ПРОЕКТ " МОЯ СЕМЬЯ "
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Уточнение и закрепление знаний о семье как о людях, которые живут вместе и заботятся друг о друге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

 «Моя семья»

                              Проект подготовила:                                          

                                        Мамина Иралия Адихамовна

                                           воспитатель ГБДОУ д/с №12

Санкт-Петербург

 2015 г.


Тип проекта:

Познавательно-речевой, творческий.

Цели:  

1.Уточнение и закрепление знаний о семье как о людях, которые живут вместе и заботятся друг о друге.

2.Формирование представления о семье как явлении общественной жизни, о составе семьи, об отношениях родственников.

Задачи:

Нравственное воспитание:

1.Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (родным и близким).

2.Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками.

3.Продолжать воспитывать желание помогать близким, выполнять постоянные обязанности по дому.

4.Воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи.

5.Показать важность участия каждого члена семьи в создании благоприятной,  дружественной атмосферы.

Умственное воспитание:

1.Расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции).

2.Закреплять представления о родственных отношениях (дядя, тётя, племянники, двоюродные братья и сестры).

3.Закреплять знания имен и отчеств не только родителей, но и дедушек, бабушек и других родственников.

4.Развивать интерес к своей родословной.

5.Совершенствовать разговорную речь детей, развивать умение составлять рассказ (по сюжетной картине, из личного опыта).

6.Развивать коммуникативные навыки детей и умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

Участники проекта:  дети подготовительной группы, воспитатели и родители.

Сроки проведения проекта: 2-3 месяца.

Актуальность проекта:

1.Еще совсем недавно для большинства семей в России были абсолютной нормой такие вещи, как проживание старших и младших членов семьи под одной крышей, совместная забота старших членов семьи о младших и наоборот,  совместные приемы пищи за одним большим столом, сбор всей большой семьи для празднования крупных семейных торжеств, взаимопомощь и взаимовыручка не только между близкими, но и между дальними родственниками.   В такой семье человек чувствовал себя уверенно и комфортно, благодаря сплоченности было и чувство защищенности. Семья, в широком понимании этого слова, для людей стояла на первом месте.

Но в современных условиях жизни, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция к разъединению членов семьи, утрате семейных традиций, а, как следствие, к разобщенности и утрате взаимопонимания даже между ближайшими родственниками. Такая ситуация не способствует гармоничному развитию ребенка, приводит к различным отклонениям, нарушениям в процессе формирования его личности.

2.Подавляющее большинство работающих родителей вынуждено оставлять ребенка в дошкольных образовательных учреждениях  на весь рабочий день, что так же не способствует гармонизации внутрисемейной обстановки.

3.Проведенная в марте – апреле среди детей старшей группы  диагностика знаний и представлений детей о семье выявила недостаточно высокий, а по некоторым пунктам и ниже среднего уровень знаний по данной теме. В ходе опроса выяснилось, что не все дети владеют информацией о членах своей семьи (не знают отчеств родителей, бабушек и дедушек, мест их работы), затрудняются в определении родственных связей (двоюродное родство, племянники), многие не знают свою родословную.  Уходят в прошлое семейные праздники и традиции, дети и взрослые проводят мало времени вместе.

Примечание: Критерии оценки знаний и представлений детей о семье взяты из «Перспективного планирования воспитательно-образовательного процесса» по программе «От рождения до школы» старшая группа (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), раздел «Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора», подраздел – социальное окружение.

№п/п

критерии

баллы

1.

Уверенно называет свое имя и фамилию, называет имена и отчества родителей.

2

2.

Знает и называет имена и отчества своих бабушек и дедушек.

2

3.

Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.

2

4.

Называет слова, обозначающие родство: родители, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тётя, племянник, двоюродный брат, двоюродная сестра.

2

5.

Понимает родственные отношения: родители, дети, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена.

2

6.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать.

2

7.

Знает о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Знает, что нужно помогать взрослым.

2

8.

Проявляет заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности.

2

9.

Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Старается радовать старших своими хорошими поступками.

2

10.

Имеет элементарные представления о том, что такое семья.

2

Примерные уровни оценки:

Ниже среднего – 4-8 баллов.

Средний – 10-16 баллов.

Высокий – 18-22 балла.

Реализация проекта «Моя семья»

Формы реализации проекта:

  • Непосредственно - образовательная деятельность
  • Создание творческих работ и фотоальбомов  детей и родителей
  • Заучивание стихотворений, пословиц о семье
  • Прослушивание и заучивание песен
  • Оформление выставок творческих работ и фотографий  
  • Проведение сюжетно-ролевых игр
  • Круглый стол и беседы с родителями

Методы проекта:

  • исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения; самостоятельное наблюдение;
  • наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • словесные: беседы, чтение литературы, составление рассказов, консультации для родителей; слушание музыки.

Материальное обеспечение проекта:

  1. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:  «Семья», «Больница», «Магазин».
  2. Наглядный материал:
  • иллюстрации с изображением различных  профессий, книги о профессиях;
  • иллюстрации с изображением сюжетов из жизни семьи;
  • настольно-печатные игры: «Мамины помощники», «Наведи порядок»;
  • дидактические игры;
  • фотографии из семейных альбомов.

Этапы проекта:

1 этап: Подготовительный

  • Беседа о том, что дети уже знают о семье.
  • Подбор иллюстративного материала, литературных произведений, дидактических,  сюжетно-ролевых, театрализованных и строительных игр.
  • Подбор материала для родителей (консультации на стенд).
  • Привлечение родителей к участию в проекте. Рекомендации:

-рассматривать с ребенком фотографии родственников, помогать находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, цвет глаз),

 -рассказывать о своей работе, объяснять, где работают члены семьи, как важен их труд для всех людей,

-знакомить ребенка с семейными традициями, привлекать к посильному участию в подготовке семейных праздников).

2 этап: Основной

Работа с детьми:

1. Опираясь на наглядные материалы (иллюстрации, репродукции картин, фотографии), постараться ответить на вопрос: «Что такое семья?»

2. Беседа о том, чем разные семьи похожи, а чем отличаются друг от друга.

3. С помощью фотографий из семейного альбома рассказать о членах своей семьи, назвать имена и отчества взрослых, братьев, сестер.

4. Используя дидактические наглядные материалы (карточки, на которых изображены члены отвлеченной, идеальной семьи), называть слова, обозначающие родство, объяснять родственные отношения.

5. Рассматривание иллюстраций на тему «Семья». Ответы на вопросы по данным иллюстрациям,  составление рассказов.

6.Разыгрывание ситуации «Дома вечером в кругу семьи».

7.Проведение дидактических («Кто старше?», «Кто младше?», «Подскажи словечко», «Родственные отношения»), сюжетно-ролевых  и строительных  игр.

8.Рассматривание картинок с изображением людей разных профессий, рассказывание о профессиях своих родителей и родственников.

9.Чтение стихов, сказок, рассказов  о семье: Е.Благинина «Посидим в тишине», С.Михалков «А что у вас?», А.Барто «Разлука», сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная  шапочка», рассказы: Н.Артюхова «Трудный вечер», В.Осеева «Бабушка и внучка», «Девочка с куклой», «Папа-тракторист», «Злая мать и добрая тётя», «Пуговица», «Своими руками», «Печенье», «Жадная мать», «Чего нельзя, того нельзя», В.Белов «Даня», Б.Емельянов «Мамины руки», Толстой «Рассказы для детей». Обсуждение прочитанного.

10. Прослушивание и разучивание песен о семье: «Антошка», «Если добрый ты», «Кто справляется с делами?», «Лучше папы друга нет», «Папа может», «Я и мама», «Все на свете можешь ты».

11. Заучивание пословиц о семье, беседа по их содержанию.

12. Беседы о семейных традициях и увлечениях.

13. Еженедельные беседы «Как я провел выходные».

14. Анкетирование детей «Моя семья» и оформление стенгазеты с высказываниями детей.

15. Рисование  «Моя семья», «Милой мамочки портрет», «Мой папа»  (дедушка, бабушка, сестра, брат).

16. Ситуации для обсуждения: Чем ты можешь порадовать своих родных в обычные дни, в праздники? Что ты можешь сделать, когда кому-нибудь из твоих родных нездоровится или он чем-то расстроен (грустит, сердится)?

Игровая деятельность:

Дидактические и речевые игры.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин».

Цели:

Развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым (маме, папе, бабушке, дедушке).

Воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим.

Учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу. Воспитывать любовь к труду.

Закреплять и активизировать в речи слова, обозначающие родство.

Работа с родителями:

1. Консультация с привлечением педагога-психолога «Роль матери и отца в воспитании детей».

2. Консультации на стенд «Во что поиграть с ребенком дома» (игры для всей семьи).

3. Создание фотоальбомов и творческих работ совместно со своими детьми: «Когда мои родители были маленькими», «На кого я похож», «Мой род (генеалогическое древо)».

4. Круглый стол «Как интересно провести время всей семьей» - обмен опытом (примеры: ежегодная семейная игра «Бегущий город» в апреле, ежегодный семейный турслет «Пилигримы» в мае).

5. Оформление семейных фотогазет «Наш досуг».

6. Изготовление работ для выставки «Наши увлечения».

Реализация содержания проекта в интеграции:

  • ОО «Социально-коммуникативное развитие» - направлено на     формирование представления о роли членов семьи в жизни ребенка; на       развитие интереса к различным профессиям; на закрепление знаний о труде взрослых дома и на работе; на формирование позитивных установок при посильной трудовой   деятельности дома  (заправить постель, протереть пыль, пропылесосить,   поддержать порядок в своей комнате и т. д.) и на формирование основ безопасности во время помощи родителям по дому.
  • ОО «Познавательное развитие» -  направлено на развитие  любознательности и познавательной мотивации детей - узнать больше о      своей семье, о ее родословной, о семейных традициях; на развитие воображения и творческой активности;
  • ОО «Речевое развитие» -  направлено на развитие связной, диалогической речи в ходе активного обсуждения проекта; на знакомство с детской литературой при изучении новых пословиц и стихов; на обогащение активного словаря.
  • ОО «Художественно-эстетическое развитие» - направлено на реализацию творческой деятельности детей при изготовлении рисунков; на развитие игровых и музыкальных способностей в творчестве детей.
  • ОО « Физическое развитие, здоровье» - направлено на формирование дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь, сопереживать успехам и неудачам других, быть заботливыми и внимательными друг к другу).

3 этап: Заключительный

1. Анализ полученных результатов, оценка знаний и представлений о семье (используются те же критерии, что и в начале проекта), обобщение опыта.

2. Оформление выставки родословных.

3. Фотовыставка «Наш досуг».

4. Выставка творческих работ «Наши увлечения».

5. Выставка детских рисунков «Моя семья».

6. Стенгазета с высказываниями детей о семье.

Ожидаемые результаты:

1. Расширились знания детей о семье и значимости семьи в жизни каждого человека.

2.  Дети называют слова, обозначающие родство, и разбираются в родственных отношениях, имеют более четкие представления о том, что такое род, родословная.

3. Повышение интереса детей к семейным традициям и реликвиям.  

4. Уверенно называют имена и отчества своих родных.

5. Проявляют интерес к профессиональной деятельности своих родителей, расширились  представления о труде взрослых.

6. Знают о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Знают, что нужно помогать взрослым.

7. Умеют организовать сюжетно - ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

8. Развитие творческих способностей детей в ходе продуктивной деятельности.

9. Гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников группы.

10. Сплоченность членов семьи, проведение совместного досуга.

Особенность  проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Использованная литература:

  1. «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса» по программе  «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).
  2. В.А.Деркунская «Проектная деятельность дошкольников».
  3. Ю.В.Полякевич, Г.Н.Осинина «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет».
  4. О.Р.Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет».
  5. Е.Ю.Кукушкина, Л.В.Самсонова «Играем и учимся дружить».
  6. А.В.Никитина «Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим с детьми 6-7 лет».
  7. Е.Ю.Александрова, Е.П.Гордеева, М.П.Постникова, Г.П.Попова «Система патриотического воспитания в  ГБДОУ».
  8. Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».
  9. Н.П.Битютская «Система педагогического проектирования».
  10. Е.С.Евдокимова, Н.В.Додокина, Е.А.Кудрявцева «Детский сад и семья. Методика работы с родителями».
  11. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи» (фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме: «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна».

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Крепкая семья - здоровая семья"

В материале описывается  проект "Крепкая семья - здоровая семья", реализуемый в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми в 2013-2014 учебном году....

Презентация к Проекту «Моя семья, дом, детский сад»- ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ на примере нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши

ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши.Все хотят, что бы дети стали образованными, независимыми, целеустремленными. В первую очередь, таким примером должны быть сами родители....

Сценарий открытого мероприятия в рамках проекта «МОЯ СЕМЬЯ» Тема: «В кругу семьи»

Программное содержание:•    формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи. •    воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи; •...

Проект "Спортивная семья- здоровая семья"

Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры  в детском саду и дома....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья»   в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/ [[{"ty...

Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»

В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...