Главные вкладки

    Конспект-образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе "Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Нейман Ольга Викторовна

    Литературная викторина, где дети вспоминают все рассказы С.Я. Маршака.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnaya_viktorina_po_proizvedeniyam_s_glavnaya.docx26.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературная викторина  по произведениям С. Я. Маршака для детей подготовительной к школе группе.

                                                                         

                                                Подготовила:

                                             учитель-логопед МБУ № 49 «Весёлые   нотки»

                                                   г.о. Тольятти  Нейман О.В.

           

    Цель:

           - Развитие интереса к художественной литературе и чтению.

            Задачи:

            -Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака.

    -Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.

            Предварительная работа:

           - Чтение и заучивание стихов и сказок С. Я. Маршака.

    Материал: кроссворд, картинки с животными, портрет С.Я. Маршака, конверты с телеграммой, бандероль, колечко, квитанции, диван, чемодан, картина, корзина, картонка, собачка, медальки « Знатоки сказок», книги С.Я. Маршака.

    Действующие лица: ведущая(логопед), почтальон, Дама. 

    Ход:

    Дети входят в зал под музыку, садятся на стульчики.

    Ведущий:

    -В нашей стране вряд ли найдется человек, которому было бы неизвестно имя этого писателя, ведь его стихи и загадки знают многие взрослые и дети. Сейчас, мы с вами отгадаем кто же это!

    -Я буду  вам читать загадки, а вы постарайтесь на них ответить. Затем отгадки мы с вами вставим в кроссворд.

    Отгадывание кроссворда:

    1.Под праздник новогодний

    Издали мы приказ:

    -Пускай цветут сегодня

    Подснежники у нас!

    В лесу цветет подснежник,

    А не метель метет,

    И тот из вас мятежник,

    Кто скажет: не метет!

     1 вопрос: Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз королевы и приказание жадной мачехи?

    Ответ детей(Месяцы).

    2.Сел он утром на кровать

    Стал рубашку надевать,

    В рукава просунул руки

    - Оказалось, это брюки….

    Вместо шляпы на ходу

    Он надел сковороду.

    2 вопрос: Кто это такой?

    Ответ детей: (рассеянный)

    3.Сунул голову в окошко,  

    Поглядел…

    -Да это кошка!

    Пропадешь ты здесь в огне.

    Полезай в карман ко мне!...

    3 вопрос: Назовите имя пожарного спасшего девочку Лену и кошку из огня.

    Ответ детей:(кузьма)

    4.Швырнула она чемодан,

    Ногой отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку…

    -Отдайте мою собачонку!

    4 вопрос: Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город?

    Ответ детей:(Багаж)

    5.Нынче праздник веселый у нас.

    На дворе под гармонику пляс.

    Мы прогнали медведя в леса,

    Без хвоста убежала лиса.

    Вот такие чудеса!

    5 вопрос: Кто напевал эту песенку?

    Ответ детей:(звери)

    6.-Голосок твой слишком тонок

    Лучше, мама, не пищи,

    Ты мне няньку поищи!

    6 вопрос: Кому не нравился голосок матери?

    Ответ детей:(мышонок)

    7.Кто стучится в дверь ко мне

    С толстой сумкой на ремне,

    С цифрой 5 на медной бляшке

    В синей форменной фуражке?

    7 вопрос: Кто это? Назовите профессию героя стихотворения.

    Ответ детей:(почтальон)

    8.Люди спрашивают:

    -Кто это у вас?

    А девочка говорит :

    -Это моя дочка.

    Люди спрашивают:

    -Почему у вашей дочки серые щечки?

    А девочка говорит:

    -Она давно не мылась.

    8 вопрос: Кто был завернут в платок у девочки?

    Ответ детей:(котенок)

    Дети отвечают .

    Ведущий:

    -Вы отгадали 8 слов- вставьте их в кроссворд. (месяцы ,рассеянный ,кузьма,  Багаж звери,  мышонок , почтальон, котенок)

    1.

    м

    е

    с

    я

    ц

    ы

    2.

    р

    а

    с

    с

    е

    я

    н

    н

    ы

    й

    3.

    к

    у

    з

    ь

    м

    а

    4.

    б

    а

    г

    а

    ж

    5.

    з

    в

    е

    р

    и

    6.

    м

    ы

    ш

    о

    н

    о

    к

    7.

    п

    о

    ч

    т

    а

    л

    ь

    о

    н

    8.

    к

    о

    т

    ё

    н

    о

    к

    Ведущий:

    -Молодцы, ребята, справились с заданием. Это Самуил Яковлевич Маршак.

    - Родился в 1887 году 3 ноября в городе Воронеже. Отец его работал мастером на заводе. Он самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелегких переездах сохранилась в стихах Самуила Яковлевича Маршака о его детстве.

    Ведущий:

     - Кто стучится в дверь ко мне

    С толстой сумкой на ремне,

    С Цифрой»5» на медной бляшке,

    В синей фирменной фуражке?

    Это он, это он..

    Дети(хором): Ленинградский почтальон!

    Раздается стук в дверь. Открывается дверь, входит Почтальон под музыку.

    Почтальон:

    - Здравствуйте, дети!

    - А откуда вы меня знаете?

    Ведущий:

    -Вы пришли к нам из книги замечательного писателя С.Я.Маршака.

    Почтальон:

    -А ребята знают, как называется эта книга?

    Ответы детей.-«Почта»

    Почтальон:

    -Молодцы! Я приношу в дома разные письма, телеграммы и посылки. Но сегодня у меня удивительный день. Все письма и посылки адресованы в одно и тоже место- д/с «Дельфин».

    Ведущий:

    -Дорогой почтальон, вы попали как раз по этому адресу и мы с удовольствием примем все письма и посылки, которые вы принесли.

    Почтальон.

    -Моя почта сегодня необычная. В каждом письме, посылке и телеграмме находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята из вашего детского сада знают произведения Самуила Яковлевича Маршака.

     (Достает первый конверт.) Вот и первое задание.

    Почтальон.

    - Ребята посмотрите, у меня в сумке целая пачка телеграмм. Но есть одна проблема – аппарат, который на почте принимает телеграммы, сломался и не напечатал последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения Маршака, вы мне можете прочитать телеграмму полностью.

    Бегемот разинул рот:

    Булки просит… (бегемот).

    Гриб растет среди дорожки –

    Голова на тонкой… (ножке).

    Жук упал, и встать не может.

    Ждет он, кто ему… (поможет)

    Панцирь носит черепаха,

    Прячет голову от… (страха).

    Роет землю серый крот –

    Разоряет… (огород).

    Щеткой чищу я щенка,

    Щекочу ему… (бока).

    Ведущий:

    -Молодцы, ребята! Справились с заданиями.

    Почтальон хвалит детей и предлагает распаковать следующую посылку, в ней находится мячик.

    -Ребята, давайте мы с вами встанем в круг и поиграем в игру «Мой веселый звонкий мяч».

    Игра «Мой веселый звонкий мяч»

    Дети (хором). Мой веселый, звонкий мяч,

                          Ты куда помчался вскачь?

                          Желтый, красный, голубой,

                          Не угнаться за тобой! Раз, два, три – беги!!!

    Дети передают мяч из рук в руки по кругу, пока звучит музыка,  когда заканчивается музыка и тот, у кого остался мяч, разворачивается и держит мяч в руках и выходит в круг. Тому  ребёнку загадывается задание:

    «Назови героя»

    1.        Усатый- ….(полосатый)

    2.        Ванька-…(Встанька)

    3.        Умный…(мышонок)

    4.        Рассеянный с улицы…(Бассейнной) .

    5.        Детки в … ( клетке )

    Ведущий:

    -Молодцы, ребята ! Справились и с этим заданием.

    Почтальон (достает следующий конверт с заданием).

    -Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке». Это очень поучительная история о мышонке. Он не любил песни, которые пела ему перед сном мама. Поэтому маме пришлось искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку?

    - Га-га-га, усни, малютка!

    После дождика в саду

    Червяка тебе найду. (Утка)

    - Ква-ква-ква, не надо плакать!

    Спи, мышонок, до утра,

    Дам тебе я комара. (Жаба)

    - Спи, мышонок, сладко-сладко,

    Повернись на правый бок,

    Дам овса тебе мешок. (Лошадь)

    - Баю-баюшки, хрю-хрю.

    Успокойся, говорю. (Свинка)

    - Куд-куда! Не бойся, детка!

    Забирайся под крыло:

    Там и тихо, и тепло. (Курица)

    - Мяу-мяу, спи, мой крошка!

    Мяу-мяу, ляжем спать,

    Мяу-мяу, на кровать! (Кошка)

    А чью песню не смог услышать мышонок? (Щука)

    Почтальон хвалит детей и предлагает следующий конверт с заданием.

    Почтальон. 

    -А в этом конверте пригласительный билет в зоопарк. Нам с вами предстоит вспомнить обитателей зоосада, о которых написал свои стихи Маршак.

    Почтальон показывает картинки с изображением животных, а дети по очереди рассказывают стихи о них: «Слон», «Жираф», «Верблюд», «Пингвин», «Кенгуру», «Тигрёнок».

                Слон.

    Дали туфельки слону.

    Взял он туфельку одну

    И сказал: -Нужны пошире,

    И не две, а все четыре.

                 Тигрёнок.

    Эй, не стойте слишком близко-

    Я тигрёнок, а не киска!

                 Жираф.

    Рвать цветы легко и просто

    Детям маленького роста,

    Но тому, кто так высок,

    Нелегко сорвать цветок!

                   Верблюд.

    Бедный маленький верблюд:

    Есть  ребёнку не дают.

    Он сегодня съел с утра

    Только два таких ведра

                   Пингвин.

    Правда, дети, я хорош?

    На большой мешок похож.

    На морях в белые годы

    Обгонял я пароходы.

    А теперь я здесь в саду

    Тихо плаваю в пруду.

           Кенгуру.

    Вот полюбуйтесь на игру

    Двух австралийских кенгуру.

    Они играют в чехарду

    В зоологическом саду.

    Почтальон хвалит детей.

    В зал входит Дама.

    Дама.

     - Добрый день, дети! Здравствуйте, Почтальон! Вы себе не представляете!!! У меня продолжаются проблемы с моим багажом!!! Вы, наверное, все помните, что я «…сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». До сих пор не могу получить свой багаж!!!

    Почтальон.

    - Я думаю, что сейчас мы сможем устранить вашу проблему, а помогут нам ребята. Давайте все вместе вспомним, что сдавала  в багаж Дама?

    Ответы детей.

    Игра-аттракцион «Багаж»

    В зал вывозят тележки с предметами. Дети должны отобрать только те предметы, которые Дама сдавала. Дама сверяет соответствие предметов «зеленой квитанции», забирает свое имущество и остаётся с детьми.

    Почтальон

    (достает маленький сверток, разворачивает его с помощью Дамы и достает колечко).  

    Ведущая:

     -Это, наверное, то самое колечко, которое потеряла девочка Оля в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака. Давайте с ним поиграем!

    Почтальон:

    -Ребята, давайте встанем все в круг и поиграем в игру «Колечко».

    Игра «Колечко»

    Дети встают в круг, складывают ладошки «лодочкой».

    Почтальон.

    -Покатилось, покатилось Олино колечко,

    Покатилось, покатилось с нашего крылечка,

    Покатилось колесом, притаилось за кустом.

    Колечко, колечко выйди на крылечко!

    Оставляет колечко у кого-то из детей.

    Ребенок, у которого оказалось колечко, должен с последними словами выбежать в круг и показать всем детям плясовое движение, которое те повторяют под музыку. Игра продолжается несколько раз.

    Ведущий:

    -Вот и подходит к концу наша викторина по произведениям С.Я. Маршака.

    Он был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрые, умнее, могут утешить и развеселить.

    Почтальон.

    -А в моей сумке осталась последняя посылка. Но перед тем, как  мы ее откроем, все вместе с ребятами станцуем веселый танец.

    Веселый танец.

    Почтальон достает посылку и вместе с Дамой  раздаёт детям медальки

    « Знатоки сказок». Прощаются с детьми и уходят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится"

    Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится" направлен на достижение следующих результатов: 1) развитие интереса...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР «Путешествие в страну Неболейка »

    Дети знакомятся с понятием "Витамины". Получают знания о значении лекарственных растений, фруктов, овощей для поддержания здоровья и профилактики болезней....

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Витаминный калейдоскоп»

    Дити получают информацию о явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окрухения.Закрепляют названия различных овощей и фруктов, обобщают понятия "овощи", "фрукты...

    Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «В поисках Зимы».

    Игра - путешествие: "В поисках Зимы" с элементами театрализованной деятельности направлена на создание условий для закрепления и расширения знаний детей о зиме и зимних явлениях....

    Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе: «В волшебной стране букв и звуков у Буратино».

    Тема ООД: В волшебной стране букв и звуков у Буратино.Цель ООД: совершенствовать знания в звуко - буквенной системе родного языка, обучить грамоте.Задачи ООД:Образовательные: Формирование умения опред...