Использование мнемотехники при работе с детьми в ДОУ
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Осипова Ольга Александровна

Использование мнемотаблиц в работе с детьми подготовительной к школе группы для развития памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx853.16 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники при работе с детьми в ДОУ

Подготовили:  педагоги Санкт-Петербургского автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга»

Осипова Ольга Александровна, воспитатель

Руднева Фанни Александровна, воспитатель

Мнемотехника – это метод, который основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего его воспроизведения с помощью изображений.

Цель: Развить память детей.

Задачи:

  • развить психические процессы: мышление, воображение, память;
  • развить сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • упростить процесс запоминания;
  • повысить внимательность;
  • пополнить словарный запас;
  • сформировать правильное звукопроизношение.

Идея метода заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично.

Глядя на эту схему ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, которые помогают ему воссоздать услышанное.

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» - говорил К. Д. Ушинский.

Существует 4 этапа мнемотического запоминания:

  1. Кодирование в образы;
  2. Запоминание (соединение детьми двух образов);
  3. Пересказ информации с опорой на символы;
  4. Воспроизведение мнемосхемы.

В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Дети чаще всего запоминают что-то потому, что какой-то предмет или явление попали в поле их зрения.

Мнемотехника - это прием, который может удержать внимание детей с помощью сюжетных картинок.

Мнемотаблицы просто изготовить самому на любую тему. Спектр их использования очень обширен:

  • они являются дидактическим материалом по развитию речи;
  • их можно использовать при заучивании наизусть;
  • помогают преобразовать образы в символы;
  • развивают мелкую моторику.

В нашей работе с детьми подготовительной группы мнемотаблицы служат материалом по развитию памяти. Это палочка-выручалочка при подготовке к празднику, когда нужно выучить много песен и стихов. Скучный и неинтересный процесс заучивания превращается для детей в игру. Совместно с детьми текст разбивается на отрывки по смыслу и каждому отрывку придумывается своя картинка. Детям легче воспроизвести текст, опираясь на картинки, у них пропадает страх ошибиться и что-то сказать не так.

При работе с мнемотаблицами нами достигаются следующие результаты:

  • У детей появляется интерес к заучиванию;
  • Словарный запас детей выходит на более высокий уровень;
  • Дети, преодолевая страх ошибиться и застенчивость, учатся свободно держаться перед публикой.

«Крейсер Аврора»

C:\Users\Виктор\Desktop\Новая папка\P1014892.JPG

Дремлет притихший северный город
Низкое небо над головой
Что тебе снится крейсер Аврора
В час когда утро встает над Невой
Что тебе снится крейсер Аврора
В час когда утро встает над Невой

Волны крутые штормы седые
Доля такая у кораблей
Судьбы их тоже чем-то похожи
Чем-то похожи на судьбы людей
Судьбы их тоже чем-то похожи
Чем-то похожи на судьбы людей

«Петербургский вальс»

C:\Users\Виктор\Desktop\Новая папка\P1014890.JPG

Посмотрите, красивый наш город какой,

Чайки с криком летят над широкой Невой,

А у самой Невы Медный всадник стоит,

И на нас Петр Первый глядит.

Солнце вдруг засветило над тихой Невой,

Петропавловский шпиль засиял золотой,

В нашем городе столько музеев, дворцов,

И так много красивых мостов.

Основал Петр Первый наш город большой,

Чтобы жили мы в нем очень дружно с тобой,

Чтобы город любили, его берегли,

Чтобы им любоваться могли.

«Прощальная песня»

C:\Users\Виктор\Desktop\Новая папка\P1014891.JPG

1. Пришла пора прощаться.

Прощай, наш детский сад!

Хотелось бы остаться,

Но школа ждет ребят!

Припев: (повторяется 2 раза)

До свиданья, воспитатели!

С вами мы в последний раз.

Сколько времени потратили

Вы на маленьких, на нас.

2. Всему нас научили:

Играть, любить, дружить.

Мы никогда не сможем

Наш садик позабыть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

Использование мнемотехники в работе с детьми младшего возраста

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо про...

"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей. Материал консультации знакомит с историей мнемотехники, актуальностью её использования в ДОУ, методами и приёмами мнемотехники, а также расскажет о том, что такое мнемот...

Использование мнемотехники в работе с детьми

Консультация для педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми...

Использование мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Мнемотехника - техника запоминания информации. Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную через зрительное восприятие образов. В статье п...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...