Картотека дидактических игр и упражнений для развития тембра (высоты) голоса
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему

Новосельцева Елена Алексеевна

В представленной авторизованной картотеке содержатся дидактические игры и упражнения, направленные на развитие тембра (высоты) голооса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 1»

КАРТОТЕКА

дидактических игр и упражнений

  для развития тембра (высоты) голоса

Автор: воспитатель МБДОУ МО г.  Краснодар

 «Детский сад комбинированного вида № 1»

  Новосельцева Елена Алексеевна                                                                                                                        

г. Краснодар

2016 г.

Упражнения на развитие тембра (высоты) голоса

Упражнение № 1 «Угадай, кто позвал»

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

Упражнение №2 «Повтори так-же»

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко)  АВ – АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

Упражнение №3 «В гостях у сказки»

Взрослый предлагает ребенку сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

  • Кто сидел на моем стуле?
  • - Кто ел из моей чашки?
  • - Кто спал в моей постели?
  •  Кто же был в нашем доме?

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей.    Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Упражнение № 4 «Измени звуки»

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А – плачет, кричит девочка

А – показывают горло врачу

А – поет певица

А – качаем малыша

А - девочка укололась иголкой

О – удивилась мама

О – стонет бабушка

О – поет певица

О – потягивается папа

О – кричит охотник в лесу

У – гудит пароход

У – звучит дудочка

Упражнение № 5 «Измени звуки»

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ:

Громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:

И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

Упражнение № 6 «Измени звуки»

Петь звуки и назвать звуки в сочетаниях

АУ             УАИ

УА         АИУ

АИ            АУИ

ИА          ИУА

ИУ           ИАУ

УИ           УИА

Пример: АУИ: 1 –А, 2 –У, 3 –И.

Упражнение №7 «Колокольчик»

В лесу, на опушке, живет колокольчик

Толстый и важный, ворчливый всегда.

Лишь только проснется, в лесу раздается

Его недовольное грубо ЛА-ЛА

Соседки его на тоненьких ножках

В ответ ему весело Ла-Ла-ЛА-ЛА

Хватит ворчать вам, бурчать и сердиться,

Пойте нежнее вы с нами ЛА-ЛА

Упражнение №8  «Позови свою маму»

Педагог читает стихи, постоянно изменяя названия диких животных: мышонок, лисенок, волчонок, зайчонок. Дети проговаривают 2 последние строки, изменяя и имитируя  тембровую окраску голоса животных:

Сел мышонок на полянку

Заблудился спрозаранку

«ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ

мама, мама , выручай!»

Упражнение №9  «Мы шагаем»

Упражнение направлено на различение по тембру маленького стихотворения. Взрослый предлагает ребенку голосом выделить смысл прочитанного:

Большие ножки

Шли по дорожке.

ТОП-ТОП-ТОП

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ

Упражнение №10  «Где был, не скажу, кого видел, покажу»

Упражнение направлено на различение по тембру показываемого животного. Взрослый предлагает ребенку при импровизации показать голосом  какое-то животное или птицу.

Саша, Саша, где ты был?

-Где был, не скажу, кого видел, покажу:

Пищит, как цыпленок, мяукает, как котенок, рычит, как медведь и т.д., передавая тембровую окраску того или иного животного.

Дети отгадывают задуманное животное.

Упражнение №11  «Кто кем становится»

Взрослый предлагает ребенку , использую тембровую окраску голоса, показать маленькое и взрослое животное.

Жил –  был маленький ЩЕНОК.

Он подрос, однако.

А теперь он не щенок-

Взрослая….   (СОБАКА)

ЖЕРЕБЕНОК с каждым днем

Подрастал и стал…. (КОНЕМ).

БЫК, могучий великан,

В детстве был… (ТЕЛЕНКОМ)

Толстый увалень БАРАН-

Маленьким…. (ЯГНЕНКОМ)

Этот важный КОТ пушок-

Маленьким…. (КОТЕНКОМ)

А отважный ПЕТУШОК-

Крохотным… (ЦЫПЛЕНКОМ)

А из маленьких гусят

Вырастают…..УТКИ

Специально для ребят, тех, кто любит шутки

Упражнение  №12  "Кто боится прививки?"

Предметные картинки выкладывают перед детьми.

Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа.

 Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"

Упражнение №13  "Угадай-ка"

Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

 Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом.

 Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

У меня живет котенок?

Упражнение №14  «Разговор овощей»

 Произнесение слогов посредством дыхания без напряжения голосовых связок.

Как-то овощи на грядке заговорили по порядку.

Горох: « Ох! Ох! Ох»!

Тыква: « Ква! Ква! Ква!»

Кабачок: « Чок! Чок! Чок!»

Репа: « Па! Па! Па!»

Огурцы: «Цы! Цы! Цы!» и т.д.

 (Спокойный вдох и выдох, на выдохе – произнесение слогов.)

Упражнение №15  «Ворона»

Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)

«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.)

Каркала певица,

Охрипла и потом

Стала петь беззвучно

 И с закрытым ртом.

«Кар-р, ка-а-арр…»

Упражнение №16 «Рыбка»

Вдалеке, вдалеке плавает карась  в реке:

«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…» (Вдох – пауза – три коротких выдоха с паузами.)

Вдалеке, вдалеке сомик  плавает  в реке:

«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…»

Упражнение №17  «Грибная семья»

Меж еловых мягких лап  (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Дождик кап-кап-кап! (Стучат указательным пальцем по ладони.)

Где листок к листку прилип, (Потирают ладони друг о друга.)

Вырос гриб, гриб, гриб, гриб, гриб… (Выставляют большой палец и поглаживают им каждый палец, начиная с мизинца.)

Не один гриб, друзья, это целая семья! (Поглаживая, выставляют все пальцы руки.)

Упражнение №18  «Улиточка»

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ГРОМКОСТИ, ВЫСОТЫ ГОЛОСА И ИНТОНАЦИИ

Рекомендации по развитию громкости, высоты голоса и интонации у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией (для выполнения родителями, логопедами, воспитателями)....

«Игры для развития силы и высоты голоса у детей среднего дошкольного возраста»

«Игры  для развития силы и высоты голоса у детей среднего дошкольного возраста»...

Упражнения на развитие высоты голоса

Упражнения на развитие высоты голосв...

Упражнение на развитие высоты голоса

Упражнение на развитие высоты голоса...

Упражнение на развитие высоты голоса

Упражнение на развитие высоты голоса...

Картотека игр и упражнения для развития у детей силы и высоты голоса.

Картотекаигр и упражнения для развития у детейсилы и высоты голоса...