Главные вкладки

    Консультация для воспитателей дошкольных учреждений «Речевые игры для коррекции звукопроизношения»
    консультация по развитию речи ( группа) на тему

     

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

               Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Чаще нарушение речи являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной логопедической помощи. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – взрослый – подросток», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

    Основным и наиболее часто встречающимся вариантом нарушения звукопроизношения является такое нарушение как дислалия.

    Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервции речевого аппарата.

    Наряду с дефектами произношения, у детей часто отмечаются недостатки звукового анализа слова, специфические ошибки в письме, бедность активного и пассивного словаря, искаженность грамматических средств выражения мыслей.

    Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи, не утратили своей актуальности и сегодня.

    Ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра. Но уже в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей. Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:

    • созданию психологической готовности к речевому общению;
    • естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;
    • тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

    Использование речевых игр на логопедических занятиях и вне их, позволяет достичь следующих целей:

    • формирование определенных навыков;
    • развитие речевых умений;
    • обучение умению учиться;
    • развитие необходимых способностей и психических функций;
    • познание (в сфере становления собственного языка);
    • запоминание речевого материала.

    Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией, является частота повторений правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, а также игровых упражнений, которые включаются в различные режимные моменты.

    Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.

    Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи, которое так характерно для детей с дислалией.

    Разработанная мною коррекционная работа над неправильным звуком предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенным приемом, автоматизация звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Последовательность коррекционной работы – главный принцип при подборе дидактических игр игровых упражнений.

    Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком с помощью дидактических игр и игровых упражнений.

    Все подобранные дидактические игры и упражнения я разделила на три группы:

    • игры, направленные на коррекцию произношения шипящих звуков;
    • игры, направленные на коррекцию звуков [Л]-[ЛЬ];
    • игры, направленные на коррекцию звуков [Р]-[РЬ].

    Подобранная система игр внедрялась мною в таких формах работы как индивидуальные и подгрупповые занятия, индивидуально-коррекционная работа воспитателя, работа с родителями (см. Приложение1).

    Коррекционная работа над каждой группой звуков проводится в течение месяца, каждому этапу отводится около недели (см. Приложение). Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях (развитие речи), в режимных моментах, в домашних заданиях. В случае затруднений им оказывается дополнительная логопедическая помощь.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Картотека дидактических игр по коррекции произношения

    шипящих звуков

    Игры подготовительного этапа

    1.«Веселый язычок»

    Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.

    Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков

    2.«Как Буратино за грибами ходил»

    Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.

    Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.

    3. «Футбол»

    Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

    Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.

    4. «Самый большой мыльный пузырь»

    Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

    Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.

    5. «Светофор»

    Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.

    Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами.

    6. «Где звук?»

    Цель: учить определять место звука в слове.

    Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.

    7. «Волшебные кубики»

    Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

    Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.

    8. «Мяч в воздухе»

    Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

    Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.

    9. «Оркестр»

    Цель: развивать длительный, плавный выдох.

    Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).

     

    Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков

    1. «Тишина»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

    Ход: водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш.

    2. «Лес шумит»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

    Ход: воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.

    3. «Гуси»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

    Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.

    4. «Пчелы и медвежата»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ж.

    Ход: дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.

    5. «Мухи в паутине»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ж.

    Ход: часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением звука.

    6. «Пчелы собирают мед»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ж.

    Ход: одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки. Другая группа детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т вокруг цветка и жужжат. По сигналу воспитателя они летят в улей. За тем дети меняются ролями.

    7. «Поезд»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

    Ход: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз.

    Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду немного проехать ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.

    8. «Воробушки»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

    Ход: дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.

    9. «Договори словечко»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

    Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.)

    Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков

    1. «Поймай рыбку»

    Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.

    Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.

    Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

    2. «Помоги Маше»

    Цель: автоматизация звука Ш в словах.

    Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).

    3. «Одень ребятишек»

    Цель: автоматизация звука Ш в словах.

    Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).

    4. «Назови ласково»

    Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.

    Ход: воспитатель говорит:

    Захотелось ласковых нам слов.

    Кто из звуков нам помочь готов?

    Ч (Ш) – наш самый нежный звук

    Не откажемся мы от его услуг.

    Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).

    5. «Родители и детки»

    Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.

    Ход: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).

    6. «Большущие слова»

    Цель: автоматизация звука Ч в словах.

    Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:

    у кошки – усы, а у тигра - ….

    у птички – глаза, у дракона - ….

    у гномика – дом, а у великана ….

    7. «Колечко-колечко»

    Цель: закрепить правильное произношение звука Ч во фразах.

    Ход: дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из играющих, затем выкрикивает: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и становится водящим.

     

    Игры на дифференциацию шипящих звуков

    1. «Прогулка в лес»

    Цель: дифференциация звуков Ш – Ж.

    Ход: в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Воспитатель говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Воспитатель просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш-ш), жужжат жуки (ж-ж-ж), шипят змеи и т.д.

    2. «Жадный кот»

    Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.

    Ход: выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.

    3. «Слово заблудилось»

    Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).

    Ход:

    Заблудится может каждый,

    Даже очень, очень важный,

    Бизнесмен или ребенок,

    Белка, мышка и котенок,

    Вот и слово заблудилось,

    Не в том месте очутилось,

    Испугалось и закрылось,

    Между слов других забилось.

    Ты найди его скорей,

    Успокой и пожалей.

    Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.

    4. «Мяч в кругу»

    Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков.

    Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со звуком Ш, следующий – со звуком С и т.д. (аналогично играют и с другими парами звуков).

    5. «Звенит – жужжит»

    Цель: дифференциация звуков З – Ж.

    Ход: водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. водящий, вернувшись слушает придуманные слова и говорит: звенит, если слышит звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.

    6. «Умей слушать»

    Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки.

    Оборудование: макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением животных.

    Ход: дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже – животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж.

    7. «Закончи словечко»

    Цель: дифференциация звуков З-Ж в словах.

    Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).

    8. «Замени звук»

    Цель: дифференциация звуков С-Ш.

    Ход: воспитатель называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).

     

    Игры по коррекции произношения звуков Л – ЛЬ

    Игры подготовительного этапа

    1. «Веселый язычок»

    Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.

    2. «Фишечный диктант»

    Цель: упражнять детей в определении позиции звука в слове.

    Ход: у каждого ребенка по 8-10 фишек. Логопед произносит слова со звуком Л в разных позициях, а ребенок раскладывает фишки по карточкам с указанием начала, середины или конца слова. После диктанта провидится проверка.

    3. «Звуковая мозаика»

    Цель: учить выделять заданный звук в ряду других звуков.

    Ход: у каждого ребенка имеется игровое поле разделенное на 9 квадратов. Воспитатель произносит звуки, а дети отмечают фишкой на игровом поле звук Л. В итоге на поле получается какой либо узор (количество клеток на игровом поле может увеличено до 16).

    4. «Волшебные кубики»

    Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

    Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречаются звуки Л-ЛЬ. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.

    5. «Мяч в воздухе»

    Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

    Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.

    6. «Слушай и хлопай»

    Цель: выделение заданного звука на фоне слова.

    Ход: взрослый зачитывает слоги, ребенок повторяет их за взрослым. Затем медленно и четко зачитывает слова, а ребенок хлопает в ладоши, услышав слово, где нет заданного слога. Например, кла-кла-кла – клад, закладка, класс, клык, кукла.

     

    Игры для формирования правильного произношения звуков

    Л – ЛЬ

    1. «Пароход»

    Цель: формирование правильного произношения звука Л.

    Ход: воспитатель предлагает детям отправится в путешествие на пароходе и погудеть: ы-ы-ы. А потом положить язык между зубами и слегка погудеть: л-л-л. Каждый ребенок гудит как пароход, катая зайчика, матрешку и т. д.

    2. «Самолет»

    Цель: формирование правильного произношения звука Л.

    Ход: воспитатель показывает детям рисунок самолета, который может прятаться за облака, тогда ему не видно, а только слышно. Дети имитируют гул самолета протяжно произнося звук Л.

    3. «Пускаем кораблики»

    Цель: формирование правильного произношения звука Л.

    Ход: ребенку показывается картинка, на которой звери пускают кораблики. Чтобы помочь доплыть кораблику до места назначения, необходимо провести по дорожке пальцем, произнося звук Л.

    4. «Веселые музыканты»

    Цель: формирование правильного произношения звука Л.

    Ход: воспитатель предлагает детям поиграть на балалайках. Дети левой рукой как будто держат гриф, а правой ударяют по струнам и произносят слоги, которые на карточках показывает дирижер (ла, ло, лу, ал, ол, ул).

    5. «Магнитофон»

    Цель:   формирование правильного произношения звука Л.

    Ход: воспитатель предлагает детям послушать и точно повторить ряд слогов, интонационно выделяя ударный слог (ла-ла-ла), (лу-лу-лу и т.д.).

     

    Игры на закрепление правильного произношения звуков

     Л – ЛЬ

    1. «Лягушачий концерт»

    Цель: автоматизация звука Л в словах.

    Ход: дети «превращаются» в лягушат, которых зовут ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Воспитатель – жаба-дирижер. Указывая рукой на лягушат по очереди он предлагает каждому лягушонку спеть свою песню, многократно повторяя соответствующий слог.

    2. «Лягушки и комары»

    Цель: автоматизация звука Л в словах.

    Ход: перед ребенком находится картинка, на которой изображено болото с кочками. Чтобы лягушонок мог поймать комара ему необходимо перепрыгивать с кочки на кочку. Перепрыгнуть он может, если ребенок правильно прочитает или повторит за воспитателем слоги со звуком Л.

    3. «Кладовка бабы Клавы»

    Цель: автоматизация звука Л в словах.

    Ход: воспитатель объясняет, что у бабы Клавы много старых вещей хранится в кладовке. Ребенок должен выбрать и назвать только те предметы, в названии которых есть звук Л (пластинки, глобус, слоники, полотенце, флаконы и т.д.).

    4. «Путешествия в сказку»

    Цель: автоматизация звука Л в словах и словосочетаниях.

    Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением сказочных героев. Каждый ребенок выбирает себе картинку, в названии которой есть звук Л и называет сказку (колобок, золушка, оловянный солдатик и т. д.).

    5. «Один – много»

    Цель: автоматизация звука Л в словах.

    Ход: воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).

    6. «Лесная школа»

    Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.

    Ход: воспитатель предлагает детям школу для зверей. Дети должны отобрать и назвать картинки с животными, которые будут учиться в школе, с школьными принадлежностями, с цветами в названиях которых есть звук Л. После чего дети должны составить рассказ о лесной школе.

    7. «Неудачная рыбалка»

    Цель: автоматизация звука ЛЬ в слогах.

    Ход: воспитатель предлагает ребенку перечислить, что попалось на крючок лягушонку вовремя рыбалки. Ребенок называет слова с правильным звуком ЛЬ (лейка, колесо, туфля, кошелек и т.д.).

    8. «Вещи, которые нас окружают»

    Цель: автоматизация звука Л в словах.

    Ход:

    Много есть вещей полезных,

    Деревянных и железных,

    Что помогут нам всегда,

    Нам без них ни как нельзя.

    Воспитатель называет действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться-качалка, вешать-вешалка, точить-точилка, косить-косилка и т. д.).

    9. «Составь слово»

    Цель: автоматизация звука Л в словах.

    Ход: воспитатель раздает детям карточки с написанными на них слогами. Задача детей сложить и прочитать слова (жи-лы, лы-ко, ла-ма и т.д.).

    10. «Угадай, чего не стало»

    Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.

    Ход: воспитатель предлагает определить самого внимательного из детей. перед детьми раскладываются картинки в названиях которых встречается звук Л (ЛЬ). Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку.

    11. «Посмотри и назови»

    Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.

    Ход: воспитатель предлагает рассмотреть карточку с цифрами и подставить в пустые окошки любые картинки из предложенных. После чего ребенок должен правильно назвать картинки, согласовывая существительные с числительными. Например, один стол, три ландыша, пять иголок и т.д.

     

    12. «Подружи слова»

    Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.

    Ход: ребенок должен составить как можно больше пар из предложенных картинок, обосновывая свой выбор. Например, ландыш и лук – это растение; стол и шакал – слова заканчивающиеся на звук Л и т д.).

     

    Игры на дифференциацию звуков Л (ЛЬ)

    1. «Назови, какого цвета»

    Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

    Ход: на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок называет, что изображено на картинке и какого цвета, и кладет картинку к нужному кругу (желтый лимон, голубое платье, зеленый салат и т.д.).

    2. «Зоопарк»

    Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

    Ход: ребенку предлагается расставить так, чтобы за синим забором находились животные, в названии которых есть звук Л, а за зеленым – животные, в названии которых есть звук ЛЬ.

    3. «Кто это?»

    Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

    Ход: воспитатель называет определение, а ребенок выбирает и называет соответствующую картинку (с хоботом – слон, с гривой – лев, с горбом – верблюд и т.д.).

    4. «Садовники»

    Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

    Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы, в названиях которых есть звук Л, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук ЛЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка).

    5. «Четвертый лишний»

    Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

    Ход: воспитатель называет слова или показывает картинки среди которых одна не походит. Дети должны назвать лишнее слово или картинку. Например, кукла, неваляшка, лото, лопатка.

    6. «Мяч в кругу»

    Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

    Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком Л, а другой со звуком ЛЬ, следующий – со звуком Л и т.д.

    7. «Слово заблудилось»

    Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

    Ход:

    Заблудится может каждый,

    Даже очень, очень важный,

    Бизнесмен или ребенок,

    Белка, мышка и котенок,

    Вот и слово заблудилось,

    Не в том месте очутилось,

    Испугалось и закрылось,

    Между слов других забилось.

    Ты найди его скорей,

    Успокой и пожалей.

    Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком (клубок, клумба, лыжник).

     

    Игры по коррекции произношения звуков Р – РЬ

    Игры подготовительного этапа

    1. «Веселый язычок»

    Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.

    2. «Футбол»

    Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

    Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе логопед ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.

     

    3. «Самый большой мыльный пузырь»

    Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

    Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.

    4. «Светофор»

    Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.

    Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом логопедом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.

    5. «Где звук?»

    Цель: учить определять место звука в слове.

    Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.

    6. «Волшебные кубики»

    Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

    Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.

    7. «Мяч в воздухе»

    Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

    Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.

    8. «Оркестр»

    Цель: развивать длительный, плавный выдох.

    Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).

     

    Игры на формирование правильного произношения звуков

    Р – РЬ

    1. «Лошадка»

    Цель: формирование правильного произношения звука Р.

    Ход: дети делятся на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие лошадок. Дети, изображающие лошадок берутся по парно за руки и с цоканьем ездят управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок, говоря: тр-тр-тр. Потом дети меняются.

    2. «Самолеты»

    Цель: формирование правильного произношения звука Р.

    Оборудование: гирлянда с флажками, три флажка (красный, синий зеленый).

    Ход: на одной стороне комнаты стоят стульчики, впереди натянута гирлянда с флажками – это аэродром. Летчики сидят на стульчиках и заводят моторы: д-д-д-дррр. Получив правильный звук Р, летчики разлетаются в разных направлениях. По команде возвращаются на аэродром. Если ребенок не сумеет перейти на звук Р, то его отправляют в ремонт к механику (логопеду).

    3. «Цветные автомобили»

    Цель: формирование правильного произношения звука Р.

    Оборудование: цветные обручи по числу играющих, несколько цветных флажков.

    Ход: на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому дается обруч – это руль. Перед водящим на столе лежат несколько флажков. Он поднимает один из них и дети, у которых руль того же цвета бегут по комнате, подражая звуку мотора. По сигналу дети останавливаются и возвращаются на свои места.

    4. «Будильник»

    Цель: формирование правильного произношения звука Р.

    Ход: все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок – будильник. Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить, и начинает медленно считать, когда он произносит назначенное время, будильник начинает трещать: р-р-р.

    5. «Вороны»

    Цель: формирование правильного произношения звука Р.

    Ход: воспитатель делит детей на три группы: первая группа изображает елочку, дети становятся в круг и, опустив руки, говорят: как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны; вторая – вороны, которые прыгают в круг и каркают. Первая группа детей говорит: из-за корочки подрались, во все горло разорались. Вторая группа каркает. Первая группа: вот собаки прибегают и вороны улетают. Третья группа детей, изображающая собак рычит и гонится за воронами. Пойманные становятся собаки.

    6. «Договори словечко»

    Цель: формирование правильного произношения звука РЬ.

    Ход: воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук РЬ (фона…, сниги…, буква…, сло… и т.д.).

    7. «У медведя во бору»

    Цель: формирование правильного произношения звука Р.

    Ход: дети делятся на две группы. Группа детей тихонько подходят «к медведям» и говорит:

    У медведя во бору,

    Грибы, ягоды беру,

    А медведь не спит

    И на нас рычит.

    Группа медведей имитируют рычание и ловят детей.

    Игры на закрепление правильного произношения звуков

    Р – РЬ

    1. «Сороконожка»

    Цель: автоматизация звука Р в слогах.

    Ход: перед ребенком кладется картинка сороконожки. Логопед говорит:

    Трудно жить сороконожке,

    Надевать самой сапожки.

    Вот помог бы кто-нибудь

    Сорок ножек ей обуть.

    Поможем сороконожке обуться? «Надевай» ей на ножки ботиночки и повторяй слоги. Ребенок проводит пальчиком от ботиночка к раскрашенной в тои же цвет части сороконожки и повторяет слоги, подписанные на ботинках. «Обувать» сороконожку следует с хвоста.

    2. «Магазин»

    Цель: автоматизация звука Р в словах.

    Ход: на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в названиях которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и т.д.). в магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке изображен магазин после покупок страуса. Задача ребенка назвать те предметы, которые купил страус.

    3. «Африка»

    Цель: автоматизация звука Р в словах.

    Ход: перед ребенком лежит картина, на которой изображены африканские животные. Задача ребенка разделить животных на травоядных и хищников и правильно назвать их.

    4. «Замени звук»

    Цель: автоматизация звука Р в слогах.

    Ход: воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.).

    5. «Ру-ру-ру»

    Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах.

    Ход: воспитатель говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, затеваем мы игру, руку другу тянет друг, встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по очереди называет слог ру, а рядом с ним стоящий заканчивает слово (ру-башка, ру-ка, ру-чей и т.д.).

    6. «Подбери слова»

    Цель: автоматизация звука Р в словах.

    Ход: воспитатель предлагает найти в группе как можно больше картинок со звуком Р. после того как все картинки будут собраны логопед и дети пробуют зарифмовать слова между собой (топор-помидор, груша-каркуша, петрушка-ватрушка, тетрадка-кроватка и т.д.).

    7. «На стройке»

    Цель: автоматизация звука Р в слогах.

    Ход: воспитатель предлагает детям помочь трем парасятам построить прочный дом. Дети должны выбрать строительный материал и инструмент необходимый для строительства, в названиях которых есть звук Р (кирпичи, рубанок, топор, мастерок, отвертка и т.д.).

     

    Игры на дифференциацию звуков Р – РЬ (Л – Р)

    1. «Самолет»

    Цель: дифференциация звуков Л – Р.

    Ход: воспитатель объясняет, что после постройки самолета его надо испытать. Детям предлагается завести мотор и порычать, а после набора высоты, когда самолета не видно погудеть звуком Л. По команде дети произносят звуки Р и Л попеременно.

    2. «Перетягивание каната»

    Цель: дифференциация звуков Л – Р.

    Ход: перед ребенком находится картина на которой нарисованы тигренок с лягушатами перетягивающие канат. На карточках написаны слоги. Если тигренок перетягивает канат к себе, то ребенок читает слоги со звуком Р, если лягушки – то ребенок читает слоги со звуком Л.

    3. «Договори словечко»

    Цель: дифференциация звуков Л – Р.

    Ход: воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора и т.д.).

    4. «Садовники»

    Цель: дифференциация звуков Л – Р.

    Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень, ромашка, астра).

    5. «Измени слово»

    Цель: дифференциация звуков Л – Р.

    Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).

    6. «Закончи слово»

    Цель: дифференциация звуков Л – Р.

    Ход: воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова , а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т.д.).

    7. «Ловишки из круга»

    Цель: дифференциация звуков Л – Р.

    Оборудование: фанты у детей.

    Ход: дети стоят в круге. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в центре круга. Дети в круге ловят хоровод и говорят: мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну попробуй нас догнать. Раз-два-три – лови. На последнем слове дети разбегаются, а ловишка их ловит и забирает фанты. Чтобы продолжить игру ребенок должен отработать фант (придумать слова на звуки Р – Л).

    8. «Найди себе пару»

    Цель: дифференциация звуков Л – Р.

    Ход: у детей в руках картинки, которые между собой образуют пары по противопоставлениям звуков Р – Л. Воспитатель просит их подобрать себе пару, как можно быстрее.

    9. «Звериная лечебница»

    Цель: дифференциация звуков Л – Р.

    Ход: воспитатель предлагает вылечить животных разложив картинки с их изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать историю про успешное выздоровление животных.

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Речевые игры для коррекции звукопроизношения»

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружаю...

    Семинар-практикум для воспитателей дошкольных учреждений «Роль артикуляционной гимнастики в звукопроизношении дошкольников»

    В семинаре дана рекоммендация воспитателям дошкольных учреждений по работе с детьми раннего, среднего и старшего дошкольного возраста, ознакомление с основными органами речи, участвующих в артикуляцио...

    «Речевые игры для коррекции звукопроизношения»

    laquo;Речевые игры для коррекции звукопроизношения»         Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем...

    Семинар-практикум для воспитателей "Речевые игры для коррекции звукопроизношения"

    Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного зву...