Дидактические игры и упражнения при обучении предлогам детей с сочетанной патологией (зрения и речи)
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Аппель Юлия Владимировна

Статья предназначена для родителей. воспитателей, учителей-логопедов, работающих с детьми с нарушением зрения и речи. Предлагаю ваму вниманию игры и упражнения. способствующие формированию навыков правильного употребления предлогов. Материал можно использовать с 3-х летними детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_predlogam_dlya_publikatsii.docx185.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, способствующие формированию правильного употребления предлогов у детей с нарушением зрения, имеющих общее недоразвитие речи

У детей с нарушением зрения чаще встречаются нарушение всех компонентов речи, поэтому у них очень часто возникают проблемы с описанием местонахождения предметов в пространстве. Детям проще употребить простые предлоги  (особенно для выражения пространственных отношений – в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются довольно редко. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, способ действия (около, между, через, сквозь и др.). предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это говорит о неполной сформированности понимания значений даже простых предлогов. Часто дети в речи теряют предлоги, говорят не на столе, а «а» столе, мама сейчас не «на» работе, «а» работе. Сложные предлоги «над», «из» просто не используют. Часто ошибаются в выборе предлогов «в», «на», говорят: «Мама поехала в дачу», а не «Мама поехала на дачу», «Я был на ёлка». Разобраться с предлогами помогут следующие упражнения:

  1. Игра с лазерной указкой «Догони огонёк глазками  и назови, где он».

Логопед с помощью лазерной указки показывает на предметы, ребенок называет, где прячется. Огонёк на стуле, на столе, под стулом, на стене.

  1. Игра «Мой весёлый звонкий мяч» http://www.zaiushka.ru/wp-content/uploads/2015/05/%D0%BC%D1%8F%D1%874-%D0%BE%D0%B1%D1%80-150x150.jpg

Читаем детям стихотворение С. Маршака:    

                                      Мой весёлый звонкий,

                                                Ты куда помчался вскачь?

                                                         Красный,

                                                                       Синий,

                                                                                       Голубой,

                                                                                                Не угнаться за тобой.

Логопед бросает мячик, дети должны назвать, куда мяч упал, куда закатился. Мяч слева, справа, сзади, над головой.

  1. Игра «Исправь Незнайку» по сюжетной картинке (в рамках темы «Урожай»). http://www.newyork.ru/ic/img.lenta.ru/news/2010/09/28/neznayka/picture.jpg

 «Что где растёт?»

Усвоение категории предложного падежа с предлогами на, в. 

Яблоки растут на дереве.

Ёлка растет в лесу.

Иголки растут  на ёлке.

Листья растут на дереве.

Трава растет  под землёй.

Цветы растут в поле, в лесу, на клумбе.

Морковка растёт в огороде.

  1. «Что где растёт?» (в рамках лексической темы «Овощи»)

На земле или в земле? Картофель, огурец, редис, репа, арбуз, помидор, капуста.

  1. По теме «Посуда» упражнение «Что с чем». Усвоение категории творительного падежа с предлогом С:

чайник с крышкой;

кофейник с крышкой;

чайник с носиком;

тёрка с дырочками;

сковорода с ручкой;

кастрюля с крышкой;

тарелка с донышком.

  1. «Из чего?» по теме «Посуда».  Усвоение категории творительного падежа с предлогом из:

суп наливаю из … кастрюли

мясо беру из … сковородки

кофе пью из … чашки

кашу ем из … миски

воду выливают из … ведра

  1. По теме «Зима» Усвоение категории предложного падежа с предлогом на:

где лежит снежинка?  на ладони

где висит сосулька? на крыше

где замёрз лёд? на реке

где кататься дети? на катке

где слепили снеговика? на улице

  1. Игра «Куда спрятались дети?».  Рассматриваем сюжетную картинку, где дети играют в прятки. Найди и назови, куда они спрятались.
  2. Для подготовительной группы «Разложи предметы по корзинам». Детям предлагается разложить картинки, на которых предметы по-разному изображены предметы (кошка на диване, белка в дупле)

             

           

                         В                             НА                           НАД

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Папка Аппель Ю.В\предметные картинки черно-белые\Корзина.bmp C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Папка Аппель Ю.В\предметные картинки черно-белые\Корзина.bmp 

  1. Игра «Семья за столом». На сюжетной картинке изображена семья, которая сидит за столом. Ребенок должен назвать где, кто находится, что у кого в руках, где находится кошка и т.д. http://cs622728.vk.me/v622728929/173c/wn4IpO1YCys.jpg
  2. Игра «Прятки». Употребление предлогов за, из-за. Определить, где спрятались дети? (за деревом, выглядывает из-за забора)?

http://gigabaza.ru/images/15/28633/m390d7733.png

  1. Для детей старшего и подготовительного возраста необходимо использовать многоступенчатые инструкции:

- Поставь куклу на стол, а мяч на стул.

- Положи книжку на полку, мячик на пол, а лошадку на подоконник.

Рекомендуемая литература:

Смирнова  Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи 5-6 лет. – М.: «Мозаика-синтез», 2005.

Сущевская С. Где живут предлоги. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Издательство: Мозаика-Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.

В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....

План самообразования по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики».

Актуальность выбранной темы: работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе ...

План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»

План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»...

Опыт работы: «Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представлены дидактические игры и упражнения для обучения детей с ОВЗ....

Дидактические игры и упражнения в обучении детей 3-4 лет основам математики

Использование различных видов дидактических игр в обучении детей основам математики приведет к формированию и развитию математических способностей дошкольников....

Отчёт о работе по самообразованию «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики»

Проблема: Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из важных и значимых задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математик...

Презентация “Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики”

Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творче...