КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «СЕМЬЯ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия "Составление рассказа по картине "Семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 87»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

КОНСПЕКТ

СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  

НА ТЕМУ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ

«СЕМЬЯ»

Автор:

Валиуллина А.Х.,

воспитатель МАДОУ № 87,

I квалификационная категория

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2019г.

Тема:

Составление рассказа по картине «Семья».

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно–эстетиче-ское развитие, физическое развитие.

Вид:

Интегрированная организованная совместная образова-тельная деятельность.

Специфические виды детской деятельности,

в которую вовлечены воспитанники:

Коммуникативный, познавательный, речевой, художественно-эстетический. Физический.

Цель:

Развитие речи детей.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя;

-  учить составлять сюжетный рассказ, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета, самостоятельно придумывать события,

предшествовавшие и последующие изображенным;

- следить за правильным использованием лексико-грамматических категорий.

Развивающие: 

- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей;

- совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины с последовательно развивающимся действием;

- развивать познавательный интерес, мышление,  творческие способности, умение наблюдать, анализировать.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к своим близким, желание заботиться о них.

Словарная работа:

Доить, парное молоко, чинить, хозяйственная семья, родословная семьи.

Методические приемы

и формы организации

деятельности:

- привлечение внимания детей, мотивация их интереса, желания участвовать в совместной деятельности;

- подготовка к восприятию картины;

- художественное слово (загадки, пословицы и поговорки о семье);

-  вопросы по картине;

-  дидактические игры «Кто кем был?», «Кто кому кем приходится».

Оборудование и

материалы:

- аудиозапись песни «Родительский дом», музыка Владимира Шаинского на слова Михаила Рябинина;

-  ромашка с загадками;

- сюжетная картина «Семья»; 

-  картинки с изображением членов семьи;

-  мяч;

- картинки «История моей семьи»  по количеству детей.

Предварительная работа:

- рассматривание картин и иллюстраций про семью;

- рассматривание семейных фотографий;

- рассказы детей о членах своей семьи;
- чтение рассказов В. Сухомлинского «Самые ласковые руки», «Бабушка отдыхает»; татарской народной сказки «Три сестры»;

- беседы с детьми о труде людей в деревне;

- разучивание стихов М. Тахистова «Семья»; Г. Дядина «Большая семья»;

- заучивание загадок, пословиц и поговорок о семье;

- сюжетно-ролевые игры «Семья», «У нас дома появился младенец», «Семейные хлопоты»;

- спортивное соревнование «Папа, мама и я – спортивная семья».

Последующая работа

-  рисование на темы «Мой семейный герб» и «Мое генеалогическое древо»;

- совместная работа с родителями по составлению семейного герба и семейного древа;

- сюжетно-ролевая игра «Выступление по телевидению про мою семью»;

-  составление проекта по теме «Моя семья».

                                         

                                            Ход образовательной деятельности

I часть:

Организационный момент: Звучит песня " Родительский дом", муз. В.  Шаинского,  сл. М. Рябинина.  Под музыку дети заходят в группу.

Воспитатель: Начинаем наше занятие. У меня есть ромашка, на каждом лепестке которой для вас загадка:

I лепесток:

«Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая...»

Ответы детей: Мама!

II лепесток:

«Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый...»

Ответы детей: Папа!

III лепесток:

«Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная...»

Ответы детей: Бабушка!

IV лепесток:

«Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый...»

Ответы детей: Дед!

V лепесток:

«Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой...»

Ответы детей: Братишка!

VI лепесток:

«Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая...»

Ответы детей: Сестрёнка!

VII лепесток:

«Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...»

Ответы детей: Семья!

Воспитатель: Умницы! Отгадали все загадки! Сегодня мы поговорим о семье. У каждого человека есть семья. Семья – это родители и дети, они любят друг друга, старшие заботятся о младших, а младшие стараются им помочь. Кто знает пословицы и поговорки о семье?

Ответы детей: «Не нужен и клад, когда в семье лад»; «Вся семья вместе и душа на месте»; «Семья в куче – не страшна и туча»; «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы» и т.д. (Дети объясняют смысл пословиц и поговорок.)

Воспитатель:  Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам  рассмотреть картину.

(Воспитатель вешает на доску сюжетную картину «Семья»,

дает детям возможность некоторое время её рассмотреть.)

Воспитатель:  Как вы думаете, какое название можно дать картине?

Ответы детей: «Семья», «Наша семья», «Во дворе»,  «Наш двор», «В деревне» и т.д.

Воспитатель:  Давайте остановимся на том названии, которое точно передает содержание картины. Назовём её «Семья».  

Воспитатель:  Что вы видите на картине?

Ответы детей: Это двор.

Воспитатель:  Кого вы видите во дворе?

Ответы детей: Во дворе мы видим папу, маму, бабушку, дедушку, девочку и мальчика.

Воспитатель:  Правильно! Как можно их назвать одним словом?    

Ответы детей: Это семья.

Воспитатель:  Правильно, это семья.  Ребята, а кого еще видите во дворе?

Ответы детей: Мы видим во дворе корову, кошку, кур и цыплят.  

Воспитатель:  Правильно! Да, как их можно назвать одним словом?

Ответы детей: Корова и кошка – домашние животные; куры и цыплята – домашние птицы.      

Воспитатель:  Правильно!

Воспитатель:  Сейчас поговорим о том, кто чем занимается. Что делают папа и дедушка?

Ответы детей: Папа и дедушка делают новый забор.

Воспитатель:  Что в руках у дедушки?

Ответы детей: У дедушки в руках топор.

Воспитатель:  Что стоит рядом с папой?

Ответы детей: Рядом с папой стоит ящик с инструментами.

Воспитатель:  Почему папа с дедушкой делают новый забор?

Ответы детей: Прежний забор был старый.

Воспитатель:  Что делает бабушка?

Ответы детей: Бабушка дает курицам и цыплятам корм.

Воспитатель:  Что делает мальчик?

Ответы детей: Мальчик помогает бабушке кормить кур и цыплят.

Воспитатель:  Что делает мама?

Ответы детей: Мама доит корову.

Воспитатель:  Что делает девочка?

Ответы детей: Девочка помогает маме.

Воспитатель:  С чем стоит девочка?

Ответы детей: Девочка стоит с кружкой, у неё на плече полотенце.

Воспитатель:  Для чего ей кружка и полотенце?

Ответы детей: Чтобы пить парное молоко. А полотенце нужно для мамы вытирать руки.

Воспитатель:  Что делает кошка?

Ответы детей: Кошка сидит рядом с коровой.

Воспитатель:  Почему кошка сидит рядом с коровой?

Ответы детей: Кошка хочет пить парное молоко.

Воспитатель:  Ребята, что можно сказать про эту семью?

Ответы детей: Эта семья большая.

Воспитатель:  Как еще можно сказать про эту семью?

Ответы детей: Эта семья трудолюбивая, хозяйственная, счастливая, крепкая, здоровая, жизнерадостная, замечательная.

Воспитатель:  Да, это очень дружная семья.

Воспитатель: Как вы думаете, что было до этого, что будет потом?

Ответы детей: Папа, мама, брат и сестра на выходные  приехали в деревню к бабушке и дедушке. Они помогут по хозяйству и обратно поедут в город.  Вернутся в следующие выходные собирать урожай в огороде.

Воспитатель: Ребята, кто из вас ездил в деревню? Кто у вас живет в деревне? Как вы помогаете им в доме и во дворе? (Дети делятся впечатлениями.)

Физкультминутка «Семейная зарядка»

«Осенью, весной, летом и зимой                (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй.    (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.                              (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает,                                (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает,                                (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.                             (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой                                   (бег на месте)
И качаю головой.                                         (наклоны головы вправо-влево)

Воспитатель: Молодцы! Все сели удобно. А сейчас мы с вами составим рассказ по этой картине. Сначала расскажем о том, что происходило до того, как семья собралась в деревню;  потом - чем она занята сейчас; затем – что будет дальше  и хорошо ли жить в такой семье.

(Дети рассматривают картину повторно.  3 ребенка составляют рассказ по частям,

а в конце воспитатель предлагает четвертому ребенку составить полный рассказ).

II часть:

Воспитатель:  Сейчас поиграем  в  игру с  мячом  «Кто кем был?».  Все встаем в круг.

Бросая мяч вам, я называю предмет или животное, а вы, возвращая мне мяч, отвечаете на вопрос, кем (чем) был он раньше. Кем  был раньше цыпленок?  (дети – «яйцом»).

Лошадь – жеребенком;

корова – теленком;

дуб – желудем;

рыба - икринкой;

 яблоня – семечком;

лягушка - головастиком;

бабочка - гусеницей;

хлеб - мукой;

шкаф – доской;

рубашка – тканью;

ботинки – кожей:

дом - кирпичом;

сильный - слабым.

Воспитатель:  С заданием справились!

III часть:

Воспитатель: Сейчас игра - «Кто кому кем приходится».

(Воспитатель вешает на доске картины с изображением членов семьи).

Воспитатель:  Мальчик для папы и мамы кто?

Ответы детей: Мальчик для папы и мамы сын.

Воспитатель:  Мальчик для дедушки и бабушки кто?

Ответы детей: Мальчик для дедушки и бабушки внук.

Воспитатель: Девочка для папы и мамы кто?

Ответы детей: Девочка для папы и мамы дочь.  

Воспитатель: Девочка для дедушки и бабушки кто?

Ответы детей: Девочка для дедушки и бабушки внучка.  

Воспитатель:  Папа для дедушки и бабушки кто?

Ответы детей: Папа для дедушки и бабушки  сын.

Воспитатель:  Мама для дедушки и бабушки кто?

Ответы детей: Мама для дедушки и бабушки дочь.

Воспитатель:  Мальчик для девочки в семье кто?

Ответы детей: Мальчик для девочки в семье брат.

Воспитатель:  Девочка для мальчика в семье кто?

Ответы детей: Девочка для мальчика в семье сестра.

Воспитатель:  Молодцы!

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Чьи ответы вам больше всего понравились? (Дети дают оценку ответам других). Я очень рада, что вы все на занятии были внимательными и активными.

       А сейчас я хочу подарить вам на память картинки с изображением волшебного дерева, которая называется «История моей семьи». С помощью этого дерева вы можете составить родословную вашей семьи. Со своими родителями впишите имена всех ваших родственников.

      У каждого из вас  есть родной дом,  где вас любят,  ждут,  заботятся, приходят  на помощь.  Вы, ребята, должны тоже ценить  близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им. Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по теме "Составление рассказа по картине "Весна"

Полный конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе. Дети обобщая знания сезонных изменений в природе сначало собира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группы по теме: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин".

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группе. Тема: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин". ОО "Речевое развитие"....

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группе на тему "Дружба"

Цель: формирование доброжелательных отношений и взаимодействий между детьми в процессе беседы, в обсуждении «проблемной ситуации» и при планировании своей деятельности.Задачи:- развитие ко...

План -конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»».

План -конспект занятия  по развитию речи  в подготовительной к школе группе  на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»»....