Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Весна - Красна».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Озорнина Татьяна Федоровна

Цель: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних   изменениях в природе.

Развивающие:

 1. Развитие связной речи, расширение лексического запаса по теме    «Весна».

 2. Развитие словесно-логического мышления.

 3. Развитие общей моторики.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с   природой в старшей группе «Весна - Красна».

Цель: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних   изменениях в природе.

Развивающие:

 1. Развитие связной речи, расширение лексического запаса по теме    «Весна».

 2. Развитие словесно-логического мышления.

 3. Развитие общей моторики.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке за весенними признаками.

Чтение произведений и рассматривание картин о весне.

Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, набухают почки, появляются цветы; ручьи, сосулька, проталины, цветы.

Оборудование: салфетки на каждого ребенка, фломастеры, ёмкость с водой, картинки с изображением радуги, подснежников, тучи, грача, скворца, солнца, дождя, бабочка, сосулька, мячик, презентация «Красавица Весна», капельки, тазик, домики с окошечками.

                                          Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети: - Здравствуйте!

Воспитатель: -Ребята, садитесь, пожалуйста, на свои места.

Слайд 1

-Отгадайте загадку:

Приходит с добром

Веет теплом

Светом солнечным красна,

А зовут ее … (весна) .

- Да, ребята, вот и наступила весна-красна. А почему говорят «весна-красна? »

(Весна красивая) .

-Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.

-А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май) .

-А сейчас, какой месяц, ребята?. (апрель) .

-Ребята, как в народе называли март? (март-капельник)

Слайд 2

-Почему? (Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает вода)

- А как называли апрель? (апрель-снегогон) .

Слайд 3

- Почему? (Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются)

- Как называли май? (май травень) .

Слайд 4

- Почему? (В мае быстро прорастает трава, на деревьях из почек появляются листья, расцветают деревья и кустарники)

Ребята, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово», только это слово должно быть обязательно « весенним»:

 Весной солнце…(греет, припекает, ласкает)

Весной сосульки под солнцем…(тают, капают)

Весной сугробы от солнечного тепла…(оседают, тают)

Весной на деревьях почки…(набухают, лопаются)

 Весной ручьи…(бегут, журчат, звенят)

Весной птицы…(возвращаются, прилетают)

Весной птицы гнезда…(вьют, строят, делают)

Весной лед на реке…(тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)

Весной травка…(пробивается, растет, зеленеет)

- Молодцы, ребята! садитесь на свои места.

Воспитатель: - Весной солнце светит ярко, дни становятся длиннее, а ночи короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна.

А знаете ли вы какие первые весенние цветы появляются?

Ответы детей:

Воспитатель: Это мать-и-мачеха, подснежник, (показывает картинки).

 Слайд 5

Послушайте стихотворение о подснежнике.

Самый первый

Самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным

Как привет капели звонкой,

Называется подснежник.

Подснежник – это первый вестник весны. Если увидите подснежник в лесу не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.

А теперь послушайте стихотворение про мать-и-мачеху.

Слайд 6

Золотые лепестки, хрупкий стебелёк,

Распустился у реки солнечный цветок.

Только тучка набежала, сжались лепесточки

На зелёных стебельках – круглые комочки.

Воспитатель: А вы видели эти цветы у нас в городе?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, конечно. Весной их очень много появляется на проталинках. Цветки мать-и-мачехи похожи на солнышко – жёлтые. Они радуют глаза людей весной своими цветками. Лишь прогоняет первые лучи весеннего солнышка снег, вылезают из земли короткие и толстенькие стебли, первыми появляются не листья, а цветы.

Слайд 7

Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания

Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Сели спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох — выдох, вдох — выдох, вдох — выдох. (Дети выполняют движения) .

Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими., Дети открывают глаза и выполняют движения.)

Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся. (Дети потягиваются.)

Опустите руки, сядьте. Молодцы!

Упражнение «Раздели на слоги».   Воспитатель ставит на стол тазик, наполненный капельками.
Воспитатель: Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки  возьмите одну капельку. Какая цифра на ней? Выберите картинку с такой цифрой.
Дети опускают руки в тазик и берут себе капельку, находят картинку с указанной цифрой.
Воспитатель Посмотрите на картинку скажите что это и разделите его на слоги. Прохлопайте слово.  ( Сол-ныш-ко   три слога,    Со-суль-ка  три слога).

В какой домик поселим эту картинку?( размещение картинок под домиком с одним окошечком-слогом, двумя окошками-слогами и тремя окошечками-слогами)

Игра «Один и много».

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Она в центре с мячом в руках.

- Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Я называю один предмет, а вы много этих же предметов. Начали:

Ручей – ручьи, скворец – скворцы ,гнездо - гнезда

Дождь – дожди, сосулька – сосульки, дерево – деревья

Лист – листья, проталина – проталины, скворечник – скворечники

Лужа – лужи.

- Молодцы!

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Над рекою коромысло

Разноцветное повисло.

Словно гном из доброй сказки,

Расплескал по небу краски…(Радуга)

Слайд 8

Воспитатель: Радугу можно наблюдать на небе в теплое время года, когда капает мелкий, частый, теплый дождик. И в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко: солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга.

Физминутка «Радуга»

Здравствуй, радуга-дуга,                            Дети выполняют поклон.

Разноцветный мостик!                               рисуют в воздухе дугу, разводят  

                                                                      руки в стороны.                                                    

Здравствуй, радуга-дуга!                           Вновь выполняют поклон.

Принимай нас в гости.                               Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы по радуге бегом                                   Бегут по кругу друг за другом,

Пробежимся босиком.                               высоко поднимая колени.

Через радугу-дугу                                       Встают лицом в круг, делают четыре        

                                                                     прыжка на  носках.

Перепрыгнем на бегу.                                Делают еще четыре прыжка на                                                                                                            

                                                                      носках

И опять бегом, бегом                                  Бегут по кругу друг за другом,

Пробежимся босиком.                                 высоко поднимая колени.

Воспитатель:- Ребята, а вы знаете цвета радуги, и всегда ли эти цвета следуют в определенном порядке? (ответы детей).

Молодцы ребята!

Воспитатель: Ребята. А что вы испытывали когда видели радугу? ( радость, становится  хорошее настроение)

Чтобы наше настроение было хорошим, мы с вами создадим каждый для себя радугу.

Проводится опыт (на салфетке рисуем фломастерами по порядку цвета радуги, опускаем салфетку на 1 см в воду, и наблюдаем за тем что происходит). Радуга поднимается по салфетке вверх.

-Ребята посмотрите какое волшебство у нас получилось!

Завершение занятия .

- Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне) .

- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) .

- Какие признаки весны вы знаете? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран) .

- Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Красавица Весна передала для вас угощенья! А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями «До свидания».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весна - красна! Выполнила воспитатель: Озорнина Т.Ф.

Слайд 2

Март - капельник Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает вода.

Слайд 3

Апрель - снегогон Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются

Слайд 4

В мае быстро прорастает трава, на деревьях из почек появляются листья Май - травень

Слайд 5

Подснежник Самый первый Самый тонкий Есть цветок с названьем нежным Как привет капели звонкой, Называется подснежник.

Слайд 6

Мать и мачеха Золотые лепестки, хрупкий стебелёк, Распустился у реки солнечный цветок. Только тучка набежала, сжались лепесточки На зелёных стебельках – круглые комочки.

Слайд 8

Радуга Радугу можно наблюдать на небе в теплое время года, когда капает мелкий, частый, теплый дождик. И в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко: солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки образуется радуга.

Слайд 9

Природа ожила и ждёт прихода лета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АХ, ЭТИ РУССКИЕ СКАЗКИ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  И  ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АХ, ЭТИ РУССКИЕ СКАЗКИ»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Экскурсия в зоопарк».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Экскурсия в зоопарк»....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: Природа весной.

Расширяет  представления детей о характерных признаках весны, учит находить эти признаки самостоятельно; развиватет умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать и...

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» с использованием интерактивных методов.

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе   «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» с использованием интерактивных методов....

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе «Весна»

Цель: Обобщить представления детей о весне. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксацииЗада...

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте на тему: «Весна-Красна» для детей подготовительной группы

Цель: активизировать развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.Задачи:Образовательные: -активизировать и расширить словарный запа...