - топ,

Мы руками хлоп - хлоп!

Мы глазами миг - миг,

Мы плечами чик - чик

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали                                          

Руки кверху все подняли.                                                  

Раз - два, раз - два

Заниматься нам пора!

- Когда все картинки будут висеть на доске   воспитатель предлагает их сравнить.

-  Посмотрите, у каких предметов есть ручки? (Чайник, чашка, кастрюля,

сковорода).

-   А у каких предметов есть крышки? (Кастрюля, чайник.)

-   А есть ли здесь предметы, у которых нет ни ручки, ни крышки? (Тарелка.)

-  Чем отличается тарелка от сковородки? (У сковородки есть ручка, а у

тарелки нет; сковородка из металла, а тарелка из глины; сковородка не

бьется, а тарелка может разбиться).

-   Чем похожи тарелка и сковородка? (Круглые.)

-   Вот сколько много вы рассказали об этих предметах. А для чего все эти предметы нужны? Для чего нужна кастрюля? Сковорода? Тарелка? Чашка? Да, ребята, все эти предметы нужны для того, чтобы приготовить пищу, а также для того, чтобы есть. Этим все названные предметы похожи. Их можно назвать одним словом. Каким? (Посуда.) Повторите все вместе это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)

Посуда - это хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов.

Зрительная гимнастика (с использованием тренажера «Звездочка»)

- Некоторые названия посуды звучат очень похоже. Посуда для сахара - это

что? (Сахарница.) Посуда для селедки - это что? (Селедочница.) Посуда для

салата - это что? (Салатница.) Воспитатель следит, чтобы дети правильно

выговаривали все слова. Посуда для кофе? (Кофейник.) Посуда для молока?

(Молочник.) Посуда для масла - это что? (Масленка.)

Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материал

-   Давайте вместе накроем стол к обеду. Постелем на него скатерть. Ябуду вас вызывать, и вы будите брать только один предмет посуды и ставить его на стол. (Дети выходят по одному и ставят на стол селедочницу, салатницу, масленку и др. Воспитатель обязательно просит называть предмет посуды, добивается, чтобы ребенок правильно произносил слово. Особенно следует обратить внимание на слово селедочница, которое дети, как правило, выговаривают неправильно.)

-   Вот как красиво вы накрыли стол. Сейчас поставим вазу с цветами, чтобы было красиво и салфетницу с салфетками. (Воспитатель ставит вазу и салфетницу.) Вам нравится, ребята?

-   Посмотрите внимательно на стол и скажите, есть ли на столе предметы, которые не относятся к посуде? (Предложения детей. Если дети не догадаются, то воспитатель предлагает им назвать предметы, из которых не едят и в которых не готовят еду.) Да, это ваза и салфетница.

-  Итак, ребята, мы с вами сегодня узнали, что предметы, которые нам

нужны для еды и для ее приготовления, называются одним словом - посуда.

Игровое упражнение на развитие слухового внимания

- Ребята, сейчас я вам буду называть различные слова, если вы услышите

название посуды, хлопайте в ладоши, если название другого предмета

топайте ножками.

Артикуляционная гимнастика

- Ребята когда попьют чай, что надо сделать с посудой? (Вымыть.)

Упражнение «Мытье посуды».

С-с-с.......... бежит водичка. Этот звук любит улыбку.

Речемыслительный тренинг

В конце воспитатель подводит итог:

-     Теперь, ребята, вы знаете, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом — посуда. Посуда сделана из разных материалов. Из чего сделана посуда, в которой мы готовим еду? (Из металла.) А почему? (Металл прочный, посуду из металла можно ставить на огонь.)  

-     А посуда, из которой мы едим, из чего сделана? (Если дети будут затрудняться ответить, воспитатель говорит, что эта посуда сделана из стекла

-     например салатница, или из глины.)

- Как вы думаете, если посуда из глины упадет, она разобьется? (Да,

разобьется.) Она не такая прочная, как посуда из металла, поэтому с ней надо

обращаться очень бережно. Когда вы будите дежурить вспомните об этом.

После еды что делают с посудой? (Моют.) А если её не мыть, то она может убежать от такого человека, как убежала от бабушки Федоры.

Рефлексия занятия

-   Ребята, посмотрите у нас на доске висят магниты если вам занятие понравилось возьмите красный магнит, а если нет то черный.

-   Что вы расскажите родителям о нашем занятии?

-   Чему мы можем научить малышей?

-   Ребята, вы очень хорошо занимались и за это я подарю вам

«заколдованные листочки», которые вы расколдуете вечером с помощью

красок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по образовательной области «Коммуникация» в средней группе для слушателей методического объединения воспитателей МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида» №1 Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «пос

Занятие адресовано для воспитателей и узких специалистов для работы с детьми среднего дошкольного возраста имеющих нарушение зрения. Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».Задачи...

«Знакомство детей с понятием «последовательность». Открытое занятие для родителей.

Для детей 4-5 лет наиболее эффективный путь к осмыслению понятия «последовательность», к пониманию ее роли и места в нашей жизни лежит через сопоставление правильных  и нарушенных пос...

Знакомство детей с понятием «семья»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство детей с понятием  «семья»...