Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе на тему: Рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана « По следам осени»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кучмина Екатерина Валерьевна

 Цель: развивать связную речь и обобщить и систематизировать представления детей об осени, об изменениях в природе.

Образовательные задачи:

- закреплять умения детей последовательно, в системе составлять рассказ по пейзажной картине;

- обогощать природоветческий словарь детей;

-упражнять детей в согласованиии прилагательных, глаголов, наречий с существительными.

Развивающие задачи:

-развивать:

                  - умение наблюдать за явлениями природы, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

                   - художественное восприятие;

                   - зрительное и слуховое внимание.   

Воспитательные задачи:

-формировать основы художественной культуры;

-воспитывать организованность, дисциплинированность и навыки учебной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 

Ожидаемый результат: целостное восприятие картины и составление рассказа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_i.i.levitan.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал № 2 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  детский сад  № 18 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

ООД  по образовательной области  «Речевое  развитие»

в подготовительной к школе группе

на тему: Рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана « По следам осени»

Воспитатель

                                                                                                              Кучмина Е.В.

                                            Туймазы - 2018г.

 

ООД « Развитие речи»

 Цель: развивать связную речь и обобщить и систематизировать представления детей об осени, об изменениях в природе. 

Образовательные задачи: 

- закреплять умения детей последовательно, в системе составлять рассказ по пейзажной картине;

- обогощать природоветческий словарь детей;

-упражнять детей в согласованиии прилагательных, глаголов, наречий с существительными.

Развивающие задачи: 

-развивать:

                  - умение наблюдать за явлениями природы, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

                   - художественное восприятие;

                   - зрительное и слуховое внимание.    

Воспитательные задачи: 

-формировать основы художественной культуры;

-воспитывать организованность, дисциплинированность и навыки учебной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Ожидаемый результат: целостное восприятие картины и составление рассказа.

Средства реализации: картины И.И. Левитана:  «Осенью в лесу», «Золотая осень», «Поздняя осень»; телевизор; презентация; схема составления синквейна; рисунки медведя, белки; листы бумаги с нарисованными листьями деревьев; простой карандаш.  

Методы и приемы: рассматривание картин, сравнение,  вопросы, беседа, игра, дыхательное упражнение, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дидактическое упражнение «доскажи словечко», рассказывание по алгоритму, составление синквейна,  художественное слово.

Активизация словаря:  осень, периоды осени, ранняя осень, золотая осень, поздняя осень, пейзаж, листопад, проливные дожди, холодные, теплые тона, и т.д.

Предварительная работа: 

Наблюдение с детьми за изменениями в природе на прогулке, беседы с детьми о разных периодах осени, рассматривание картин и иллюстраций, рисование с детьми на осенние темы, чтение художественной литературы по осенней тематике.

Ход ООД:

Воспитатель: Доброе утро! (вербально) Рада вас всех видеть. Давайте вдохнем  в себя свежесть, доброту и красоту этого утра, а выдохнем обиды и огорчения.

Послушайте строки из стихотворения и определите тему нашего сегодняшнего занятия

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется –

Это время года ….зовется.

 

 

Воспитатель: Говорить мы будем об осени и ее особенностях.

- Присаживайтесь за столы.

Дети:  « Наши умные головки…». 

Воспитатель: Дети, скажите, а как можно понять что наступила осень? Какие приметы осени вы знаете?А что бы вы не повторялись и не забыли чего-нибудь опирайтесь на схему.

Дети: день короче, а ночь длиннее; на деревьях и кустах желтеют листья, начинается листопад, небо серое, хмурое; часто идут дожди; перелетные птицы улетают на юг; дикие звери делают запасы на зиму, линяют, и некоторые уходят в спячку; люди надевают демисезонную одежду; собирают урожай.

Воспитатель: А теперь давайте проговорим все попорядку по схеме рассказа об осени. (СЛ.1 «Алгоритм описания времени года»). 

Воспитатель: Осень не всегда одинакова. Каждому месяцу соответствует свой период. Назовите осенние месяцы по порядку. ( Сентябрь, октябрь, ноябрь)

СЛ.2- Вслед за августом приходит, и деревья украшает

И богата она урожаем, это…….(ранняя осень ) Сентябрь

СЛ.3- Осень золото роняет, холод пташек угоняет….

До свиданья, лес и луг, мы летим на теплый юг. Это……. (золотая осень) Октябрь

СЛ.4-Поле черно-белым стало: падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало - льдом сковало воды рек. Это …….(поздняя осень) Ноябрь

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться по следам осени по репродукциям картин Левитана. СЛ.5

- Посмотреть как знаменитый русский  художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан видел осень в разные периоды.

- На доске, три пейзажа об осени. Рассмотрите их внимательно, на каком пейзаже изображена ранняя осень?

Дети: На втором.

Воспитатель: Как вы догадались, что вам подсказало, что только начало осени?

Дети: трава на поляне. Она еще зеленая.

Воспитатель: Автор на картине изобразил пейзаж, поляны в лесу. На переднем плане мы видим еще не пожелтевшую зеленую траву, только листья папортника немного пожелтели и даже обрели желтоватый оттенок. С одной стороны, это еще зеленоватые кусты и деревья, а с другой стороны тонкие, золотисто-желтые березки. Они и придают картине ощущение осени. Солнце, как обычно, светит, но теперь оно не так греет, как раньше. Небо голубое и чистое, погода хорошая. Вот так вот увидел художник раннюю  осень и написал картину « Осень в лесу»

Воспитатель: Давайте выполним упражнение « Прогноз погоды» Воспитатель: В начале осени дни стоят тёплые и солнечные, затем заметно холодает

Солнце  светит реже, греет меньше.

Дни становятся короче, ночи длиннее.

Небо покрывается низкими серыми облаками, 

Часто идут дожди. 

Листья на деревьях желтеют.

Птицы собираются в стаи.

Люди собирают урожай.

 Воспитатель: Спасибо, дети.

Воспитатель: А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику стоя. Вот стоит осенний лес!                                 (выполняем круговые

В нём много сказок и чудес!                            движения глазами)

Слева – сосны, справа – дуб                               (влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук                                       (вверх – вниз)
Глазки ты закрой, открой.

 Поиграли мы с тобой!
Воспитатель: Сели правильно, спину выпрямили, ноги подружили, руки положили. 

- Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина и определите к какой картине подходит это описание.

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной!

Воспитатель: Тагир,  покажи какой из пейзажей подходит под описание в стихотворение. Объясни свой выбор.

Дети. 

Воспитатель: Цитирование стихотворения с показом. 

 Воспитатель: Какое время суток изобразил художник?
Дети. Мне кажется, что это начало дня, потому что день светлый и ясный.

Воспитатель: Подберите эпитеты, осень какая на картине?

Дети: Нарядная, золотая, веселая, красивая, яркая, торжественная….

Воспитатель: Что изобразил на своей картине Левитан?

Дети: деревья, луг, поля, реку. 

Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?( ответы детей)

Воспитатель: Сам художник назвал ее « Золотая осень»

Воспитатель: Золотая осень восхищала и радовала художника. А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится?
Дети. Когда я смотрю на картину, мне хорошо, радостно. Картина мне нравится тем, что погода нарисована солнечная, ясная. Мы видим тихую, спокойную осень.

Воспитатель: Да, Исаак Ильич Левитан изобразил огромное пространство земли с рекой, полями и лесами. Художник передал торжественную красоту золотой осени. Как она прекрасна на земле. (

Воспитатель: В этот период листья с деревьев опадают – это явление природы называется (листопад) и на земле получается пестрый ковер из листьев.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

(Спокойно укладываем ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель: Дети давайте нарисуем как ветер срывает последние листочки и опускает их на землю.(раздает листы бумаги с изображением трех листов деревьев)

 Задание: Представьте и изобразите, как падают листочки при разной силе ветра.

Воспитатель: ну вот все листочки опали с деревьев. Наступила поздняя осень. Грустная, унылая пора. Последний пейзаж И. И. Левитан так и назвал его «Поздняя осень». Давайте по этой картине составим рассказ о поздней осени.

Свой рассказ начните с предложения наступила поздняя осень. Опишите небо с тяжелыми  облаках. Скажите о деревьях, о траве. Какие цвета преобладают в природе в этот период. К чему готовится природа?

 Примерный рассказ

Наступила поздняя осень. Трава на полях убрана в стога.

Небо совсем пасмурное. На небе тёмно-синие тучи и серые облака. Осенью часто идут дожди и поэтому, образовались большие лужи. Нигде не видно птиц и не слышно птичьих голосов. С берёз уже облетели листья, поэтому они стоят совсем голыми: кажется, что им холодно и они потеснее прижимаются друг к другу.

Тёмные, тусклые тона отражают осеннее состояние природы.

Воспитатель: Лес в ожидании холодов, первых заморозков, первого снега.

Вся природа в ожидании - ещё немного и наступит зима. 

Дети, животные тоже ждут и тщательно готовятся к наступлению зимы давайте Составим стихотворение- синквейн «животные» СЛ фото медведь, белка, еж, заяц.

Посмотрите на схему составления синквейна:

                                     1 стр. Название животного Кто? ( медведь)

                                     2 стр. 2 прилаг., признака этого животного Какой?

                                               ( бурый, косолапый)      

                                      3 стр. 3 действия Что делает?

                                               ( ревет, ходит, ест)

                                      4 стр. Предложение как готовится к зиме.

                                                ( зимой впадает в спячку)

                                       5 стр. как по др. его можно назвать.

                                                ( Дикое животное).

Дети: по схеме составляют свои стихи о белке, еже, зайце.

Воспитатель: помогает, направляет уточняющими вопросами, повторяет полностью составленный синквейн.

Рефлексия.  

Воспитатель Вот мы с вами и вспомнили все периоды осени…..какие?

                -  Пейзажи какого художника мы сегодня рассмотрели?

                 - Как называются картины И.И. Левитана?

                 - Мне понравилось, как вы сегодня работали. А что понравилось вам?

                 - Какое настроение у вас после занятия?

Воспитатель:  Не надо грустить об уходящей осени, давайте просто ее  запомним, как  красивое время года в любую погоду.

                                  У природы нет – плохой погоды.

                             Каждая погода – благодать!

 

До свидания!