Проект "Использование фольклора в развитии детей раннего возраста"
проект по развитию речи на тему

Карданова Мадина Станиславовна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13

    общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  познавательно-речевого

                  развития воспитанников  Петродворцового района Санкт-Петербурга.

 

                                                                                        

 

 

 

 

 

Проект

«Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта: Карданова М. С.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: долгосрочный (один год)

Участники проекта: воспитатель, дети, родители воспитанников, старший воспитатель, музыкальный. руководитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2018

 

Введение:

Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организационной образовательной деятельности, так и в совместно – партнерской деятельности детей раннего возраста.

А.П.Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культурной речи».

 

Актуальность:

Детский фольклор – обширная область устного народного  поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии  со своим видением  природы и человеческих отношений. Фольклор для детей созданный  взрослыми включает в себя колыбельные песни,  частушки, потешки, прибаутки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью  взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства -  речевые , смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также  многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме  и содержанию заклички,  приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и  вместе с тем обучают навыками поведения.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще за долго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Малые формы фольклора способствуют активизации речи ребенка. Внимание ребенка привлекается к предметам, животным, людам. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

 

Проблема:

Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является познавательно – речевое развитие. Нравственные качества личности можно и нужно развивать с помощью детского фольклора. Работая с детьми раннего возраста , я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки. Прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами  в период адаптации, а также определить  уровень речевого развития ребенка.  Ранний возраст  - фундамент общего развития ребенка, в том числе и речевого. Речь становится для него необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками. Так как роль семьи  в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей  к решению выявленных проблем. Именно поэтому я начала работу над этим проектом.

  

Цель проекта:

       Развитие речи детей раннего возраста  средствами  малых форм фольклора.

 

 Задачи проекта

  • Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях.
  • Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
  • Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
  • Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
  • Цель и задачи определяются новыми требованиями, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.

  

  • Формы работы с родителями:
    • Консультирование-повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раненого возраста в период адаптации;
    • Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети;
    • Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей в детском саду;
    • «Школа молодой семьи»;
    • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр;
    • Анкетирование.
  • Формы работы с детьми:
    • Вечера развлечений, праздники;
    • Использование малых форм фольклора в режимные моменты, на прогулке и в непосредственно-образовательной деятельности

 

 Предполагаемые итоги проекта:

 

  • Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями.
  • Установились  доверительные  отношения между ребенком и педагогом;
  • Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  • Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками.
  • Сформировано положительное отношение к режимным моментам.
  •  У родителей сформировано понимание  необходимости  использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
  • Сформировались   навыки восприятия  фонетической и лексической стороны речи.

   

 

 Форма проведения итогового мероприятия:

Досуг  для родителей и детей – «Красная горка».

 Этапы реализации  проекта:

  • Организационный этап:
    • подбор методической литературы, художественной, в том числе фольклорной, иллюстрационных материалов, дидактических пособий, атрибутов для проведения игр;
    • Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для них;
    • Пополнение предметно-развивающей среды группы;
    • Составление перспективного плана мероприятий проекта и развивающей среды.

Работа с родителями: Знакомство с проектом, разработка информационного материала для родителей о проведении проекта  «Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

  • Основной этап:
  • Реализация проекта в соответствии с планом.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Инсценирование произведений фольклора.
  • Организация режимных моментов с использованием  фольклорных произведений.
  • Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего развития № 1.

 

 

Месяц

Содержание работы

Продуктивная деятельность

Сентябрь

Игра с движениями «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», сказка «Репка» на ковролине. Потешка «Пошел котик на торжок», «Петушок, петушок»

«Платье для матрешки», «Осенние листочки»

Октябрь

Народные игры «Заинька выйди в круг, серенький выйди в круг». «Здравствуй осень». «Зайчишка – трусишка»

«Морковка для зайчика» - лепка, «Листопад» - нетрадиционное рисование

Ноябрь

«Лиса по лесу ходила», «В лес зайчишка поскакал». «Сидит белка на тележке», «Еду – еду к бабе, к деду»

«Орешки для зверей» - лепка. «Чьи следы?» - рисование.

Декабрь

«Как на тоненький ледок», «Наша Маша маленька»,

«Уж ты зимушка – зима»

«Новогодняя ёлочка» - рисование

Январь

«Валенки», «Варежки Вареньки», сказка «Рукавичка»

«Рукавичка» - рисование

Февраль

«Как у нашего кота». «Вот и люди спят»,

 «Уж ты зимушка – зима»

«Снег кружится, белая вся улица» - рисование

Март

«Расти коса до пояса», сказка «Заюшкина избушка»

«Капель» - рисование

Апрель

«Водичка, водичка», «Солнышко – колоколнышко», «Дождик, дождик веселей»

«Дождик, дождик веселей», «Солнышко» - рисование

Май

«Наша утя луговая», «Радуга – дуга», «Зайка репку посадил», П/игра «Мишка – лежебока»

«Радуга», «Репка» - рисование, лепка

Июнь

«Сел комарик под кусточек», «Ах, поет, поет соловушка», п/игра «У медведя во бору»

«На лугу -  лужочке,  расцвели цветочки»

Июль

«Привяжу я козлика», «Ходит конь по бережку», «По малину в сад пойдем» - хоровод

Рисование на асфальте, на песке

Август

«Тень, тень потетень», «Тюшки – потюшки на горе»

«Досвидания, лето»

 

 

 

 

 

  • Итоговый этап:
    • Анализ проведенной работы;
    • Заключительное мероприятие для детей и родителей «/Красная Горка»
    • Презентация проекта для педагогов .
    • Создание Лэпбука «Матрешки».

Этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:

1. Родным языком;

2. Разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие).

3. Первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих  малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка  светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. В результате общения с фольклорными  произведениями ребенку передаются их настроения и чувства : радость, тревога, сожаление, нежность.

Детский фольклор стимулирует  творческие  проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое  использование малых  форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает  овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки  самообслуживания и гигиены.

В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом  моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивать память, воображение, мышление, т.е. всесторонне развивает ребенка. Дети во время игры осуществляли самостоятельный перенос действий , ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madina_proekt.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 общеразвивающего вида, с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга

Проект

«Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Автор проекта: Карданова М. С.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: долгосрочный (один год)

Участники проекта: воспитатель, дети, родители воспитанников, старший воспитатель, муз. руководитель.

Санкт-Петербург

2018

Введение:

Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организационной образовательной деятельности, так и в совместно – партнерской деятельности детей раннего возраста.

А.П.Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культурной речи».

Актуальность:

Детский фольклор – обширная область устного народного  поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии  со своим видением  природы и человеческих отношений. Фольклор для детей созданный  взрослыми включает в себя колыбельные песни,  частушки, потешки, прибаутки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью  взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства -  речевые , смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также  многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме  и содержанию заклички,  приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и  вместе с тем обучают навыками поведения.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще за долго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Малые формы фольклора способствуют активизации речи ребенка. Внимание ребенка привлекается к предметам, животным, людам. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Проблема:

Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является познавательно – речевое развитие. Нравственные качества личности можно и нужно развивать с помощью детского фольклора. Работая с детьми раннего возраста , я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки. Прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами  в период адаптации, а также определить  уровень речевого развития ребенка.  Ранний возраст  - фундамент общего развития ребенка, в том числе и речевого. Речь становится для него необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками. Так как роль семьи  в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей  к решению выявленных проблем. Именно поэтому я начала работу над этим проектом.

 

Цель проекта:

       Развитие речи детей раннего возраста  средствами  малых форм фольклора.

 Задачи проекта

  • Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях.
  • Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
  • Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
  • Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
  • Цель и задачи определяются новыми требованиями, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.

  

  • Формы работы с родителями:
  • Консультирование-повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раненого возраста в период адаптации;
  • Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети;
  • Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей в детском саду;
  • «Школа молодой семьи»;
  • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр;
  • Анкетирование.
  • Формы работы с детьми:
  • Вечера развлечений, праздники;
  • Использование малых форм фольклора в режимные моменты, на прогулке и в непосредственно-образовательной деятельности

 Предполагаемые итоги проекта:

  • Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями.
  • Установились  доверительные  отношения между ребенком и педагогом;
  • Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  • Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками.
  • Сформировано положительное отношение к режимным моментам.
  •  У родителей сформировано понимание  необходимости  использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
  • Сформировались   навыки восприятия  фонетической и лексической стороны речи.

   

 Форма проведения итогового мероприятия:

Досуг  для родителей и детей – «Красная горка».

 Этапы реализации  проекта:

  • Организационный этап:
  • подбор методической литературы, художественной, в том числе фольклорной, иллюстрационных материалов, дидактических пособий, атрибутов для проведения игр;
  • Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для них;
  • Пополнение предметно-развивающей среды группы;
  • Составление перспективного плана мероприятий проекта и развивающей среды.

Работа с родителями: Знакомство с проектом, разработка информационного материала для родителей о проведении проекта  «Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

  • Основной этап:
  • Реализация проекта в соответствии с планом.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Инсценирование произведений фольклора.
  • Организация режимных моментов с использованием  фольклорных произведений.
  • Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего развития № 1.

Месяц

Содержание работы

Продуктивная деятельность

Сентябрь

Игра с движениями «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», сказка «Репка» на ковролине. Потешка «Пошел котик на торжок», «Петушок, петушок»

«Платье для матрешки», «Осенние листочки»

Октябрь

Народные игры «Заинька выйди в круг, серенький выйди в круг». «Здравствуй осень». «Зайчишка – трусишка»

«Морковка для зайчика» - лепка, «Листопад» - нетрадиционное рисование

Ноябрь

«Лиса по лесу ходила», «В лес зайчишка поскакал». «Сидит белка на тележке», «Еду – еду к бабе, к деду»

«Орешки для зверей» - лепка. «Чьи следы?» - рисование.

Декабрь

«Как на тоненький ледок», «Наша Маша маленька»,

«Уж ты зимушка – зима»

«Новогодняя ёлочка» - рисование

Январь

«Валенки», «Варежки Вареньки», сказка «Рукавичка»

«Рукавичка» - рисование

Февраль

«Как у нашего кота». «Вот и люди спят»,

 «Уж ты зимушка – зима»

«Снег кружится, белая вся улица» - рисование

Март

«Расти коса до пояса», сказка «Заюшкина избушка»

«Капель» - рисование

Апрель

«Водичка, водичка», «Солнышко – колоколнышко», «Дождик, дождик веселей»

«Дождик, дождик веселей», «Солнышко» - рисование

Май

«Наша утя луговая», «Радуга – дуга», «Зайка репку посадил», П/игра «Мишка – лежебока»

«Радуга», «Репка» - рисование, лепка

Июнь

«Сел комарик под кусточек», «Ах, поет, поет соловушка», п/игра «У медведя во бору»

«На лугу -  лужочке,  расцвели цветочки»

Июль

«Привяжу я козлика», «Ходит конь по бережку», «По малину в сад пойдем» - хоровод

Рисование на асфальте, на песке

Август

«Тень, тень потетень», «Тюшки – потюшки на горе»

«Досвидания, лето»

  • Итоговый этап:
  • Анализ проведенной работы;
  • Заключительное мероприятие для детей и родителей «/Красная Горка»
  • Презентация проекта для педагогов .
  • Создание Лэпбука «Матрешки».

Этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:

1. Родным языком;

2. Разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие).

3. Первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих  малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка  светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. В результате общения с фольклорными  произведениями ребенку передаются их настроения и чувства : радость, тревога, сожаление, нежность.

Детский фольклор стимулирует  творческие  проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое  использование малых  форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает  овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки  самообслуживания и гигиены.

В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом  моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивать память, воображение, мышление, т.е. всесторонне развивает ребенка. Дети во время игры осуществляли самостоятельный перенос действий , ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.  

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в развитии детей раннего возраста

В работе с детьми раннего возраста я использую малые формы фольклора:потешли,сказки.заклички,скороговорки,загадки.Я знакомлю детей с усным народным творчеством.Фольклор в детском садуИногда мы наблюда...

роль фольклора в развитии детей раннего возраста

роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Значение малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста

Материал из опыта работы воспитателя группы раннего возраста....

Значение малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста

Фольклор в развитии детей раннего возраста...

Значение фольклора в развитии детей раннего возраста

Статья посвящена значению фольклора в развитии детей раннего возраста...

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста...