«Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей комбинированной подготовительной к школе группы на тему: «Составление рассказа на тему «Осень» (из личного опыта)»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Коротеева Жанна Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_na_temu_osen.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по речевому развитию

детей комбинированной подготовительной к школе группы на тему:

«Составление рассказа на тему «Осень»

(из личного опыта)

                   

                                                   Выполнила: воспитатель

                                                               1 квалификационной категории

                                                                     МБДОУ № 4 детский сад г. Ельца

                                                                  Коротеева Жанна Владимировна      

                                              Елец, 2017 г.

Форма проведения: образовательная деятельность

Образовательная область: интеграция образовательных областей (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие)

Цель: составлять рассказы с опорой на карточки - схемы

Задачи:

Обучающие:

Учить детей составлять рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия ( т.е. на материале образов памяти);

самостоятельно отбирать материал, излагать его в определенной последовательности с достаточной полнотой и последовательностью;

продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь у детей;

Развивающие:

развивать  навыки разговорной речи, познавательных интересов;

 развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и находить целесообразную форму передачи этого содержания, включая в повествование описание окружающей природы, окружающей действительности;

совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять словарный запас.

Воспитательные:

воспитывать навыки культурного общения, формировать навыки сотрудничества, воспитывать  любовь к осени.

Оборудование: картинки на осеннюю тематику, мнемотаблица для составления рассказа,  дидактическое пособие для дыхательной гимнастики.

Словарная работа: золотая осень, листопад , деревья в золотом уборе.

Педагогические технологии: элементы здоровьесберегающей технологии, игровая деятельность, элементы личностно – ориентированной технологии, информационно – коммуникационные технологии.

Методы педагогической технологии: словесные, наглядные, игровые.

Оборудование: ИКТ, дидактический материал – картинки, пособие для дыхательной гимнастики,  мнемотаблица.

Ход ОД:

Организационный момент.

-Воспитатель: «Дети, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся».

Обратить внимание на  картину на интерактивной доске (Осень)

-Воспитатель: « Ребята,  какое время  изображено?» ( Ответы детей).

-Воспитатель: вы сказали, что на экране «Осень» «Давайте подумаем, какая бывает осень?»  Я буду произносить предложение, а вы одним словом должны сказать осеннее явление. Итак,

когда идет дождь-(о.д.дождливая),

когда дует сильный ветер-(о.д.ветреная).,

когда дует холодный ветер-холодная,

когда часто идут дожди  -сырая,

когда тучи в небе хмурятся -хмурая,

когда ярко светит солнце –ясная, солнечная.

-Воспитатель:  «Дети, что вы рассказали об осени? ( Ответы детей: о сезонных изменениях в природе, о дожде, который  часто идет осенью , об облетевших  листьях, которые разноцветным ковром укрывают землю). Воспитатель обобщает ответы детей : «Ребята вы совершенно верно  назвали  приметы осени, и по этим приметам мы можем отличить время года осень от других времен года».

-Воспитатель: «А теперь давайте вспомним, как шелестят листья, когда падают на землю (ш-ш-ш тихо), а как шелестят листья , когда дует сильный ветер?( ш-ш-ш произносят громко).

Стук в дверь: приходит зайчик, приносит письмо.

Воспитатель читает: « Детский сад № 4, детям подготовительной группы.

От Зайцев с поляны пригородного леса».

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одни считают, что надо, а другие говорят, что рано. Дети, посоветуйте, что нам делать?»

-Воспитатель: «Дети, зайцы живут в лесу и совсем не замечают изменения, которые произошли в природе»

-Воспитатель: «А вы бы хотели рассказать зайчикам об осени? » (Да!)

-Давайте расскажем зайчикам об этом прекрасном времени года

Но в этом вам поможет схема

 Переход к схеме.

-Воспитатель: «Посмотрите вот на эту схему, она нам может помочь рассказать зайчикам об осени»

Воспитатель обращает внимание детей на мнемотаблицу:

 «Дети, как можно начать свой рассказ?» ( Наступила осень.  Был солнечный осенний  день.)

-Воспитатель: «Правильно, это начало рассказа».

-Воспитатель: «О чем мы дальше можем рассказать, глядя на схему? (Зелёные листочки стали жёлтыми, багровыми, красными.  Среди деревьев особой красотой отличается рябина. Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на земле разноцветный ковёр. Это явления называется листопад. Падают, падают листочки и вскоре деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь на них, а листочков на деревьях нет. Так они готовятся к зиме. Деревья отдыхают, запасаются новыми силами, чтобы к весне проснуться.

 Но вот прошёл первый месяц осени – сентябрь, ему на смену приходит октябрь. Солнышко стало реже появляться на небе, становится  пасмурно, дождливо.

Незаметно пролетает октябрь и наступает последний месяц осени ноябрь.
В ноябре до нас уже доносится дыхание зимы. Реки  покрываются тоненькой корочкой льда

-Воспитатель: «Как жители леса готовятся к зиме?».

Жители леса активно готовятся к зиме. Белка и заяц  готовятся поменять свой мех.

-Воспитатель: «Для кого  наступает трудное время года в лесу» (трудное время наступает для птиц, потому что  им нечего питаться)

Не слышно в лесу стало и птичьих голосов. Птицы в это время собираются в стаи и улетают в тёплые края.

-Воспитатель: «А как можно закончить рассказ?  (Мне очень нравится осень, потому что это самое красивое время года.).

-Вот мы с вами и вспомнили, что у рассказа должно быть начало, середина и конец рассказа.

-Послушайте, какой я составила рассказ, ведь мне очень хочется  написать письмо зайчику .

  « Был солнечный осенний  день. Деревья поменяли свои зеленые платьица в жёлтые, багровые, красные.  Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на земле разноцветный ковёр. Начинается настоящий листопад. Идешь по листочкам и слышишь, как они шуршат: шур –шур, шур –шур. Такая красота, что просто глаз не оторвать. Вот так деревья собираются отдыхать, чтобы весной нас порадовать новым красивым платьицем. Но мне очень нравится осень, потому что это самое красивое время года».

-Воспитатель: «Дети, давайте вспомним начало в моем рассказе».

(Ответы детей)

-Воспитатель: «О чем я рассказала в своем рассказе?»

(Ответы детей)

-Воспитатель: «А как я закончила свой рассказ?»

(Ответы детей)

-Воспитатель: «Дети в рассказе обязательно  должно быть начало, середина и конец рассказа»

-Воспитатель: «Молодцы,  вы правильно справились с заданием, а теперь немного отдохнем, давайте сядем на коврики и  представим, что мы в лесу,  а скажите  какие правила поведения мы должны  соблюдать, гуляя в парке, или в лесу в разное время года?»  (Не ломать деревья, не разжигать костров, не разрушать птичьи гнезда, не мусорить), подул тихий ветерок, последние листики на дереве только слегка  закачались, ветер подул сильнее, листики стали падать и подул сильный ветер, листики закружились в воздухе, стали падать сильнее».

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Листики» проводится с детьми, сидя на ковриках с использованием дидактического пособия для дыхательной гимнастики.

-Воспитатель: « Ребята, вот мы с вами побывали в осеннем лесу, немного отдохнули»

-Воспитатель: «Ребята, а теперь я предлагаю  вам  составить рассказы, а в этом нам помогут картинки, разложенные на столе. Эти картинки помогут рассказать и про погоду, и про листопад, и про зверей и про птиц».

Предлагаю детям выбрать схему – картинку и составить рассказ. (После каждого рассказа делаю анализ рассказа)

1 ребенок рассказывает о погоде осенью.

2 ребенок рассказывает о деревьях и листьях.

3 ребенок рассказывает   том, как звери и птицы готовятся осенью к зиме.

4 ребенок рассказывает о том, как мы помогаем птицам осенью.

Воспитатель: дети, я записала все рассказы и обязательно отошлю зайчикам.  Они сразу решат: менять им шубки или еще рано.

Подведение итогов составления рассказов

Воспитатель: «Дети, вы составили хорошие рассказы об осени, много интересного рассказали об этом времени года».

Предлагаю отдохнуть. Вспомните стихотворение «Ветер дует нам в лицо» (рассказывают все вместе: слова подкрепляют имитацией движений)

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)

Дети, но нам необходимо еще помочь зайчикам. У них картинки с разными временами года, им надо их правильно рассортировать. Поможем? А в этом нам поможет интерактивная доска, с которой мы часто работаем.

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

Дети выполняют задания (находят картинки разных времен года).

Выходит зайчик и благодарит за помощь

Дети, а сейчас мы поиграем с глазками

Гимнастика для глаз.

В:. В круг ребята становитесь, крепко за руки держитесь, я шкатулочку  беру и пословицы с приметами соберу. Предлагаю вспомнить пословицы об осени.

Ответы детей:

Коли ясно, то осень прекрасна.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

Гром в сентябре – теплая осень.

Грибок в кузовок-зимой будет пирожок.

Гром в сентябре – теплая осень

Воспитатель подводит итог занятия:……….

Детский сад № 4, детям подготовительной группы.

От Зайцев с поляны пригородного леса».

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одни считают, что надо, а другие говорят, что рано. Дети, посоветуйте, что нам делать?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится"

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится" направлен на достижение следующих результатов: 1) развитие интереса...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе Тема «Мы - сценаристы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группеТема «Мы -  сценаристы»...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «В поисках Зимы».

Игра - путешествие: "В поисках Зимы" с элементами театрализованной деятельности направлена на создание условий для закрепления и расширения знаний детей о зиме и зимних явлениях....

План -конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»».

План -конспект занятия  по развитию речи  в подготовительной к школе группе  на тему «Составление рассказа на тему: «Домашние животные»»....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной группе (6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема «Путешествие на остров Знаний»

Тема: «Путешествие на остров Знаний»Цель: выявление уровня усвоения программных задач по речевому развитию: развитию речи, подготовка к обучению грамоте...