"Речевое развитие младших дошкольников"
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Смирнова Светлана Викторовна

готовое сопровождение к слайдам. Оформить презентацию с фотографиями каждый педагог может индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_rechevoe_razvitie_mladshih_doshkolnikov.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие младших дошкольников

1 слайд

Дошкольник делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, огромную важность в этот период приобретает степень речевого развития. Никто не станет возражать, что в повседневной жизни мы с особым интересом слушаем того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает. И с сожалением или недоверием относимся к тому, кто не может грамотно выразить свое мнение, путается в мыслях и словах. Такому человеку трудно быть успешным в современном обществе, а корни его беды уходят в дошкольное детство, когда у ребенка не была в достаточной степени сформирована речь.

2 слайд 

Заметим, что детям с нарушениями зрения этот процесс дается очень тяжело, что обусловлено рядом причин, причины на слайде.

Это очевидно при зрительных дефектах, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. То есть ребенок может правильно назвать предмет, но при этом не имеет четкого представления о нем, что объясняется трудностями соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике.

Мало того, в современном обществе с малых лет дети приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету. Родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно развивать и осваивать речь, воспитывать взаимоотношение между детьми и взрослыми через чтение художественной литературы.

3 слайд

В связи с этими проблемами перед нами, взрослыми, стоят основные цели и задачи по развитию речи и приобщению дошкольников к художественной литературе, задачи на слайде.

Реализация данных задач поможет дошкольникам как можно спокойней влиться в общество. Ведь полноценной личностью человек может стать только в обществе, не зависимо от его уникальности и неповторимости, но зависимо от его умения общаться.

4 слайд

Для более эффективного решения задач и достижения цели целесообразно использовать следующие методы и приемы, методы на слайде

-в совместной деятельности с детьми;

-их самостоятельной деятельности;

-во взаимодействии с семьей.

Хочется отметить, что семья и детский сад в первую очередь должны стать опорой детям в этом процессе. Так как способность к общению не является врожденной. Она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.

5 слайд 

В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения необходимо создать в группе соответствующую возрасту развивающую среду, предоставить детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов, настольно – печатные игры, маски, ряженье и т.д.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её.

6 слайд 

Немного о речевом развитии младших дошкольников через приобщение их к художественной литературе, задачи на слайде – это отличный способ для того, чтобы развивать все компоненты устной речи, о которых говорилось чуть ранее.

 Общеизвестно, что художественное слово сопровождает человека с первых лет его жизни, оно помогает понять красоту звучащей родной речи, учит  эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

7 слайд

Знакомя младших дошкольников с художественной литературой необходимо помнить, что восприятие ими художественных произведений зависит:

От того на сколько ребенок понимает о чем в них говориться.

От иллюстраций. Без рисунков художника воображение малыша может, не включится в работу и текст не будет понят.

От первого литературного опыта, который появляется в этом возрасте и помогает малышу осознавать содержание произведений.

От чётко следующих друг за другом событий.

От того каким будет главный персонаж, его внешность, действия, поступки.

От эмоционального восприятия произведения.

Ещё одна характерная особенность для младшего дошкольника – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.

8 слайд

Знакомство детей  в младшей группе с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров: с миниатюр народного творчества — народных сказок, песен, потешек.

 Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов.

9 слайд

Малышам необходимо читать авторские сказки, рассказы, где воспитатель помогает следить за развитием действия в них, сочувствовать положительным героям.

Помочь запомнить некоторые стихотворения при помощи жестов, мимики, движений.

Использовать театрализованную деятельность, побуждать малышей изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает.

Развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.

10 слайд

Правильно  построенный  воспитательно – образовательный  процесс  совместно с родителями поможет  ребенку  овладеть  родной  речью, у него  будут  сформированы  коммуникативные  навыки.  Ну,  а  если  с  раннего  возраста  мы  научим  его  правильно  и  грамотно  общаться  с  окружающими,  это  намного  облегчит  ребенку  задачу  

найти  себя  в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"

Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет ...

консультация "Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников"

Данная консультация предназначена для родителей младшей группы.  Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех ее аспектах, является русский...

Материал на стенд для родителей «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.Особую роль в развитии детей младшего дошкольного в...

Инновационный проект по развитию речи «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».   ...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.

Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....

Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"

Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...