Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Радость моя» (знакомство с житием преподобного Серафима Саровского)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Анацкая Елена Юрьевна

Данное занятие проводится с детьми подготовительной к школе группы по теме "Радость моя". Проводя это занятие, мы знакомимдетей с житием святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца, развиваем эмоциональную отзывчивость, помогаем детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении,прививаем навыки "служения" ближнему, прощать и просить прощения, пробуждать желание быть похожими на святого. Занятие включает развивающие задание "Разгадай зашифрованную пословицу", динамическую паузу "Свечи", применение наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_radost_moya_na_konkurs_rmo_2018g.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №21 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе

Тема: «Радость моя» (знакомство с житием преподобного Серафима Саровского)

Материал представлен на конкурс методических материалов по духовно-нравственному воспитанию.

Подготовил: воспитатель Анацкая Елена Юрьевна

2017-2018 учебный год

Цель: приобщение детей к духовно-нравственным культурно-историческим ценностям через знакомство с некоторыми событиями из жизни Серафима Саровского, его отношением к людям и животным.

Задачи:

-познакомить дошкольников на доступном для их восприятия уровне с событиями из жизнеописания преподобного Серафима Саровского;

-способствовать развитию патриотизма, раскрыть нравственные категории: трудолюбие, любовь и милосердие к людям,  добро, послушание, уважение к старшим, внимание к ближним;

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» — расширение кругозора в части представлений об окружающем мире.

«Социально – коммуникативное развитие» - развивать эмоциональную отзывчивость. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении, прививать навыки «служения» ближнему, прощать и просить прощения, пробуждать желание быть похожим на святого.

 «Художественно – эстетическое развитие» — формирование эстетического восприятия окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

 «Речевое развитие» -  Развивать умение детей размышлять на духовно-нравственные темы на основе драматизации по рассказу В. Осеевой «Хорошее», высказывать свои суждения о поступках героя, совершенствовать художественно-речевые и  исполнительские навыки, в драматизации и при чтении стихотворений.

 «Физическая культура» — развитие физических качеств в процессе двигательной деятельности, связанной с игрой.

Методы и приемы: беседа, вопросы проблемного характера, художественное слово,  динамическая пауза «Свечи»,  активизация словаря (святой, старец, чудотворец, преподобный, монастырь, келья, благословение, исцеление), работа с таблицей «Разгадай зашифрованную пословицу».

Место проведения: группа.

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, компьютерная презентация, икона преподобного Серафима Саровского, атрибуты для театрализованной деятельности, плакат «В Саровском лесу» и картинки для работы с плакатом (изображение Серафима, медведя, зайца, лисы, бревенчатого домика, птиц и т.д.).

Предварительная работа: беседа «Кто такие святые?», экскурсия в храм и на колокольню, слушание колокольного звона, чтение пословиц и поговорок по нравственной тематике, дидактическая игра «Объясни слово»

 Ход образовательной деятельности.

Театрализованная деятельность по рассказу В.А. Осеевой «Хорошее»

Действующие лица:

Автор

Мальчик Юра

Сестренка Юры

Няня

Пес Трезорка

Мама

Автор. Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и думает:

Юра. Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!

Автор. А сестренка тут как тут.

Сестренка. Погуляй со мной, Юра!

Юра. Уходи, не мешай мне думать!

Автор. Обиделась сестренка, отошла. А Юра думает.

Юра. Вот если бы на няню волки напали, а я бы их застрелил!

Автор. А няня тут как тут.

Няня. Убери посуду, Юрочка!

Юра. Убери сама – некогда мне!

Автор. Покачала головой няня. А Юра опять думает.

Юра. Вот если бы Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!

Автор. А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет.

Трезорка. Дай мне попить, Юра!

Юра. Пошел вон! Не мешай мне думать!

Автор. Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошел.

Юра. Что бы мне такое хорошее сделать?

(Мама гладит Юру по голове)

Мама. Погуляй с сестренкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору

. Беседа и обсуждение с детьми по содержанию инсценировки.

Воспитатель. О каких делах мечтал Юра?

Ответы детей.

Воспитатель. А как поступал на самом деле?

Ответы детей.

Воспитатель. Надо ли дожидаться беды или можно найти хорошие дела и в обычной жизни?

Ответы детей.

Воспитатель подводит итог. Юра мечтал о много. В мыслях он был спасателем, защитником, а на деле не только не помогал, но и был грубым, доставлял огорчения своим близким людям.

Воспитатель. Что бы вы посоветовали Юре?

Ответы детей.

Обсуждение «Почему добро не умирает?»

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам подумать и ответить на вопросы.

Помощь друг другу – это доброе дело или злое?

Послушание родителям и старшим – это доброе или злое дело?

Помощь старым людям – это доброе или злое дело?

А какие дела дольше помнят люди: добрые или злые?

Работа с зашифрованной пословицей

Воспитатель. Ребята, прочтите зашифрованную пословицу.

Добро не умрет, а зло пропадет.

Знакомство с житием преподобного Серафима Саровского, Чудотворца.

Показ слайдов педагогом.

Воспитатель. (Слайд №1) Сегодня, ребята, я расскажу вам о жизни очень доброго человека, он любил Господа Бога больше всего на свете и с Божьей помощью помогал людям в самых трудных случаях в жизни, лечил больных, молился за всех людей. Этого святого звали Преподобный старец и Чудотворец Серафим Саровский.

Много лет назад родился в городе Курске в купеческой семье Мошниных мальчик. Родители Исидор и Агафья были счастливы. Назвали мальчика Прохором. С раннего детства Прохор полюбил Бога, и Бог хранил мальчика в несчастьях и болезнях.

(Слайд №2) Однажды в детстве он был спасен чудесным образом. Когда Прохору было 7 лет, мама взяла его на строительство церкви. Они поднялись на самый верх колокольни, где еще не было перил. Вдруг мальчик оступился и с огромной высоты на глазах у мамы упал на землю, но остался невредим.

 Ребята, вы видели, какая высокая колокольня в храме Александра Невского в нашем городе? И если упадешь с такой высоты, то не выживешь.

(Слайд №3)Но Прохора будто кто-то невидимый подхватил и поставил на ноги. Так произошло первое чудо.

(Слайд №4) А второе чудо произошло, когда очень тяжело заболел мальчик и во сне ему явилась Божья Матерь и сказала, что он поправится.

(Слайд №5) Мама приложила сына к образу Пресвятой Богородицы и он выздоровел.

Ни дня не мог провести мальчик без храма и всей душой стремился к Богу. Ему очень хотелось уйти в монастырь и стать монахом, чтобы молиться Господу о спасении людей.

(Слайд №6) Простился юноша со своей матушкой. Мама благословила сына, значит, разрешила, одобрила его решение. Она дала ему медный крест, который Прохор носил на груди всю свою жизнь.

(Слайд №7) Спустя некоторое время в монастыре его постригли в монахи. И дали ему новое имя – СЕРАФИМ. Это имя означает «пламенеющий любовью к Богу». Чтобы никто не мешал ему молиться, Серафим взял благословение уйти из монастыря в лес.

(Слайд №8) В дремучем лесу он  построил себе маленький бревенчатый домик, который называется келья.

Батюшка Серафим ходил в одной и той же одежде зимой и летом. Питался овощами со своего огородика.

(Слайд №9) Но однажды напали на батюшку разбойники и избили его почти до смерти. Они думали, что у Преподобного есть деньги, но в кельи ничего не было, кроме иконы и книг. Когда разбойники были пойманы, Серафим просил отпустить их без наказания, а злодеи в скором времени раскаялись и просили у него прощения.

(Слайд № 10) От полученных ран старец очень страдал, но ему вновь явилась Пресвятая Богородица с апостолами, и он поправился.

(Слайд № 11) Правда, спина его от побоев, ран и болезней так навсегда и осталась согбенной. Он ходил всегда опираясь на палку. Таким его потом и стали изображать на иконах.

(Слайд № 12)Серафим Саровский усердно молился. Он простоял на камне тысячу дней и ночей, молясь Господу о людях и обо всем мире.

(Слайд №13)Сила молитвы его была так велика, что ее чувствовали и дикие звери. У кельи собирались волки, зайцы, лисицы. Кончив молитву, отец Серафим выходил из кельи и делился своей едой со зверьем.

(Слайд № 14) А особенно дружил Серафим Саровский с медведем.

(Слайд № 15)Шестнадцать лет провел Серафим в лесной пустыньке. А потом вернулся в монастырь. Много людей приходило к нему каждый день.

(Слайд № 17)  Всех старец встречал словами: «Христос воскресе, радость моя!» - говорил он с любовью и помогал каждому молитвой и добрым словом. И по его молитвам совершалось множество чудес.

Динамическая пауза «Свечи»

В храме мы – в гостях у Бога

Всюду свечи – много-много

Руки, сведённые вместе, выносят вперёд-вверх, через стороны опускают вниз. Правую руку отводят в сторону и делают поворот  тела вправо, не отрывая ног от пола/то же – влево,

Мы на цыпочки привстанем,

Чтоб самим свечу поставить.

Привстают на цыпочки с поднятой вверх правой рукой/, опускаются.

Зажигают свечечки

Мальчики и девочки

Поднимаются на цыпочки с поднятой вверх правой рукой,

Ставят пред иконами

С низкими поклонами

Не спеша крестятся и кланяются,

И молитвы тех ребят

К Богу, как стрела, летят.

Смотрят вверх и делают взмах обеими руками

 

   

Продуктивная деятельность «В Саровском лесу»

Воспитатель. Ребята, здесь на плакате изображен дремучий Саровский лес. Но сейчас в этом лесу пусто, никого нет. Я предлагаю вам расположить здесь келью батюшки Серафима, его самого, медведя, других зверей и птиц. Дети работают под легкую спокойную музыку.

Воспитатель. Молодцы, теперь наш лес стал живым, в нем появились обитатели.

Ребята, Серафим Саровский не совершил подвигов на войне, не сделал великих научных открытий, не оставил после себя знаменитых произведений искусства. Но его знают все русские люди. Потому что Серафим показал такую любовь к ближнему, которой хватило бы на целый мир. Возможно ли и нам с вами научиться такому великодушию? Любой путь начинается с первого шага.

Чтение детьми стихотворений из книги Елены Екимовой «Православная азбука в стихах»

Обидел маму невзначай –

И целый день она грустит,

К ней подойди, не огорчай –

Она всегда тебя простит.

Подвел дружок любимый твой

Не обижайся и не злись,

Смени на милость гнев ты свой

И с ним скорее примирись.

Учись прощения просить,

Обиды в сердце не держать,

Старайся всех людей любить

И никого не осуждать.

Покормил щенка в сторонке –

Он от голода страдал,

С дерева достал котенка –

Кто-то злой его загнал.

Немощной, больной старушке

Молоко и хлеб принес

И любимые игрушки

С мамой в детский дом отнес.

Пусть живет в твоем сердечке

Жалость к тем, кто одинок,

Утешенья ждет словечка, -

Этому нас учит Бог!

Воспитатель. Да, ребята, чем больше будет в нашей жизни добрых дел, любви и прощения, тем великодушней будем и мы с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОО « Познавательное развитие»: Тема: " Учимся быть дружными"

Задачи:-Раскрыть сущность понятия «дружба»;-Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;-Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстникам...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОО " Познавательное развитие" на тему: «Береза — символ России»

Задачи: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе как о символе России.Развивать творческие способности детей; воображ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОО « Познавательное развитие»: Тема: " Цветы ко дню Победы"

Цель.Развивать нравственно – патриотические чувства детей. Уточнить представления детей о том, что растение можно вырастить. Научить узнавать луковицы тюльпана. Дать обобщённое представление о посадке...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию для детей подготовительной группы Тема: «Богатыри земли Русской»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе На тему «Мой родной посёлок Потанино»

Задачи: формировать представления о родном посёлке; продолжать знакомить детей с малой родиной; воспитывать патриотические чувства к своей малой родине; познакомить детей с достопримечательностями пос...