Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по теме "Составление рассказа по картине "Весна"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Позолотина Айгуль Адибовна

Полный конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе. Дети обобщая знания сезонных изменений в природе сначало собирают из элементов свою картину по теме "Весна", затем составляют по ней рассказ описание. Данная работа интересна тем, что дети включая воображение составляют свои пейзаж, ориентируясь на личный опыт и наблюдения, а не разглядывают готовый шаблон. Вариантов картин, составленных детьми огромное количество. нет ограничения в воображении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад №10» г. Усинска

       

Непосредственно – образовательная  деятельность

в подготовительной к школе группе  

на тему: «Составление рассказа по картине  «Весна»».

                                                                                Авторская разработка воспитателя:

                                         Позолотина А.А.

Аннотация к мероприятию:

мероприятие проходит в виде диалогически проблемной игры, расширяет знания воспитанников о весенних изменениях в природе, расширяет кругозор детей, способствует  воспитанию экологической культуры дошкольников.

Используется иллюстрированный  материал.

Предмет.  Развитие речи с  элементами обучения грамоте.

Возрастная группа:  подготовительная группа 6-7  лет.

Тема «Составление рассказа по картине «Весна»

Цель: формирование умения составлять рассказ по картине.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о сезонных изменениях в природе

-активизировать в речи слова по теме «Весна»

-составлять словосочетания и предложения

-учить описывать предметы, используя в речи имена прилагательные

- упражнять в умении  отгадывать и самим составлять загадки,

- совершенствовать навыки звукового анализа

-учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы полными распространенными предложениями

-учить принимать учебную задачу и решать её самостоятельно.

Развивающие:

-развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, внимание, воображение и восприятие,

-развивать фонематическое восприятие и слух

-развивать  навыки учебной деятельности.

Воспитывающие:

- формировать бережное отношение к окружающей природе

- воспитывать культуру поведения в процессе работы

- воспитывать уважительное отношение к товарищам, выслушивая до конца ответы.

Здоровьесберегающие:

-развивать мелкую  моторику рук

-развивать  речевой аппарат

-формировать навыки правильной осанки

-чередовать различные виды деятельности

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, рассказ.

Предварительная работа:

Беседы о «Весне», наблюдения во время прогулки за сезонными изменениями. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Времена года»,  составление рассказов по картинкам.

Проведение дидактических игр «Когда это бывает?», «Что напутал художник?», пазлы «Времена года»

Снежные постройки во время прогулки – «Снеговик»

Заучивание  чистоговорок, поговорок, пословиц о весне, стихотворения Дружининой «Весна»

Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика,    упражнение на внимание, пальчиковая гимнастика «Дружные ребята», физминутка « Весенняя»,   игровые упражнения.

Необходимые материалы: игрушки - морковка, красное ведро, 2 пуговицы,  рисунок двух снеговиков, элементы рисунка с сезонными изменениями весны, карточки с словами, цветные фишки,  карточки с буквами,  иллюстрация грача, картина «Весна»

 Программное обеспечение: аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковский.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Образовательные ресурсы:

Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов/Е.С.Анищенкова.- М.: АСТ: Астрель, 2007.

 «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой

Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2008.

Интернет ресурсы:

http://school22-pr.ucoz.ru/index/fizminutki/0-204

http://www.detsadclub.ru/index.php/bag/405-palchikovaya-gimnastika-druzhba

                               

                                  Ход образовательной деятельности.

●Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать., поиграть и поговорить.

Ярко и весело светит солонце. Пробуждается природа после долгой зимы. Ведь наступила весна.

●Артикуляционная гимнастика «Весна»

- Разбудим наши язычки.

-Кап, кап, кап (открыть и закрыть рот)

Звенит капель (кончик языка к верхней губе к нижней)                                                         Приближается апрель (2раза)

(язык высунуть вперёд и спрятать)

На дорогах лужи

(высунуть и положить язык на нижнюю губу)

Выползают муравьи

( покусать кончик языка)

После долгой стужи

(подуть на ладошку)

Пробирается медведь

(кончик языка влево - вправо)

Сквозь лесной валежник

(кончик языка за нижние зубы - катушка)

Зачирикал воробей

(чирик- чирик)

И расцвёл подснежник

(язык скользит между зубами)

●Чистоговорка

 На – на – на – наступила весна

 Но- но – но – распахнём окно

 Не – не – не – рады мы весне!

● Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром на нашем участке. Что это?

(морковка, красное ведро, 2 пуговицы)

-Кто мог это потерять?

Дети.

-Может это снеговик, которого мы вместе построили на нашем участке во время прогулки.

Воспитатель?

-Как вы думаете, что случилось со снеговиком?

- Почему он растаял?

Дети перечисляют сезонные изменения в природе с наступлением весны.

●Упражнение на внимание.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, на рисунке  два снеговика. Как вы думаете,  который из этих двух снеговиков спешил к нам.

-Как вы догадались?

-А ещё, ребята, рядом с ведром лежало письмо, видимо снеговик хотел нам, что- то сказать.

-Хотите узнать от кого это письмо.

Кому   «Детский сад №10»

              Группа №11

От кого    Незнайка

(читает  ребёнок)

Воспитатель:

-Ребята,  кто такой Незнайка?

-Почему у него такое странное имя?

-Что же он нам написал?

(ребёнок читает письмо)

Здравствуйте, дети. Я очень старался рассказать снеговику, что такое весна.  Надеюсь он понял.

                                 Весна.

Наступила весна. Затрещали морозы. Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели тёплые шубы. Побежали ручьи.

Воспитатель:

-Ребята, понравился ли вам рассказ Незнайки?

-Чего весной не бывает? А когда это бывает?

-Что бывает весной? (дети перечисляют, воспитатель выставляет схематические рисунки)

-Какие весенние месяцы вы знаете?

-А смогли бы вы исправить ошибки Незнайки и составить новый, правильный и интересный рассказ о весне? Нам нужно не только Незнайку исправить, но и ещё рассказать снеговику, что такое «Весна».

-Если мы будем работать дружно, всё у нас получится.

● Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)                

●Игровое упражнение «Загадки»

Воспитатель:

-Я загадаю вам загадки, а вы скажите, про что так можно сказать?

-Тёплое, ласковое, яркое, лучистое?           Солнце.

- Голубое, высокое, чистое?                         Небо.

-Весёлый, звонкий, быстрый?                      Ручей.

-А кто сможет мне загадать такую загадку?

Дети:

-Грязный, рыхлый, чёрный?                           Снег.

-Тёплая, долгожданная, солнечная?               Весна.

-Молодая, мягкая, зелёная?                             Травка.

-Молодцы.

●Игровые упражнения по обучению грамоте.

Воспитатель:

-Всё, что мы перечислили, бывает лишь весной.  А какие новые родственные слова мы можете образовать от слова «весна»

Дети называют и затем хором читают слова с карточек.

ВЕСНА

ВЕСЕННЯЯ

ВЕСНЯНКА

ВЕСНУШКИ

             

Воспитатель:-

- Каждому времени года характерны свои слова. Какие слова вы бы выбрали для «Весны»?

Дети называют и затем хором читают слова с карточек.

  СОСУЛЬКА

КАПЕЛЬ

ПРОТАЛИНА

 ПОДСНЕЖНИК

 ГРАЧ

Воспитатель:

-Это, конечно же, ещё не всё, есть ещё множество слов. Например: ледоход, половодье….

-Найдите самое маленькое слово. (Грач – 1слог, 4 буквы)

-Назовите самое длинное слово.  (Подснежник – 3 слога, но 10 букв, проталина – 4слога, но 9 букв)

-Прочитайте ещё раз все слова, выделяя ударный звук.

-Найдите слово, начинающиеся на звук [в'].   (весна)

Обозначим каждый звук этого слова цветными фишками. ●●

-  буква согласного мягкого звука.

● – буква согласного твёрдого звука

-  буква гласного звука

●Упражнение на логическое мышление.

Воспитатель:

-В самом начале я показывала вам морковку, которую потерял снеговик.

К какому из наших слов можно подставить слово морковка?

Дети:

-Сосулька – ледяная морковка.

Воспитатель:

-Морковка обычная очень полезна, а можно ли есть ледяную морковку?

Чем ещё опасны сосульки?

(ответы детей)

●Физминутка «Весенняя» под аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского.

-А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

●Составление картины и рассказа по ней.

Воспитатель:

-Ребята, мы выбрали весенние слова, выделили все признаки весны, нашли ошибки Незнайки. Теперь мы готовы составить новый, уже правильный рассказ о весне.

Но, чтобы нам было легче, мы сейчас с вами составим (нарисуем) картину «Весенний пейзаж» (дети составляют из элементов картину на доске)

-прочитайте ещё раз наши слова, вспомните все словосочетания, загадки – описания, и составьте свой рассказ.

(Минута внимания)

Рассказы детей.

-Молодцы, вы составили подробные и интересные рассказы о весне. Сказали много красивых слов о небе, солнце, птицах. Думаю, что Незнайке ваши рассказы очень понравятся и он не будет больше допускать ошибок. А снеговику мы отправим нашу картину «Весенний пейзаж».

●Игровое упражнение «Грач»

Воспитатель:

-Ребята в своих рассказах, вы говорили о птицах. Предлагаю вам поиграть с грачом в прятки. Он будет прятаться, а вы будете говорить,  куда он спрятался.

-Грач на ветке, в гнезде, около ручья, на проталине, под деревом, за деревом……

Молодцы.

●Итог.

Ребёнок читает стихотворение Дружининой «Весна»

Что весной творится!

Прилетели птицы!

Тает снег и тает лёд,

И на речках – ледоход!

Появляется трава,

Оживает поле.

Ливень льёт как из ведра,

Грянет гром: «Весна» «Ура»

 

- Ребята, а вы рады весне? Улыбнитесь, покажите как вы ей рады.

Мы с вами много говорили, поиграли. Я тоже очень рада весне. А больше всего меня радует, что время мы провели с пользой. Что полезного вы сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Тропинка в школу»

Основная цель  непосредственно -образовательной  деятельности: проверка уровня  подготовки детей к школе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной к школе группы. Тема: «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож»

Технологическая карта НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож» для детей подготовительной к школе группы. Дети в увлекательной игровой форме знакомятся с новым произведе...

"Школа ремонта" план-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Программное  содержание:-  продолжать учить детей работать с логическими таблицами(Познание)-  закрепить знание двухзначных цифр(Познание)-  упражнять в различении геометрических ф...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по социально-коммуникативному развитию на тему: «Скоро в школу»

Цель: Развивать мышление, память, способность к умозаключениям.Программное содержание: Образовательная задача:1. Познакомить дошкольников с профессией учителя, врача, фармацевта, установить добро...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...