Н.О.Д. «Берегите наш Дом – планету Земля»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Николаенко Анна Дмитриевна

П/с. Дать детям  представления  о неразрывной  связи человека  с природой (человек часть природы).  Расширить представления о глобусе как о Земле, о нашем доме.  Закрепить понятие «атмосфера.  Уточнить знания детей о доме человека и доме – природе. Напомнить  об основных законах и правилах поведения на земле. Воспитывать любовь к природе  родного края.

Предшествующая  работа

1. Чтение рассказов из книги «Почемучка»

  • «Дом  где мы живём»
  • « Почему у глобуса белая шапка»

2.Чтение  рассказов из книги «Мир вокруг нас» Т. И. Поповы, Сказка «Природные  стихии»

3.Книга Н.Рыжовой  по блоку «Я и природа»  (Наш дом- природа)

Материал:   1.Две картины (два дома- дом природы, дом человека)
                     2.Глобус
                     3. Шапочки – эмблемы  со знаками природных  стихий  (вода, огонь, воздух, земля, царица  Мира – природа).

                     4.Указка
                     5.Конверт- письмо от Земли

                     6.К сценкам ( цветы  искусственные, муравейник, сумка с едой, одеяло, машина-макет).          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregite-_nash_dom_zemlya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Н.О.Д. «Берегите наш Дом – планету  Земля»  

                      (подготовительная группа)

П/с. Дать детям  представления  о неразрывной  связи человека  с природой (человек часть природы).  Расширить представления о глобусе как о Земле, о нашем доме.  Закрепить понятие «атмосфера.  Уточнить знания детей о доме человека и доме – природе. Напомнить  об основных законах и правилах поведения на земле. Воспитывать любовь к природе  родного края.

Предшествующая  работа:  1. Чтение рассказов из книги «Почемучка»

  • «Дом  где мы живём»
  • « Почему у глобуса белая шапка»

2.Чтение  рассказов из книги «Мир вокруг нас» Т. И. Поповы

  • Сказка «Природные  стихии»

3.Книга Н.Рыжовой  по блоку «Я и природа»  (Наш дом- природа)

Материал:   1.Две картины (два дома- дом природы, дом человека)
                    2.Глобус
                    3. Шапочки – эмблемы  со знаками природных  стихий  (вода, огонь, воздух, земля, царица  Мира – природа).

                     4.Указка
                    5.Конверт- письмо от Земли

                     6.К сценкам ( цветы  искусственные, муравейник, сумка с едой, одеяло, машина-макет).          

                       Ход  образовательной  деятельности        

         (драматизация   сказки   « О природных  стихиях)

1 р - к.    Случилось это когда ничего еще в мире не было. Ни нас с вами, ни бабушки, ни дедушки, ни людей вообще, ни зверей, ни травиночки.  Так было долго- долго. Посмотрела Царица - Мира на эту картинку и решила её  оживить.  

2-р-к. Распрягла  она силы буйные,   закружились они  и  столкнулись. От удара искры  посыпались  и  гром загремел и появились два брата  «Воздух и Огонь».

3-р.   Стали они в обнимку гулять да подрастать. А скоро и за работу принялись.  Огонь лучами тьму разгоняет, землю согревает, а Воздух ему во всем помогает. Руками  землю обнимает, в рубашку одевает, та рубашка стала атмосферой  называться.

4-р. Послала Царица – Мира на помощь братьям воду. Была она красавицей величавой  голос  её  журчал ручьями.   Взялась она за дело и  появились на Земле реки, моря, океаны. Ожила Земля, покрылась коврами цветочными, лесами зелёными. Краше всех стала.

5-р.  Позвала к себе Царица   Мира Огонь, Воду, Воздух и Землю, похвалила их и сказала.   «Просите у меня, что захотите  любую просьбу вашу выполню. И тогда попросил Огонь разрешения  жениться на Земле, а Воздух на Воде. Свадьба  была весёлая, а после свадьбы появились детушки, рыбы, водоросли. А у Огня и Земли козявки разные, птицы, звери, растений множество. С той поры  Огонь, Воздух и Земля и Вода  живут вместе, создают  окружающий  мир и называются  природными стихиями.
Воспитатель:  И вся эта красота, которую создали  Воздух,     Вода, Земля изображены на глобусе.  (рассматривание глобуса) 

Воспитатель:    Глобус что это такое?
Дети:  Наша    земля, уменьшенная модель нашей земли. Синий и голубой цвет – это вода  (море, реки, океаны, озера).  Всё остальное  суша.  Зелёный цвет- леса, коричневый - горы, равнины,  долины, вершины и низины.  На суши живут люди  разных  стран. Каждая страна  обозначена  своим цветом.  На этом  глобусе наша страна Россия  обозначена зелёным  цветом.

Воспитатель:   Правильно ребята. А что  окружает нашу планету Земля.
Дети: Воздух,    атмосфера.

Воспитатель: А что такое атмосфера?    

Дети: Атмосфера – это когда земля  окутана  воздухом, как будто бы одета в рубашку.
Воспитатель:  Значит глобус это наша  Земля, а по другому можно сказать, что это наш дом.  

Воспитатель:  Дом- это что?     (здание где мы живём?)
Воспитатель: А зачем нам нужен дом?  ( жить в нем, отдыхать, смотреть  телевизор, спать….)
Воспитатель:  Правильно. Когда- то очень давно только природа и была единственным домом  для человека.  Тогда человек не умел  строить жилище и  жил в пещере.

Воспитатель:  Как вы  думаете  ребята, как человек в то далекое время добывал себе пищу.

   Дети:  охотился  на животных, собирал для еды растения, ягоды, грибы.  Воспитатель:  Шло  время и человек научился   многому.  Прежде всего  строить дома.  Теперь мы живем в каких дома?
Дети:  В каменных, деревянных, бетонных.
Воспитатель:  Еду покупаем где?  (в магазине)   А всё равно нашим настоящим домом остается  ребята что?  (природа).  

Воспитатель:  Послушайте  стих.
Р-к     Словно крыша над землёю  голубые   небеса  
А под  крышей  голубою  реки, горы и леса,      Океаны, параходы  и поляны и цветы  страны все и все народы  и конечно я и ты.
Кружит в небе голубом  наш огромный  круглый дом

Под одною  голубою  общей крышей мы живём
Дом под крышей  голубой  и  просторный и большой. Дом кружится возле солнца, чтобы было нам  тепло. Чтобы  каждое оконце  осветить  оно могло

Чтобы жили мы  на свете не ругаясь не грозя  как хорошие соседи или добрые  друзья.

Воспитатель:  О каком доме говорится  в этом  стихотворении  (о доме  природе).  А мы  сейчас с вами находимся тоже в этом доме?( Нем мы находимся  в обычном доме)   Ребята, как вы понимаете  эти слова.

Воспитатель:  Как вы понимаете эти последние слова

«Чтобы жили мы на свете не ругаясь не грозя как хорошие соседи, или добрые друзья».
Воспитатель: По отношению  к кому нужно быть друзьями  (по отношению  к растениям, животным, насекомым, то есть к природе)    А теперь глазками посмотрите и скажите, где вы видите   природу.

Дети:  Комнатные растения, воздух, вода в аквариуме, кране, солнечные лучики заглядывают к нам через окно.
Воспитатель:   Правильно.   Ну вот мы с вами  и вспомнили о доме- человека  и доме- природе.
(Сравнение  2-х домов; дом -природы,  дом-человека).  дети  разделяются на две команды, диалог  между  детьми.

Воспитатель:  Посмотрите внимательно  на эти два дома. Подумайте, как правильно вы будите  задавать вопросы  друг другу.  

1 р-к  В нашем доме природы  бывает светло от солнышка. А в вашем доме?
-А  в нашем доме человека свет идет от лампы.

2р-к. Но солнышко не только светит оно и греет, значит  его можно сравнить с домашнем   обогревателем. А вы с чем его сравните?  
-А мы солнышко сравним с  плитой.

3р-к. В нашем доме- природе есть дождь.  А в вашем доме?

-А в нашем доме ?   -А в нашем  доме простом есть душ.

4р-к. В нашем доме- природе есть ветер. А вашем доме?  - А в нашем доме-человека  есть вентилятор.

5р-к.   В доме-природе  под ногами земля, почва. А в  вашем доме?
-А в нашем доме человека лежит ковёр.
6р-к.    В доме-природе у нас горы и   деревья. А в вашем доме?
А нашем доме  человека бывают каменные и деревянные стены.
7р-к.   В доме – природе огонь  вырывается  из вулкана. А в вашем доме?  -А в нашем  доме  человека огонь  идет из печки.

8р-к  В  доме природе выпадает снег, лёд накапливается на высоких горах.  А в вашем  доме? – А в нашем  обычном доме человек научился делать снег  в холодильнике.

9р- к  В доме природе   растут  деревья, кустарники.  А в вашем  доме?  -А в нашем  доме  человека  есть комнатные  цветы.

Воспитатель:  Скажите ребята почему художник в обеих домах  оставил часть  рисунка  незакрашенной.

Дети: Это воздух  
(
физкультминутка в кругу)

Воздух-это  бесцветный газ, он лёгкий и прозрачный  (движениями ладоней вниз создаем ветер  вверху)                 Огонь-это энергия и тепло ( движением пальцев сложенных ладоней вниз  медленно)

Вода- это жидкость, которая течет (озёра, реки, моря, океаны ( волнистые  движения руками)

Земля- планета, на которой мы живем ( движениями  ладоней вниз) 

Находят письмо от планеты  Земля.

Воспитатель:  Ребята нам письмо.  Интересно от кого  оно? От планеты  Земля.   (читают)

« Если хочешь  стать другом планеты ты должен соблюдать её  законы и правила»

Воспитатель:  Вы хотите стать друзьями Земли?   (да)

Вот сейчас вы посмотрите  небольшие  экологические сценки, и скажите так поступают  в доме природе  или нет.  Правильно или неправильно, хорошо это или плохо?  

Сценка 1-ая                « Мусор»

Воспитатель:  Однажды в лес пришли туристы

( дети кидают сумки, бумагу, банки, кушают, всё бросили и ушли)

Воспитатель:  Как поступили туристы?  

(дети  неправильно, за собой надо  убирать).

Сценка 2-ая            «Машина»

Воспитатель:  Едет машина , шофёр увидел  речку.  «Ой какая речка   голубая, чистая.  Дай-ка я помою в ней машину.

Воспитатель:   Как  поступил шофёр? Правильно ли.

Дети:  В речке нельзя  мыть машину.  Речка  будет грязная , а мы сами в ней  купаемся.  Погибнут живые  организмы, растения.

Сценка  3-ая       «Муравейник»  ( гуляют  две  девочки, находят муравейник:  Даша  как у тебя дела.  Хорошо.  Ой  муравейник.  Давай его разорим.  Давай.

Воспитатель: Ребята   правильно ли поступили  девочки (нет)

Почему  нельзя разорять муравейники?  (санитары  леса)

Сценка  4-ая  «  Цветы» ( девочки не рвут, любуются).  Ой  какие красивые  цветы?  А ландыш какой  великолепный?  Может его сорвать?  Алиса стой.  Его нельзя  рвать.  Он для красоты.  Посмотри!  Как он  нам  улыбается.  

Воспитатель:   Законы и правила Земли    вы знаете.  Есть прекрасная  планета, а зовут её  Земля.  И живёт  на этой  планете дружный, удивительный  народ.  Любит землю он и весело водит хоровод.            (хоровод  по кругу с показом движений)

Давайте будем  дружить друг с другом.  
Как птица с небом, как травы с лугом
Как ветер с морем, поля с дождями
Как дружит солнце  со всеми нами.




 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» проведенный к краевой акции «Чистые берега»

Название работы : «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» Автор: Найдышева Эвелина Евгеньевна ( возраст – 4 года) Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательно...

"Берегите, землю, берегите!"

Конспект занятия по экологии для подготовительной группы...

Положение о конкурсе экологического плаката "Берегите Землю, берегите!"

Положение о конкурсе экологического плаката "Берегите Землю, берегите!"...

Конкурс "Веселые нотки", номинация "Программа" . Тема:"Берегите, Землю, берегите!"

Программа   «Берегите Землю, берегите».Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.Задачи:1....

Спортивный праздник: "Берегите Землю, Землю берегите".

Спортивный праздник посвященный году Экологии (2017)....

буклет в формате ворд "Берегите воду! Воду берегите!"

буклет создан в ходе работы над кейс заданием экологической игры Green Team...