Главные вкладки

    Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе на тему: Рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана « По следам осени»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Кучмина Екатерина Валерьевна

     Цель: развивать связную речь и обобщить и систематизировать представления детей об осени, об изменениях в природе.

    Образовательные задачи:

    - закреплять умения детей последовательно, в системе составлять рассказ по пейзажной картине;

    - обогощать природоветческий словарь детей;

    -упражнять детей в согласованиии прилагательных, глаголов, наречий с существительными.

    Развивающие задачи:

    -развивать:

                      - умение наблюдать за явлениями природы, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

                       - художественное восприятие;

                       - зрительное и слуховое внимание.   

    Воспитательные задачи:

    -формировать основы художественной культуры;

    -воспитывать организованность, дисциплинированность и навыки учебной деятельности.

    Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

     

    Ожидаемый результат: целостное восприятие картины и составление рассказа.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ood_i.i.levitan.docx31.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Филиал № 2 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  детский сад  № 18 г. Туймазы

    муниципального района Туймазинский район

    Республики Башкортостан

    Конспект

    ООД  по образовательной области  «Речевое  развитие»

    в подготовительной к школе группе

    на тему: Рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана « По следам осени»

    Воспитатель

                                                                                                                  Кучмина Е.В.

                                                Туймазы - 2018г.

     

    ООД « Развитие речи»

     Цель: развивать связную речь и обобщить и систематизировать представления детей об осени, об изменениях в природе. 

    Образовательные задачи: 

    - закреплять умения детей последовательно, в системе составлять рассказ по пейзажной картине;

    - обогощать природоветческий словарь детей;

    -упражнять детей в согласованиии прилагательных, глаголов, наречий с существительными.

    Развивающие задачи: 

    -развивать:

                      - умение наблюдать за явлениями природы, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

                       - художественное восприятие;

                       - зрительное и слуховое внимание.    

    Воспитательные задачи: 

    -формировать основы художественной культуры;

    -воспитывать организованность, дисциплинированность и навыки учебной деятельности.

    Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    Ожидаемый результат: целостное восприятие картины и составление рассказа.

    Средства реализации: картины И.И. Левитана:  «Осенью в лесу», «Золотая осень», «Поздняя осень»; телевизор; презентация; схема составления синквейна; рисунки медведя, белки; листы бумаги с нарисованными листьями деревьев; простой карандаш.  

    Методы и приемы: рассматривание картин, сравнение,  вопросы, беседа, игра, дыхательное упражнение, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дидактическое упражнение «доскажи словечко», рассказывание по алгоритму, составление синквейна,  художественное слово.

    Активизация словаря:  осень, периоды осени, ранняя осень, золотая осень, поздняя осень, пейзаж, листопад, проливные дожди, холодные, теплые тона, и т.д.

    Предварительная работа: 

    Наблюдение с детьми за изменениями в природе на прогулке, беседы с детьми о разных периодах осени, рассматривание картин и иллюстраций, рисование с детьми на осенние темы, чтение художественной литературы по осенней тематике.

    Ход ООД:

    Воспитатель: Доброе утро! (вербально) Рада вас всех видеть. Давайте вдохнем  в себя свежесть, доброту и красоту этого утра, а выдохнем обиды и огорчения.

    Послушайте строки из стихотворения и определите тему нашего сегодняшнего занятия

    Если на деревьях листья пожелтели,

    Если в край далекий птицы улетели,

    Если небо хмурое,

    Если дождик льется –

    Это время года ….зовется.

     

     

    Воспитатель: Говорить мы будем об осени и ее особенностях.

    - Присаживайтесь за столы.

    Дети:  « Наши умные головки…». 

    Воспитатель: Дети, скажите, а как можно понять что наступила осень? Какие приметы осени вы знаете?А что бы вы не повторялись и не забыли чего-нибудь опирайтесь на схему.

    Дети: день короче, а ночь длиннее; на деревьях и кустах желтеют листья, начинается листопад, небо серое, хмурое; часто идут дожди; перелетные птицы улетают на юг; дикие звери делают запасы на зиму, линяют, и некоторые уходят в спячку; люди надевают демисезонную одежду; собирают урожай.

    Воспитатель: А теперь давайте проговорим все попорядку по схеме рассказа об осени. (СЛ.1 «Алгоритм описания времени года»). 

    Воспитатель: Осень не всегда одинакова. Каждому месяцу соответствует свой период. Назовите осенние месяцы по порядку. ( Сентябрь, октябрь, ноябрь)

    СЛ.2- Вслед за августом приходит, и деревья украшает

    И богата она урожаем, это…….(ранняя осень ) Сентябрь

    СЛ.3- Осень золото роняет, холод пташек угоняет….

    До свиданья, лес и луг, мы летим на теплый юг. Это……. (золотая осень) Октябрь

    СЛ.4-Поле черно-белым стало: падает то дождь, то снег.

    А ещё похолодало - льдом сковало воды рек. Это …….(поздняя осень) Ноябрь

    Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться по следам осени по репродукциям картин Левитана. СЛ.5

    - Посмотреть как знаменитый русский  художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан видел осень в разные периоды.

    - На доске, три пейзажа об осени. Рассмотрите их внимательно, на каком пейзаже изображена ранняя осень?

    Дети: На втором.

    Воспитатель: Как вы догадались, что вам подсказало, что только начало осени?

    Дети: трава на поляне. Она еще зеленая.

    Воспитатель: Автор на картине изобразил пейзаж, поляны в лесу. На переднем плане мы видим еще не пожелтевшую зеленую траву, только листья папортника немного пожелтели и даже обрели желтоватый оттенок. С одной стороны, это еще зеленоватые кусты и деревья, а с другой стороны тонкие, золотисто-желтые березки. Они и придают картине ощущение осени. Солнце, как обычно, светит, но теперь оно не так греет, как раньше. Небо голубое и чистое, погода хорошая. Вот так вот увидел художник раннюю  осень и написал картину « Осень в лесу»

    Воспитатель: Давайте выполним упражнение « Прогноз погоды» Воспитатель: В начале осени дни стоят тёплые и солнечные, затем заметно холодает

    Солнце  светит реже, греет меньше.

    Дни становятся короче, ночи длиннее.

    Небо покрывается низкими серыми облаками, 

    Часто идут дожди. 

    Листья на деревьях желтеют.

    Птицы собираются в стаи.

    Люди собирают урожай.

     Воспитатель: Спасибо, дети.

    Воспитатель: А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику стоя. Вот стоит осенний лес!                                 (выполняем круговые

    В нём много сказок и чудес!                            движения глазами)

    Слева – сосны, справа – дуб                               (влево – вправо)
    Дятел сверху, тук да тук                                       (вверх – вниз)
    Глазки ты закрой, открой.

     Поиграли мы с тобой!
    Воспитатель: Сели правильно, спину выпрямили, ноги подружили, руки положили. 

    - Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина и определите к какой картине подходит это описание.

    Лес точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной,

    Стоит над светлою поляной!

    Воспитатель: Тагир,  покажи какой из пейзажей подходит под описание в стихотворение. Объясни свой выбор.

    Дети. 

    Воспитатель: Цитирование стихотворения с показом. 

     Воспитатель: Какое время суток изобразил художник?
    Дети. Мне кажется, что это начало дня, потому что день светлый и ясный.

    Воспитатель: Подберите эпитеты, осень какая на картине?

    Дети: Нарядная, золотая, веселая, красивая, яркая, торжественная….

    Воспитатель: Что изобразил на своей картине Левитан?

    Дети: деревья, луг, поля, реку. 

    Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?( ответы детей)

    Воспитатель: Сам художник назвал ее « Золотая осень»

    Воспитатель: Золотая осень восхищала и радовала художника. А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится?
    Дети. Когда я смотрю на картину, мне хорошо, радостно. Картина мне нравится тем, что погода нарисована солнечная, ясная. Мы видим тихую, спокойную осень.

    Воспитатель: Да, Исаак Ильич Левитан изобразил огромное пространство земли с рекой, полями и лесами. Художник передал торжественную красоту золотой осени. Как она прекрасна на земле. (

    Воспитатель: В этот период листья с деревьев опадают – это явление природы называется (листопад) и на земле получается пестрый ковер из листьев.

    Пальчиковая гимнастика «Осень»

    Ветер по лесу летал,

    (Плавные, волнообразные движения ладонями)

    Ветер листики считал:

    Вот дубовый,

    (Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

    Вот кленовый,

    Вот рябиновый резной,

    Вот с березки — золотой,

    Вот последний лист с осинки

    (Спокойно укладываем ладони на стол)

    Ветер бросил на тропинку.

    Воспитатель: Дети давайте нарисуем как ветер срывает последние листочки и опускает их на землю.(раздает листы бумаги с изображением трех листов деревьев)

     Задание: Представьте и изобразите, как падают листочки при разной силе ветра.

    Воспитатель: ну вот все листочки опали с деревьев. Наступила поздняя осень. Грустная, унылая пора. Последний пейзаж И. И. Левитан так и назвал его «Поздняя осень». Давайте по этой картине составим рассказ о поздней осени.

    Свой рассказ начните с предложения наступила поздняя осень. Опишите небо с тяжелыми  облаках. Скажите о деревьях, о траве. Какие цвета преобладают в природе в этот период. К чему готовится природа?

     Примерный рассказ

    Наступила поздняя осень. Трава на полях убрана в стога.

    Небо совсем пасмурное. На небе тёмно-синие тучи и серые облака. Осенью часто идут дожди и поэтому, образовались большие лужи. Нигде не видно птиц и не слышно птичьих голосов. С берёз уже облетели листья, поэтому они стоят совсем голыми: кажется, что им холодно и они потеснее прижимаются друг к другу.

    Тёмные, тусклые тона отражают осеннее состояние природы.

    Воспитатель: Лес в ожидании холодов, первых заморозков, первого снега.

    Вся природа в ожидании - ещё немного и наступит зима. 

    Дети, животные тоже ждут и тщательно готовятся к наступлению зимы давайте Составим стихотворение- синквейн «животные» СЛ фото медведь, белка, еж, заяц.

    Посмотрите на схему составления синквейна:

                                         1 стр. Название животного Кто? ( медведь)

                                         2 стр. 2 прилаг., признака этого животного Какой?

                                                   ( бурый, косолапый)      

                                          3 стр. 3 действия Что делает?

                                                   ( ревет, ходит, ест)

                                          4 стр. Предложение как готовится к зиме.

                                                    ( зимой впадает в спячку)

                                           5 стр. как по др. его можно назвать.

                                                    ( Дикое животное).

    Дети: по схеме составляют свои стихи о белке, еже, зайце.

    Воспитатель: помогает, направляет уточняющими вопросами, повторяет полностью составленный синквейн.

    Рефлексия.  

    Воспитатель Вот мы с вами и вспомнили все периоды осени…..какие?

                    -  Пейзажи какого художника мы сегодня рассмотрели?

                     - Как называются картины И.И. Левитана?

                     - Мне понравилось, как вы сегодня работали. А что понравилось вам?

                     - Какое настроение у вас после занятия?

    Воспитатель:  Не надо грустить об уходящей осени, давайте просто ее  запомним, как  красивое время года в любую погоду.

                                      У природы нет – плохой погоды.

                                 Каждая погода – благодать!

     

    До свидания!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: "Пингвины на льдине"

    Разнообразен природный и животный мир нашей планеты! Северный полюс, Южный полюс, пустыня... Любите путешествовать? Тогда  - в  путь!...

    КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»

    Программное  содержание:1.      Формировать представление у детей о подземных богатствах.   2.      Познакомить детей с поле...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".

    Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество,  работая в технике - квиллинг....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Рисуем счастье».

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Направление - эмоционально-личностное развитие....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме: «Путешествие в мир маминых профессий».

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме: «Путешествие в мир маминых профессий»....