Материал для развития лексико-грамматического строя в младшей группе по теме "Весна"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Намекунг Фометио Мария Анатольевна

Материал для развития лексико-грамматического строя в младшей группе по теме "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_mladshie.doc464.5 КБ

Предварительный просмотр:

Весна

Лексика

  • месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы перелетные, гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролеска, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада,  сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце;
  • ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелетная, краснощекие, проворные, березовый, нежные;
  • наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, выводят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.

Дети должны знать

  •  первые приметы весны в природе;
  •  что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи;
  •  как выглядят деревья и трава весной;
  •  как животные и птицы встречают весну;
  •  чем занимаются весной люди, как меняется одежда;
  •  что такое ранняя — поздняя весна, в чем их отличие.
  • Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательными, «Назови, какое, какая?»

Солнышко

какое?

яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное

травка

какая?

молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная

  • Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»

травка

что делает

?

пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует

солнце сосульки ручей листья птицы

  • Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Быстро  

Медленно

Рано

Поздно

Тепло

Холодно

Светло

Темно

Сыро

Сухо

День

Ночь

Грязно

Чисто

Утро

Вечер

Грамматика

  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»

Проталина

проталинка

лужа

Лужица

ручей

ручеек

льдина

Льдинка

гнездо

гнездышко

луч

лучик

солнце  

солнышко

трава

травка, травушка

  • Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много»

Месяц

месяцев

гнездо

Гнезд

проталина

Проталин

луч  

Лучей

ручей

Ручьев

льдина

Льдин

почка

Почек

сосулька

Сосулек

трава

Трав

подснежник

подснежников

  • Образование существительных множественного числа «Закончи правильно предложение»

На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда).

На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья).

Во дворе дерево, а в лесу ... (деревья).        

У дерева ствол, а у деревьев ... (стволы).        

Связная речь

  • Тексты для пересказа

ВЕСНА В ЛЕСУ

С утра уже выглянуло солнышко. Оно выплыло из-за верхушек деревьев золотисто-розоватое и осветило весь лес теплым весенним светом.

А зима никак еще не уступала. Всю землю по-прежнему укрывал белый холодный снег, и по-прежнему на концах елей висели сосульки. Но вот они засверкали особенно ярко, и с кончика каждой из них упала на снег первая теплая капля.

Весеннее утро в лесу. Синица звонко запела. Забарабанил о сухое дерево клювом дятел. А на старой ели весна, казалось, уже в полном разгаре; пять подросших птенцов робко перелетали с ветки на ветку. Это были закаленные малыши. Они родились у клестов в суровую зимнюю стужу, а теперь первыми встречают приход весны.

По Т. Скребицкому и В. Чаплиной

Весна

Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях черные проталины. По полям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ручейки. По ночам небольшие лужицы покрывались тонкой прозрачной корочкой льда, а днем пригревало солнышко — и лед таял.

На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В воздухе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело приветствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к родным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».

Ранняя весна

Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые (как перышки). Деревья весной просыпаются. На деревьях появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Птицы поют, чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм. Просыпаются весной звери. Они линяют, прыгают, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они надевают весеннюю одежду, копают, сеют и сажают

  1. Беседа о весне

Как вы думаете, какое сейчас время года?

После какого времени года наступает весна?

Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?

Что происходит с солнцем? (Чаще появляется, греет, припекает, ярко светит.)

Днем с сосулек капает вода. Как называется это явление в природе? (Капель.)
Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче.)

Все эти явления происходят в марте. Как называется этот период весны? (Ранняя весна.)

Стихотворения

Веселые льдинки

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

Забралось в сосульки

Весеннее солнце.

Сверкая, бегут

по сосулькам слезинки.

И тают сосульки —

веселые льдинки.

И. Демьянов

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна...

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна!

Алферов

ВЕСНА

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Видно, очень теплые

Ноги у весны.

И. Токмакова

Подвижные игры

«ВЕСНЯНКА»

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

(Бегут по кругу.)

(«Летят» по кругу.)

(Медленно приседают.)

(Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

                Пальчиковая гимнастика

«КАП, КАП, КАП»

Кап, кап, кап — звенит капель

Приближается апрель.

Ритмично, на каждый слог стучат по  столу подушечками пальцев,  начиная с большого

М. Клокова

На лужайке поутру        Дети становятся в круг.

Мы затеяли игру.

Я — подснежник, ты — вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре —        Расходятся,

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,        бегают,

побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять —      снова становятся в круг.

Будем в солнышко играть.

Мы — веселые лучи.

Мы резвы и горячи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий. Цветы.

Представленный дидактический материал по закреплению лексико-грамматической стороны речи, который содержит задания на:-пополнение словарного запаса детей существительными, прилагательными,...

Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий. Посуда.

Представленный дидактический материал по закреплению лексико-грамматической стороны речи, который содержит задания на:-пополнение словарного запаса детей существительными, прилагательными,...

Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий. Транспорт.

Представленный дидактический материал по закреплению лексико-грамматической стороны речи, который содержит задания на:-пополнение словарного запаса детей существительными, прилагательными,...

"Овощная азбука" Дидактический материал на развитие лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет.

Данный дидактический материал содержит комплекс заданий и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также на развитие строя ре...

Материал для развития лексико-грамматического строя в младшей группе по теме "Профессии"

Материал для развития лексико-грамматического строя в младшей группе по теме "Профессии"...

Материал для развития лексико-грамматического строя в младшей группе по теме "Инструменты"

Материал для развития лексико-грамматического строя в младшей группе по теме "Инструменты"...

Материал для развития лексико-грамматического строя в младшей группе по теме "Семья. 8 марта"

Материал для развития лексико-грамматического строя в младшей группе по теме "Семья. 8 марта"...