Использование фольклора в развитии детей
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Андреева Наталья Михайловна

:  многие ли взрослые могут спеть своему ребёнку настоящую колыбельную?  Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своём доме красивую детскую книжку, репродукции картин  великих мастеров, слышат светлую мелодичную музыку? К сожалению, таких домов всё меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать своё насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с  раннего детства.

Устное народное творчество – это богатство каждого народа. Сказки, поговорки, потешки, пословицы, частушки, колыбельные песни, кричалки, заклички и другие. Если ребенку грустно, у него плохое настроение, он плачет, то веселый стишок, шутка, потешка, прибаутка поднимет ему настроение, поможет успокоиться. Дети очень любят различные сказки. Ребенок начинает знакомиться с сказкой очень рано. Мама читает сказку малышу, потом он смотрит мультикационные сказки, слушает аудиосказки, а в дальнейшем читает их сам. Слушая увлекательный рассказ, дети испытывают различные чувства. Ребенок, сопереживает герою, исмпытывает чувство радости, печали. Подобранная в соответствии с возрастом хорошая сказка, может оказать огромное воспитательное влияние на дальнейшее развитие ребенка.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли о том, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в этом направленногие ли взрослые могут спеть своему ребёнку настоящую колыбельную?  Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своём доме красивую детскую книжку, репродукции картин  великих мастеров, слышат светлую мелодичную музыку? К сожалению, таких домов всё меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать своё насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с  раннего детства.

Устное народное творчество – это богатство каждого народа. Сказки, поговорки, потешки, пословицы, частушки, колыбельные песни, кричалки, заклички и другие. Если ребенку грустно, у него плохое настроение, он плачет, то веселый стишок, шутка, потешка, прибаутка поднимет ему настроение, поможет успокоиться. Дети очень любят различные сказки. Ребенок начинает знакомиться с сказкой очень рано. Мама читает сказку малышу, потом он смотрит мультикационные сказки, слушает аудиосказки, а в дальнейшем читает их сам. Слушая увлекательный рассказ, дети испытывают различные чувства. Ребенок, сопереживает герою, исмпытывает чувство радости, печали. Подобранная в соответствии с возрастом хорошая сказка, может оказать огромное воспитательное влияние на дальнейшее развитие ребенка.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли о том, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в этом направлении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Устное народное творчество – это богатство каждого народа. Сказки, поговорки, потешки, пословицы, частушки, колыбельные песни, кричалки, заклички и другие. Если ребенку грустно, у него плохое настроение, он плачет, то веселый стишок, шутка, потешка, прибаутка поднимет ему настроение, поможет успокоиться. Дети очень любят различные сказки. Ребенок начинает знакомиться с сказкой очень рано. Мама читает сказку малышу, потом он смотрит мультикационные сказки, слушает аудиосказки, а в дальнейшем читает их сам. Слушая увлекательный рассказ, дети испытывают различные чувства. Ребенок, сопереживает герою, исмпытывает чувство радости, печали. Подобранная в соответствии с возрастом хорошая сказка, может оказать огромное воспитательное влияние на дальнейшее развитие ребенка. Скороговорки – учат четко и правильно произносить слова в игровой форме. Этим они привлекают детей. Через «игру», в доступной и интересной для детей форме – развивается речь детей. (Хитрую сороку –поймать морока). Заучивая с детьми стишки- ребенок обучается четкому произношению звуков в словах, вырабатываем интонационную выразительность речи, память. Пословицы и поговорки содержат народную мудрость, которая передается из поколения в поколение. Слушая их ребенок, учится правильно относиться к людям, животным, поступать как хорошо, как плохо. «Сделал дело –гуляй смело». Чтобы ее понять, нужно подумать, привлечь весь свой жизненный опыт. Отрабатывать и правильно произносить звуки, отчетливо произносить слова, слоги детям помогают чистоговорки. Например «Зу- зу –зу, моем зайку мы в тазу». Ребенок должен трижды произнести слог».

С приходом ребенка в детский сад, у детей начинается адаптационный период. Это очень сложный период в жизни каждого ребенка. При этом он бывает плаксивыми, раздражительными. Утром, во время прихода ребенка в детский сад, можно встретить его яркой игрушкой, чтобы переключить внимание ребенка на нее, с сопровождением движениями, чтением потешки. Это поможет установить контакт с детьми, вызвать симпатию к воспитателю, успокоиться. При озвучивании потешки, не только произносим слова, но и обыграв ее. С малышами всей группы учимся двигаться, говорить как герои потешек- лисичка, зайчонок, медведь (в соответствии с содержанием потешки) . Не все дети смогут передать характер героев, но все же попытаются выполнить это с интересом.

Потешки можно не только учить, но и на их примере показать детям «Что такое хорошо, что такое плохо». В «Сороке» белобока накормила кашей всех, кроме одного – который ленился, не смотря на то, что он самый маленький. При умывании : «нос умойся, мойтесь сразу оба глаза, хорошенько мойся шейка». Дети запоминают, как правильно нужно умываться (полностью все лицо, а не только ротик (так делают некоторые детки) . Во время еды : «Умница Катенька, кушай кашку сладенькую, вкусную, пушистую, сладкую, душистую», делается акцент на то, что кашка очень вкусная. Так же, используя потешки, пальчиковые игры, развивается моторика пальцев рук, воображение детей.

Загадки – это очень полезное упражнение для развития ума. Они развивают мышление, наблюдательность, память, воображение. Учить отгадывать загадки, можно, выставляяя на стол небольшого количества игрушек, для каждой подбирая загадки. Например «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Дети отгадывают загадки легко, так как предметы находятся перед глазами детей. Постепенно усложняем задачу, не показывала детям игрушку. Это развивает память, воображение детей. Иногда дети будут ошибаться, но будут и правильные ответы. В работе с детьми, для тренировки их памяти очень хорошо разучивать считалочки, используюя в игре они легко запоминаются.

Для того чтобы развеселить, потешить, поднять настроение детей используют прибаутки. «Ноги пляшут, руки машут, язык песенки поет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению  и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклораю....

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора....

Использование фольклора в развитии детей

В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора. Приобщении детей с помощью фольклора к народной культур...

Проект "Использование фольклора в развитии детей раннего возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13    общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  познавательно-речевого...