Использование мнемотехники в работе с детьми младшего возраста
календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме

Медведева Виктория Александровна

 

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо процессов (процесс умывания, одевания и т.д.).

Целью мнемотехники является развитие  мыслительных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, т.к.  они связаны с полноценным развитием речи ребенка.

Использование приемов мнемотехники позволяет сформировать у детей связную, последовательную и грамматически правильную речь. Таким образом, при  работе с мнемотаблицами мы помогаем детям:

                      -обогатить словарный запас

                     - формируем умение составлять рассказы, пересказывать художественную литературу

                     - заучивать стихотворения

Так же,  у детей увеличиваются знания об окружающем мире, появляется желание придумывать интересные истории (например: придумай и нарисуй сказку),увеличивается словарный запас.

В своей работе я использую разные приемы и методы: мнемотаблицы, мнемодорожки, коллажи, тактильные дощечки. Детям очень нравится самим составлять сказку. Так мы придумывали сказку с помощью готовых схем.

Таким образом, используя в своей работе приемы мнемотехники, я увидела, что у детей появился интерес , дети с удовольствием играют, у них увеличивается словарный запас и они стали более четко и ясно выражать свои мысли.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Содержание программы в младшей группе                                                      по мнемотехнике

№ п/п

Срок реализации

Перечень тем и занятий

Используемые материалы

Цели

1

декабрь

Сказка «Маша и медведь»


Разучивание по коллажу потешки про мышку.

«Почини коврик» (заплатка -геометрическая  фигура).

Разучивание стихотворения «Снежный ком».

Разучивание по коллажу стихотворения « Вырастала елка»

«Отгадай на ощупь» (тактильные дощечки)

Разучивание стихотворения по коллажу «Миша маленький медведь..»

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Артикуляционная гимнастика на звук М.

Набор коллажей по сказке «Маша и медведь».

Набор мнемодорожек, таблиц по времени года «зима».Набор тактильных дощечек. Листы бумаги, карандаши. Рисование Мышки-норушки. Написание букву М. Рисование «украсим чашку».Физкультминутки на звук М.




Познакомить детей со звуком М.

Обучение четкой ,правильной артикуляции. Познакомить детей с характерными особенностями времени года «Зима».

Продолжать развивать у детей разные виды памяти (зрительную, двигательную, слухо-вую, тактильную). Продолжать формировать у детей связную речь с опорой на наглядность – «коллаж» и мнемотаблицу.

2

январь

Сказка «Рукавичка»

Составление сказки «кошка и три котенка»

Разучивание стихотворения П.Воронько «Пирог»

Работа с мнемотаблицей на слово «зима».

Заучивание стихотворения «Снежный кролик»

Дидактическая игра «Кто спрятался»

Артикуляционная гимнастика на звук Д.

Набор коллажей и мнемотаблица по сказке «Рукавичка» . Набор мнемодорожек по времени года «зима»

Мнемотаблица к стихотворению «Пирог».

Загадки про елочку.

Украсим рукавичку для друга. Физкультминутка «Прыгаем, как зайчики»,

Физкультминутка на звук Д.

Рисование «украсим елочку» . Загадки про собаку. Тактильные дощечки «узнай на ощупь»

Подвижная игра «Лохматый пес»

Познакомить детей со звуком Д. Обучение четкой и правильной артикуляции. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями  времени года «зима». Продолжать развивать у детей умственную активность, наблюдательность, сообразительность.

3

февраль

Сказка»У солнышка в гостях»

Разучивание потешки по коллажу «Курица»

Заучивание стихотворения «Ягодки рябинки»

Заучивание стихотворения « Ручей» (физкультминутка)

Сказка о веселом язычке.

«Давайте вместе поиграем»( блоки дьенеша)

Артикуляционная гимнастика на звук И. Набор коллажей и мнемотаблица к сказке. Набор мнемодорожек  по времени года «зима»

Игра «Снежки»

Рисование буквы И. Игра «Чего не стало»

Мнемотаблица к стихотворению «Ягодки рябинки»

Набор тактильных дощечек.   Коллаж  к сказке о веселом язычке.

Блоки дьенеша.

Познакомить детей со звуком И. Обучать четкой и правильной артикуляции. Продолжать знакомить детей на основе мнемотаблицы с характерными особенностями времени года «зима». Продолжать развивать познавательную активность, память, внимание, мышление.

4

март

Сказка «Заюшкина избушка»

«Вспомни букву, назови сказку»

Игра «Чего не стало».

Составление описательного рассказа на тему «Моя мама»

Разучивание потешки по коллажу «Ай, ду-ду»

Артикуляционная гимнастика на звук В. Набор коллажей и мнемотаблиц к сказке и по времени года «весна».

Плоскостное изображение елочки с буквами, уже знакомыми детям.

Физкультминутка «Мишка косолапый»

Мнемотаблица на тему «Моя мама»

Рисование « Портрет Винни-Пуха»

Физкультминутка на звук В.

«Вспомним сказку по коллажу».

Написание буквы В.

Тактильные дощечки « кто в домике живет»

«Выложи из палочек домик» , схема, наборы счетных палочек.

Познакомить детей со звуком В. Обучение четкой и правильной артикуляции. Познакомить детей с характерными признаками времени года «весна». Продолжать развивать у детей умственную активность, наблюдательность. Упражнять детей в графическом изображении буквы В.

Упражнять детей выкладывать геометрические фигуры , используя палочки, работать последовательно, по схеме.

5

апрель

Сказка «Коза-дереза»

Составление рассказа «Прогулка в лес»

Составление рассказа к слову «коза»

«Подбери ключик к замочку»

«Сосчитай цветочки»и аппликация «Собери цветок»

« Собери картинку»

Артикуляционная гимнастика на звук К.

Набор коллажей и мнемотаблиц к сказке, по времени года «весна».

Набор схем-движений для физкультминутки.

Набор коллажей для составления рассказа « Прогулка в лес»

Мнемотаблица к слову «коза»

Физкультминутка «Котенок»

Рисование котенка.

«Построим домик» (счетные палочки)

Ключи и замочки. Вырезанные из картона.

Физкультминутка на звук К.

Набор разноцветных цветов.

Разрезные картинки.



Познакомить детей со звуком К. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времени года «весна». Продолжать развивать у детей память, мышление, внимание. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Упражнять детей делать движения по схеме.

Упражнять в счете предметов: по одному , по два, много.

Упражнять детей собирать изображение из частей: 2-х, 4-х, 6-ти.

6

май

Сказка «Теремок»

«Напиши буквы»и «Вспомни сказку по коллажу»

Составление рассказа  к слову «весна» по мнемотаблицам.

Составление сказки по мнемотаблице «Лиса и кувшин»

Разучивание стихотворения «Пчела»

Артикуляционная гимнастика на звук Т.

Набор коллажей и мнемотаблиц к сказке.

Подвижная игра «Птенчики в гнездышках»

«Выложи домик из палочек»

Набор пройденных букв, красный и синий карандаши.  Набор коллажей по пройденным сказкам.

Выложи букву из палочек по образцу.

Физкультминутка на звук Т.


Познакомить детей со звуком Т. Продолжать знакомить на основе мнемотаблицы с характерными признаками времени года «весна». Развивать у детей интеллектуальные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей. Материал консультации знакомит с историей мнемотехники, актуальностью её использования в ДОУ, методами и приёмами мнемотехники, а также расскажет о том, что такое мнемот...

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младшего возраста».

«Учите ребёнка, каким – ни будь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский....

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»...

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Мнемотехника — система методов, дающая возможность запомнить информацию при помощи ассоциаций. Использовать мнемотехнические приемы в можно и нужно в работе с детьми дошкольного возраста. Эта ме...

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Использование приёмов мнемотехники для дошкольников обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей заметно обл...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...