Игры
картотека по развитию речи ( группа) на тему

Цыдыпова Наталья Владимировна

Ребёнок, который не шалит, что мяч, который не подпрыгивает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры21.26 КБ
Файл Грамматические игры18.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Игра «Колючий ежик»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки»

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект. Как слайды проецируются на экран, так и все части нашего тела имеют свою проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны. Площадь, занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для другой части тела. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь, воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние организма.

Игра «Лови-лови!».

Цель: заинтересовать ребенка, настроить на контакт со взрослым и детьми, воспитывать уверенность в себе.

Оборудование: палочка с привязанным ярким предметом.

К палочке длиной 0,5 или 0,75 м на шнурке прикрепляется легкий и удобный для хватания предмет — мягкий поролоновый мячик, лоскуток, мешочек и т. д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает детям поймать предмет на шнурке. Заинтересовав их самой задачей — ловить мячик, взрослый предлагает детям встать в кружок, а сам же становится в центре. “Лови-лови!” — говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда тот пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу “Беги на место!” рассыпается. Дети садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.

Игра «Волшебный сундучек»

Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек.

Ход игры:

Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетеной коробочке вы найдете природные материалы — шишку, каштан, камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка — шершавая, камень — гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично.

Благодаря этой игре ребенок с нетерпением ждет новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

 

Игра «Бабочки на весеннем лугу»

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры:

А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые — а в прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте). Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:

Мы — бабочки весенние,
На листиках сидели
(ребенок сидит на корточках).
Ветер дунул — полетели
(встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели
И на землю тихо сели
(садится на корточки, замирает).
Ветер снова набежал,
Высоко он нас поднял
(встает, поднимает руки вверх).
Он вертел нас и кружил
И на землю опустил
(кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.

Игра «Храбрые лягушата»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений.

Оборудование: бумага в рулоне, корзина.

Ход игры:

Особое значение для развития малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учится владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. Наверняка малышам понравится игра-превращение в храбрых лягушат. У нас есть обычные рулоны бумаги. И у каждого храброго лягушонка есть лист, на котором он сидит.

(От рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги и кладется на пол.)

«Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква… И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся»

А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют.

Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых. И, конечно, подвижная игра — это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Ход игры:

Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними: ш взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую; т собрать одной рукой, например, бусинки, а другой — камушки; ш приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения — около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Игра «Разговор с игрушкой»

Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.

Ход игры:

Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола — гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Родительское тепло и чуткость помогают малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

Игра «Рисунки на песке»

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.

Ход игры:

Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему дети любят играть в песке?

Песок помогает расслабиться:

· руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;

· песок медленно сыпется — это зрительно завораживает;

· из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.

А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

Игра «Дом счастливого ребенка»

Цель: повышение ответственности родителей за изменение социальной роли ребенка, побуждение к рефлексии позитивных родительских чувств.

Оборудование: игровой материал.

Ход игры:

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье — это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех — «счастливый дом». Давайте попробуем построить «Дом счастливого ребенка». У нас есть полянка, игрушки: мебель, животные, куклы, машинки, конструктор. Можно использовать все, что находится в этой комнате. Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями.



Предварительный просмотр:

МДОУ «Могойтинский детский сад «Солнышко»

I – разновозрастная группа

Грамматические игры и упражнения

Младший дошкольный возраст

Четвертый год жизни – важный этап в освоении ребенком грамматического строя речи. Это период интуитивного постижения языковых закономерностей  время пробуждения языкового сознания. Следовательно, от того, чем наполнена окружающая жизнь малыша, от богатства языковой среды и деятельности зависит весь ход его дальнейшего речевого развития.

Воспитатель: Цыдыпова Н.В.

Могойто

2008г.

                                     Игра «Чудесный мешочек»

 Цель. Учить детей ориентироваться на род слова при определении предмета по его   признакам.

Материал. Заяц; морковь, огурец, яблоко, помидор; мешочек.

Организация занятия:

Воспитатель: (обращаясь к детям). К нам в детский сад прискакал Заяц. Зайка–побегай-ка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Здесь и далее следуют ответы Зайчики: морковка.) Какая морковка? (Длинная, оранжевая.) А что это? (Огурец.) Какой огурец? (Длинный, зеленый.) А это? (помидор.) Какой помидор? (Круглый, красный, большой.) А это? (Яблоко.) Какое яблоко? (Красное, круглое, большое.)

        Ты мне что-то хочешь сказать, Зайка По секрету? Я слушаю тебя. Понятно. Ребята, Заяц хочет с вами поиграть. Вы же видели, что он спрятал все овощи и яблоко в мешок. Так вот, он вам будет описывать предмет, не показывая, а вы должны догадаться, отгадать. Внимательно слушаем.

   Заяц (Запустив лапу в мешок.) Она длинная, оранжевая. Что это? Правильно, морковь. (Кладет овощ на стол.) Он зеленый, длинный. Что это? (огурец.) Оно круглое, красное. (Яблоко.) Он круглый, красный. (Помидор.)

   Если дети неправильно отвечают на последние два вопроса, воспитатель выделяет голосом местоимение. «Послушаем внимательно. «Оно круглое, красное. Он круглый, красный».

   Воспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, овощи и положите их в мешок. Что осталось? Правильно, яблоко? А что такое яблоко? Овощ или фрукт? Правильно, фрукт. Теперь нам осталось поблагодарить Зайца. Спасибо, Заяц, что пришел к нам. До свидания.

«Разноцветный сундучок»

   Цель: Учить детей при согласовании существительного среднего (или женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

   Материал: Шкатулка; предметные картинки (по числу детей); яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце. (Иными словами, подбираются предметы, обозначаемые существительными среднего и женского рода.)

Организация занятия.

На столе шкатулка с картинками.

Воспитатель: (читая четверостишие).

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Даша, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

   По ходу рассматривания картинок воспитатель задает вопросы: какое яичко? Какая матрешка? Вопросительные местоимения, согласованные с существительными в роде, помогают ребенку правильно ориентироваться родовой принадлежности слова.

   Игра потребует новый смысл, если на картинках изображены 2-3 предмета. Дети в этом случае имеют возможность упражняться на образовании форм именительного падежа существительных во множественном числе.

«Теремок»

   Цель: Учить детей при согласовании существительного и глагола прошедшего времени ориентироваться на окончание слова.

   Материал: Деревянный теремок; игрушки: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Организация занятия.

Воспитатель: Стоит в поле теремок (на ковре расставлены деревянный теремок игрушки). Прибежала к теремку кто? Правильно, мышка. (Глагол прошедшего времени, его окончание – «а» - ориентирует детей на правильный ответ.) Кто в теремочке живет? Никого нет. Стала мышка в теремке жить.

Прискакала к терему лягушка… и т.д.

   Рассказывая сказку, воспитатель использует глаголы «прибежала», «притопал», акцентируя внимание детей на окончание глагола, а по завершении чтения, задавая вопросы, как бы подводит итог: кто прискакал к теремку? Кто прибежал? Кто притопал? Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

«Чего не стало»

   Цель: Упражнять детей в образовании форм существительного в родительном падеже множественного числа.

   Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая - маленькая), ленточки (разного цвета, длинная - короткая), лошадки, утята; кукла Буратино.

Организация занятия:

   Воспитатель: (внося в группу игрушку Буратино, в руках которого мешок). Что у тебя в мешке, Буратино? Хочешь сказать мне на ушко? Пожалуйста. Ребята, оказывается, Буратино принес вам игрушки. Вам интересно какие? Сейчас посмотрим. (Дети рассматривают игрушки, выставляют на столе, называют их.) Даша, что это? Правильно, матрешка. Посмотрим, как устроена матрешка. Для этого раскроем её. Посмотрите, еще матрешка. Поставим их родом. Вова, теперь ты, пожалуйста, достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Посмотри, есть ли ещё пирамидка?

   Так постепенно дети достают и рассматривают все предметы.

Воспитатель: Ребята! Запомните, какие предметы на столе. Правильно, пирамидки, матрешки, утята. Запомнили? Сейчас  я попрошу Буратино с вами поиграть. Вы закроете глаза, а он тем временем будет прятать игрушки. Ваша задача – правильно ответить, что же попало в мешок?

   На столе у воспитателя три пары предметов – матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на их место кладет ленточки. Затем место ленточек занимает пирамидки и т.д. В конце занятия – игры воспитатель, убрав все игрушки, спрашивает: «Какие игрушки исчезли?»

«Где наши ручки?»

   Цель: Упражнять детей в образовании форм существительного в родительном падеже множественного числа.

Организация занятия

   Дети сидят на стульчиках.

   Воспитатель: (шутливо обращаясь к ним). Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину; дети повторяют движение.) Вот наши ручки! (Показывают руки, играя пальцами; дети повторяют движение.)

   Где же наши ножки? Нет наших ножек? (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки (Топают ногами.)

   Где наши ручки? Чего нет у вас? (Ручек.) Вот наши ручки.

   Где же наши ножки? Чего нет у вас? (Ножек.) Вот наши ножки.

   Повторить диалоги 2-3 раза.

«Поручение»

   Цель: Упражнять детей в образовании неопределенной и повелительной формы глаголов «скакать», «ехать», «поскачи», «поезжай».

   Материал: Грузовик, мишка, мышка.

Организация занятия

   Воспитатель: (внося в групповую комнату грузовик, на котором сидят мишка и мышка). Хотите, чтобы звери покатались на грузовике? Пожалуйста, тогда попросим их. Надо только сказать: «Мишка, поезжай». (Слова одновременно сопровождаются действиями.) Олег, кого ты хочешь попросить? Какое задание им дашь?

Занятие проводится до тех пор, пока у детей не иссякнет интерес.

«Лото»

        Цель: Упражнять детей в образовании форм существительного в именительном и родительном падежах множественного числа.

        Материал: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числах (Матрешка – матрешки, ведро – ведра, колесо – колеса, кольцо – кольца и т.д.).

Организация занятия

   Воспитатель: (раздавая детям картинки и оставляя у себя такое же изображение). Ребята, сегодня проведем игру на внимание. Я буду показывать картинки, а тот, у кого изображена такая же игрушка, быстро отвечает. Например показываю колесо. У Насти такое же колесо. Вера мне отвечает: «У меня колеса» или «У меня много колес». Только запомните: Обязательно надо назвать игрушку.

   Правила игры. Тот игрок, кто замешкался, отдает свою картинку воспитателю. Если же реакция быстрая и правильная, воспитатель отдает свою картинку. В конце игры проигравшим – у кого на руках меньше всего картинок или вовсе нет – педагог вместе с детьми предлагает шуточные задания: попрыгать на одной ноге, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т.д.

«Прятки»

   Цель: Учить детей понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением – «в», «на», «около», «под», «перед».

   Материал: Грузовик, мишка, мышка.

Организация занятия

   В гостях у детей мишка и мышка. Зверята разыгрывают «прятки». Мишка водит, а мышка прячется. Педагог предлагает мишке закрыть глаза, чтоб мышонок успел спрятаться. Поиски не дают успеха, и опечаленный мишка спрашивает: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной. Нет? Так где же он, ребята?» (Дети подсказывают: в кабине.) Вот куда он забрался!

   Мишка не отгадал, поэтому он снова закрывает глаза, а мышонок прячется. (Залезает на кабину.) Где же мышонок? Подскажите, ребята, мишке!

   Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мышонком мишку.

«Чей голос?»

   Цель: Учить детей различать животных и их детенышей по характерным звукам; соотносить названия животных и их детенышей.

   Материал. Игрушки: мышка – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок, корова – теленок.

Организация занятия

   Воспитатель: Ребята, к нам приехали гости. Они хотят поиграть с вами. Вы спрашиваете: кто? Догадайтесь чей это голос? Му-уу… Правильно, корова. А кто тоненько мычит? Тоже правильно, теленок. А это кто зовет? Ква-ква. Конечно, лягушка. А как будет квакать лягушонок? Правильно, лягушка большая квакает грубым голосом, а её детеныш – тоненько.

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Если возникает интерес продолжить игру, дети должны получить эту возможность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...