Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе «Переполох в осеннем лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ревягина Марина Сергеевна

В ходе НОД дети помогают персоонажу и с помощью  речевых игр развивают грамматический строй речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perepoloh_v_osennem_lesu.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  

детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно - эстетического развития воспитанников    

Петродворцового района Санкт-Петербурга.

                                               Конспект

          непосредственной образовательной деятельности          

                                  по речевому развитию

               для детей подготовительной к школе группе

                                   

                                      «Переполох в осеннем лесу»

Автор: воспитатель ГБДОУ д/с  №12  Ревягина Марина Сергеевна

Петергоф

2018

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности  по речевому развитию                                                                         для детей подготовительной группы

                                       «Переполох в осеннем лесу»

Образовательная деятельность осуществляется по образовательной  программе дошкольного образования ГБДОУ детский сад  №12  Петродворцового  района Санкт-Петербурга, разработанной в соответствии с программой «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе. 

Индивидуальные и возрастные особенности: Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Дети очень эмоциональны и подвижны. Все еще преобладает непроизвольность в восприятии, внимании, памяти и поведении. У некоторых детей наблюдается неустойчивое внимание и отсутствие умения слушать собеседника.  

Тема мероприятия в рамках комплексно – тематического планирования «В осеннем лесу: витамины кладовой природы (Ягоды, грибы)»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие (ФЭМП, Природный мир)

Технологии: личностно-ориентированные технологии, проблемная ситуация, поисковая,  игровые, музыка, здоровьесберегающие, использование  ИКТ (сюрпризный, мотивационный момент, создание игровой ситуации),

Методические приёмы:

Словесный метод ( беседа, отгадывание загадок,  игры с речевым сопровождением,  ответы на вопросы в ходе беседы.                Наглядный (картинки)

Игровой

Самопроверка, взаимопроверка

                                                                                                                            Планируемый результат: Дети совершенствуют грамматический строй речи, у детей обогатиться лексика разнообразием слов-определений;  повысится интерес к родному языку.

Цель: Создать условия для развития и закрепления грамматического строя речи  (формирование грамматического строя речи)

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять знания детей о грибах;
  • Совершенствовать грамматический строй речи:

- согласовывать прилагательные с существительными;

- образовывать существительные множественного числа родительного    

падежа

- согласовывать числительные с существительными;

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными  

суффиксами;

  • Закрепить умение в подборе определений к заданному слову;

Развивающие:  

  • Развивать активный словарь детей (названия грибов)
  • Развивать логическое мышление, умение строить связные высказывания типа рассуждений, использовать различные средства связи частей предложения.

 Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.  

Материалы: компьютер, проектор, презентация к нод , диск со звуками дождя, мяч, разрезные картинки «Грибы», картинки грибы – Боровик, подберезовик и лисичка.

Предварительная работа:

Чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций.

Ход Нод:

 Вводная часть 

 Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гостья прилетела. Вы узнали её?                                                                                                                              Дети: Да, это Умная Ворона.                                                                                                              Умная Ворона: Кар-кар! Здравствуйте, ребята. Да, я снова к вам прилетела. В осеннем лесу переполох. 

Воспитатель: Умная Ворона, что  случилось?

«Странные предметы выросли в лесу

    Ножка есть, но нет сапог,

Шляпа есть – нет головы»  (грибы)

Воспитатель: Ребята!  Вы думаете это грибы? Почему вы так думаете?

Воспитатель: Давайте проверим наше предположение. Умная Ворона принесла картинки этих странных предметов, но пока она к нам летела, осенний ветер растрепал их на маленькие части. Нам надо разделиться на две команды и сложить картинки. (Дети делятся на команды , и выполняют задание «Разрезные картинки».)

Воспитатель: Команды готовы? Что у вас получилось? ( Картинка -Грибы).Что получилось у другой команды?(Грибы). Давайте проверим  друг у друга. Команды меняются местами и проверяют выполнение  задания.

Воспитатель: Ворона не переживай это грибы. Ребята, вы хотите оказаться в лесу и рассказать вороне все,  что мы знаем о грибах? (ДА)  

Воспитатель: Как  мы можем оказаться в лесу?                                 Дети: Предположительные ответы ( на поезде, на самолете и др.)

Воспитатель:  Как вы думаете, какая погода в лесу? (Холодная, дождливая, пасмурная)

Воспитатель: Но можем ли мы, в такой одежде отправится в лес, почему? Какая нам нужна одежда? (теплая).

Воспитатель: Значит надо одеться потеплее.

Что нам надо надеть? (Куртку, брюки, сапожки, шапку, шарф, перчатки)

- Правильно!

И так надеваем теплую куртку.

  1. Измени словосочетание – «Теплая куртка».

Вот теплая куртка

У нас нет теплой куртки

Мы  мечтаем о теплой куртке

Мы  увидели в магазине теплую куртку

Мы рады теплой куртке.

Основная часть:

Воспитатель: И так мы оделись, теперь можем отправляться в путь. Закрываем глаза (звучит музыка Вивальди «Осень»).

Если дружно встать на ножки.
Топнуть, прыгнуть — не упасть,
То в волшебный лес осенний
Можно сразу же попасть

 Воспитатель:  Вот мы и в осеннем лесу, а что мы можем увидеть в осеннем лесу, кого мы можем увидеть в осеннем лесу.

 Воспитатель:  Напомните, как нужно вести себя в лесу?

Дети: Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник.

Воспитатель:  Где же  грибы, которые напугали Умную ворону. Они наверное появятся если мы отгадаем загадки.

  1. Игра «Доскажи словечко»

Растут в лесу сестрички – рыжие…(лисички)

Я в красной шапочке расту под стройною осиною.

Меня узнаешь за версту, зовусь я….(подосиновик)

На пеньке сидят ребята, называют их…(опята)

На толстой белой ножке. Коричневая шляпка.

Наверняка любой грибник найти мечтает…(боровик)

Серенькая шапочка, беленькая ножка

Под березою растет, угадай как его зовут (подберезовик)

  1. Игра «Один – много»

Воспитатель: Я ходила в лес за грибами, но собрала мало грибов, всего по одному грибу. А вы у меня хорошие грибники, вы собрали много грибов (Игра проводится с мячом).

У меня одна сыроежка, а у … много … (сыроежек), один опенок – много опят, одна лисичка – много лисичек, один подосиновик – много подосиновиков, один белый гриб – много белых грибов, один подберезовик – много подберезовиков, один масленок – много маслят.                                                          

4 Воспитатель: Много мы грибов насобирали. Присаживайтесь на полянку. Мы немного отдохнем Игра «Волшебные грибы»                                   (Упражняемся в подборе прилагательных) (слайд)                         Воспитатель: Какие могут быть грибы? (съедобные, несъедобные, ядовитые, полезные, жареные, вареные, соленые, маринованные, сушеные, большие, маленькие…)                                                                                       Воспитатель: Много мы грибов насобирали. Давайте посчитаем грибы. «Посчитай»                                                                                                                       Одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек.               Один боровик, два боровика, три боровика, четыре боровика,5 боровиков. Один опенок, два опенка, три опенка, четыре опенка, пять опят.                      Одна волнушка, две волнушки, три волнушки, четыре волнушки, 5 волнушек. Воспитатель: А сколько вкусных блюд можно приготовить из грибов: (На доске появляются картинки с изображением блюд из грибов)

 Суп с грибами (какой?) — …

Икра из грибов-…

 Салат с грибами-…

Пюре из грибов-…

Пирог с грибами-…

  1. Включается аудиозапись «Шум дождя

Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук? 
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается! Посмотрим, как идет дождь. (Дети встают в круг в центре ковра.)

Физминутка «Дождик» 
Капля первая упала – кап! 
И вторая пробежала! 
(Сверху пальцем показывают траекторию
движения капли и прослеживают взглядом.)
 
Мы на небо посмотрели: 
(Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели.
(Кивают головами.)
Сапоги – посмотрите – мокрыми стали. 
(Топают ножками  и смотрят на ноги.) 
Мы плечами дружно поведём,
Капельки с себя стряхнём.
(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе.)
От дождя мы убежим,
(Бегают друг за другом по кругу.)
Под кусточком посидим.
(Приседают.)
(Шум дождя прекращается.)
Воспитатель: Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только листьев. После дождя в лесу быстрее растут грибы. Этот дождь грибной. Для грибов полезный. Из маленьких грибочков вырастут большие грибы.

6 . Назови их ласково.

Боровик до дождя был… (боровичком)

Подосиновик – подосиновичком,

Масленок – масленочком,

Опенок – опеночком

Мухомор – мухоморчиком,

Поганка – поганочкой,

Сыроежка – сыроежечкой,

Белый гриб – белый грибочек.

Воспитатель: Ребята! Сколько интересного мы рассказали Умной Вороне о грибах, навели порядок в лесу. Она в лесу больше не будет устраивать переполох. Нам пора возвращаться в детский сад. Я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду.

Возвращение
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть — не упасть

То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть

Рефлексия. 

Воспитатель: Пока мы были в лесу, на поляне (на полу) выросли 3 гриба. Боровик, подберезовик и лисичка. Если вам, было, интересно узнали много нового, то вы подойдите к грибу боровику. Если было интересно, но кое-что ещё не понятно, встаньте около  подберезовика. Если многое осталось не понятным, было не интересно – около лисички.

Дети  занимают места около того гриба, который считают своим.

Что у тебя получилось лучше всего?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей подготовительной к школе логопедической группы с ОНР Тема «Лес осенью. Деревья»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Коммуникация»для детей  подготовительной к школе логопедической группы с ОНР Тема «Лес осенью....

Интегрированное занятие непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Прогулка в осеннем лесу"

Закрепить представления об изменениях в природе с наступлением осени.Закреплять знание о составе числа 7 из единиц.Упражнять в понимании пространственного расположения геометрических фигур на лис...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе на тему: Рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана « По следам осени»

Цель: развивать связную речь и обобщить и систематизировать представления детей об осени, об изменениях в природе. Образовательные задачи:- закреплять умения детей последовательно, в системе сос...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Приключения в осеннем лесу».

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Приключения в осеннем лесу»....

Конспект итогового занятия в подготовительной к школе группе «Переполох в стране «Математика»

Закрепление элементарных математических представлений и обобщение полученных знаний....