Комплексное интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему " Радость послушания"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Алиева Айнура Арифовна

Конспект открытого занятия  по программе " Истоки " " Воспитание на социокультурном  опыте с детьми старшей группы на тему " Радость послушания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_duh.odt26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Радость послушания.

  1. Программное содержание:

1) Продолжать дальнейшее освоение социокультурной категории «Светлая Надежда»

2) Развивать у детей мотивацию к послушанию взрослым.

3) Развивать адекватную самооценку.

Дети встают в круг:

 

Встаньте дети быстро в круг ты мой друг и я твой друг

крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица с кем бы мне здесь подружиться

очень всех я вас люблю, и со всеми я дружу.

Предложить сесть на стульчики.

 Ребята , а теперь послушайте :

 Радостью наполняются сердца родителей, когда сын или дочь с готовностью откликаются на высказанную просьбу, прислушиваются к доброму совету.

Глубокую печаль чувствуют мать и отец когда дети не прислушиваются к родительским наставлениям, предостережениям.

Условием истинного послушания является взаимная любовь детей и родителей.

Воспитатель предлагает ответить на вопрос:

  • Что такое послушание? ( Ответы детей)
  • Почему родители стремятся к тому, чтобы дети их слушались.?( Ответы детей )
  •  Воспитатель:   Слово «послушание» происходит от слов слушать, слышать. Послушный (слушающий, слышащий есть тот, кто исполняет то, о чём ему говорят, что от него требуют. Исполняет-значит слушает, значит слышит.
  • Именно поэтому Иисус Христос говорил о непослушных людях так: «Имеют уши и не слышат»
  •  Быть послушным—значит внимательно выслушать то, о чём тебя просят, и сразу же сделать это. Послушным детям не надо много раз повторять одно и тоже. Они с радостью повинуются родителям, потому что любят их. Но есть много детей, которым нужно много раз повторять: «Будьте послушными»  . А от непослушания бывают огорчения, слёзы, боль, разочарование, наказание. Мама с папой огорчаются .
  • В каких знакомых вам уже сказках, говорится о послушании? («Царевна лягушка», «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек») .

Обратить внимание на волшебный сундук.

Чтобы узнать, что лежит в нём нужно отгадать загадку:

 Не куст, а с листочками

 не рубашка, а сшита,

не человек, а рассказывает.  (Книга)

Достать и показать книгу со сказкой «Гуси - лебеди».  

Обратить внимание, что в сундуке есть ещё что – то.

 Посмотреть, там косынка и фуражка. Кому принадлежат эти вещи? (Алёнушке и Иванушке из сказки«Гуси — лебеди»).

-В чем ослушалась девочка родителей в сказке «Гуси- лебеди»?

 Ответы детей .(Оставила братца одного и убежала гулять) .

-Почему девочке сначала отказались помогать, а затем помогли речка, печка, яблонька? ( Ответы детей)                                                                                                  (Сначала девочка не послушалась их, а затем, чтобы спастись от гусей- лебедей, проявила послушание: попила киселька с молочком, съела ржаной пирожок и лесное яблочко) .

Чему она учит?  ( Ответы детей)   . (послушанию)

- Как вы думаете, Машенька ещё раз оставит брата одного? ( Ответы детей).

- Я тоже так думаю, что она будет слушаться родителей. Родители ей доверяют и надеются на нее. У некоторых из вас тоже есть братики и сестрички, у кого младшие, у кого старшие. И родители доверяют старшим детям нянчиться с младшими.

- Почему они доверят? (Они надеются на старших детей. Старшие заботятся о младших).

Что является главным в сказке «Аленький цветочек»?

После того как дети угадывают, воспитатель достает из сундука   аленький цветочек.

Как младшая дочь спасла своего отца? ( Ответы детей ) ( Она согласилась идти жить в замке чудовища). «Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо выручить тебя» .

Почему зверь лесной , чудо морское тепло принял младшую дочь?     (Купеческая дочь сумела оценить необыкновенную щедрость и доброту чудища  и он надеялся , что Настенька полюбит его и с него снимется чары злой волшебницы  ).

-Как в этой сказке проявилась радость послушания?  ( Девочка послушалась отца и этим спасла его; также послушалась чудовища вернулась обратно во дворец тем самым спасла его от чар злой волшебницы).

Объясните, почему вы так думаете.


  • Физкультминутка
  • В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
    Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
    В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
    Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
    Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
    Глаза большие, (Показывают.)
    Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
    Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
    Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Воспитатель предлагает детям на ощупь определить, что или кто спрятался в сундучке.

После того, как угадывают, достаёт игрушку-лягушку.

-В чем проявилось послушание Ивана-

царевича? (Пустил стрелу, женился на царевне лягушке, как велел государь- отец, выполнял его просьбы) .

-Если всегда слушаться родителей, то в итоге всегда будут все счастливы.

Мы проявляем послушание не только тогда, когда прислушиваемся к советам старших, но и тогда.когда выполняем установленные правила. Например: «Мой руки перед едой», «Переходи дорогу только на зелёный сигнал светофора, не забывая смотреть по сторонам».

Давайте мы с вами немного поиграем  то есть   составим правила жизни в нашей группе, а чтобы было легче, мы разделимся на 2 группы (выбор лидеров).

Игра проводится с мячом  . Дети одной группы  говорят правила послушания  и бросают мяч ребенку из другой группы и так до последнего ребенка.

  1. Дружно играть,
  2.  не ссориться,
  3. Нужно  договариваться.

4. В спальне соблюдать тишину.

  1. Беречь книги,
  2.  Беречь игрушки, пособия и вещи.
  3. Не разговаривать за столом
  4. После игры убирать за собой игрушки.
  5. уважать Старших.
  6.  Здороваться со всеми взрослыми


В жизни часто происходит всё по-другому.

К сожалению, далеко не все дети радуют своих родителей. Многие причиняют им одни только печали. Больно сжимается сердце, когда видишь детей, не почтительных к своим родителям.

Проснулся ребёнок — мать просит его встать, умыться; а он как будто не слышит слов матери; разве когда отец прикрикнет на него, тогда только он встрепенется и как будто приступит к делу, медленно, нехотя..... Многие дети привыкли капризничать за столом: привередничают, отказываются от еды — одно сладкое им подавай. Есть дети ленивые, которые не хотят выполнить даже легко поручение своей матери. Попросит его мама сходить куда-нибудь, а он, вместо того, чтобы исполнить её просьбу, наговорит ей кучу возражений: «Да как я пойду, да я не знаю дороги, да я боюсь туда идти....» Или же прежде поторгуется, выпрашивая гостинцев за исполнение дела. А иной и совсем не послушается матери, убежит куда-нибудь надолго и там играет с подобными себе озорниками, пока не захочется ему есть. Тогда только вспомнит про мать: лисьими шагами подходит к дому и всякими неправдами  старается увернуть от заслуженного наказания. Постепенно эти дети теряют уважение к родителям: их не трогают ни уговоры, ни наказания. Такие дети-печаль и позор родителям.

  • Как нужно относиться к родителям?

(ответы детей)

Надо помнить о божьей заповеди почитания родителей.

«Почитай отца твоего и мать твою»

Ребята, а что значит почитать родителей?

1) Быть всегда вежливым и внимательным к своим родителям.

  • Быть вежливыми мы должны со всеми людьми, тем более со своими родителями. Вежливое отношение может выражаться в вашей заботе о них: спросите, как они себя чувствуют, в чём нуждаются. Например: «Мама, как ты себя чувствуешь? Папа, чем я могу тебе помочь?». Утром можно сказать:  «Доброе утро!». Но не капризничать и не быть недовольным; вечером можно пожелать и доброй ночи. Конечно, это незначительное внимание, но и это очень ценно и приносит радость.

2) Никогда не стыдиться родителей и оказывать им высокое внимание.

  • Имеется в виду не то, какое положение они занимают в обществе, а то кем они являются для вас. В мире они, может, и не на почетном месте, простые рабочие, не имеющие образования.

Но кем бы ни были ваши родители в жизни, он для вас суть представители Бога. Огорчить их-значит огорчить Господа.

Никогда не стыдитесь своих родителей. Они отдают свое здоровье, отказывают себе во многом, даже в последнем куске хлеба.

(рассказ о мальчике)

3) Почитать родителей — это значит ответить любовью на их любовь.

4) Но самое главное почитание есть послушание.

Быть послушным — значит не только делать, что от тебя требуют, (машины и рабы тоже исполняют, что от них требуют), но это значит: подчинить свою волю воле другого и исполнять свой долг с любовью.

  • Но почему же нам трудно слушаться?

Даже если понимаешь, что тебе говорят правильные вещи, всё равно подчиниться не просто.

  • Что нам мешает быть послушными?

(Мешает своеволие, упрямство, дух протеста).

Чтение притчи.

- Послушайте «притчу об отце и сыне» (  Притча это - мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме учит детей думать, развивает интуицию и воображение, научит также находить решение проблем. Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими же ошибками. ).

У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец. Подумал и сделал вот что. Отец вкопал против дома столб и стал в нее гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, третий, четвертый... – и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться – как весь столб бы утыкан гвоздями. Призвал тогда отец сына и сказал: “Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?” Стыдно стало сыну, он и отвечает: “Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить”. Так и повелось. Свершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, свершит другое – второй гвоздь долой, за ним – третий, четвертый, пятый... Быстро пролетело время. И на столбе не осталось ни одного гвоздя. Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: “Ну, вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и столб остался без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь жить спокойно”. На что отец с грустью ответил: “Это так, сынок. Гвоздей-то на столбе не осталось ни одного, но посмотри на него – он весь испещрен зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок”.

Гвоздей нет, но дырки от них остались.

  • Раны на столбе израненные души любящих сына родителей.

Я уверена, что вы послушные дети, радуете старших, заботитесь о младших, добросовестно выполняете любое порученное дело. А если мы с вами будем выполнять все правила жизни в нашей группе, то жизнь наша будет просто замечательной.

А теперь предлагаю вам сделать аппликацию под названием «Плоды послушания и непослушания», для которой предлагается вырезать из цветной бумаги  красного и зеленого цвета яблоки .Плоды послушания имеют — красный цвет, а непослушания — зелёный. Ребята, если вы довольны своим поведением берете красное яблоко, а если вы понимаете, что не всегда поступаете правильно, тогда берете зеленое яблоко.

 Потом каждый ребенок подходит к дереву с зеленным  или с красным яблоком  и наклеивает свой фрукт .




  • Ресурсный круг «Радость послушания»
  • - Я знаю, что вы тоже слушаетесь старших: маму, папу, бабушку, дедушку, воспитателя, потому что взрослые прожили дольше вас и их жизненный опыт богаче.
  • - Расскажите, когда вы послушались взрослых? (Ответы детей) .
  • - Что вы почувствовали, когда послушали взрослых?
  • - А как вы думаете, что взрослые почувствовали, когда вы их послушались?
  • Почему нам так важно прислушиваться к советам старших? (Жизненный опыт большой, богатый; доверяют опыту старших; они умеют отличать добро и зло, учат не делать ошибок на жизненном пути) .


Однажды маме надо было ненадолго уйти из дома, и она решила, что с её детьми ничего не случится  если они посидят дома вместе со своей подружкой. Она сказала детям: « Вы поиграете, а я скоро вернусь. Дверь запру, поэтому вас никто не потревожит». Когда она вернулась, соседка сказала ей: « А ваши дети и ещё какая то девочка были на крыше! Да – да на самом верху!»  Мама открыла дверь и увидела, что дети как ни в чем не бывало, увлечённо играют игрушками. И тогда она спросила: « Вы сегодня случайно не залезали на крышу?» Дочь и сын ответили: « Мы были там, потому что Таня позвала нас. Она сказала, что если выбраться из комнаты через форточку, а потом по лестнице залезть на крышу, можно всё, всё увидеть! Мама огорчилась и сказала: « Нужно слушать маму, а не друзей. Ведь мама желает вам только добра. А если бы вы упали и сломали себе руку или ногу? Ведь лестница у нас старая и кривая». Дочка сказала: « Мамочка, когда я лезла по лестнице, она была ловная». А мама продолжала: « Как много есть на свете детей которые лазили, где не нужно, упали и повредили себе позвоночник, и теперь они всю жизнь болеют и не могут бегать, как другие дети. А есть много и таких детей, которые поломали себе руки и ноги. С вами дети,  тоже могло случиться несчастье, будто злой волшебник покалечил вас, сделав несчастными нас всех».  А в тех семьях, где дети послушны,  родители  всегда  спокойны,  особенно если дети  слушаются с первого раза. 

  • Если в детстве вы не научились послушанию, то, когда станете взрослыми,  у  вас будет много неприятностей.   А Господь и родители очень радуются, когда дети послушны.
  • Вопросы:1. Что значит быть послушным?( Это значит быть всегда готовым выполнять правильно  свои обязанности и просьбы родителей)
  • 2.Для чего нужно учиться быть послушным? ( Чтобы воспитать в себе лучшие качества характера, необходимые для  хорошей жизни.)
  • 3.Какие дети приносят радость своим родителям? А какие огорчение и беспокойство?
  • 4.Что было бы если бы взрослые проявляли бы непослушание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»

дать понятие о духовно – нравственном воспитании- познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.- формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении....

Конспект ООД по истоковедению в старшей группе Тема: «Радость послушания»

Конспект ООД по истоковедению в старшей группеТема: «Радость послушания»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Радость моя» (знакомство с житием преподобного Серафима Саровского)

Данное занятие проводится с детьми подготовительной к школе группы по теме "Радость моя". Проводя это занятие, мы знакомимдетей с житием святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца, ...

Конспект интегрированного занятия по духовно- нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: "Путешествие по России"

Цель:Закреплять знания детей о Родине , её достопримечательностях .Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, уважение к своему народу, его традициям.Воспитывать бережное отношение к Родине, умен...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы на тему:"Ноев ковчег"

Данное занятие можно использовать для ознакомления детей старшей группы дошкольного учреждения  с библейской историей про всемирный потоп. Конспект содержит  описание практического занятия с...

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Толерантность-дорога к миру»

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Толерантность-дорога к миру»...