конспект нод по развитию речи " Викторина по рассказам М. Пришвина"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Семенова Светлана Александровна

Конспект — занятия « По рассказам М. Пришвина

 

Задачи: Учить детей участвовать в коллективном разговоре, содержательно строить высказывания.

Способствовать формированию наблюдательности в окружающем мире, воспитывать доброе отношение к природе, замечать красоту природы.

Расширять знания детей о лесе, его обитателях.

Развивать речь, внимание.

 

Предварительная работа: Чтение рассказов М. Пришвина « Золотой луг», « Ёж», « Лисичкин хлеб» Беседа о прочитанном. Прослушивание музыки с голосами птиц, леса. Рассматривание иллюстраций, картин с природой.

 

 

Воспитатель: Ребята, мы с вами всю неделю знакомились с рассказами М. Пришвина. И вот нам из редакции, где печатаются книги, пришла посылка. Вы хотите посмотреть, что там внутри.

Дети: ДА

( открываем посылку и достаём из неё много писем)

Воспитатель: Ой, ребята, как много писем и они все для нас. А давайте с вами посчитаем сколько же их здесь.

( На конвертах написаны цифры, воспитатель ,вместе с детьми, считают их и раскладывают на столе по порядку)

Воспитатель: Ребята, я так думаю на конвертах не зря написаны цифры, Как вы думаете какой конверт мы должны открыть первым.

Дети: Первый конверт мы должны открыть с цифрой один.

Воспитатель: Давайте тогда вернёмся к первому письму и посчитаем все письма в обратном порядке.

( Дети вместе с воспитателем считают письма в обратном порядке и открывают конверт с цифрой 1)

Читаем письмо:

Здравствуйте ребята!

Я представитель редакции « Добрый сказочник». Я знаю, что вы познакомились с некоторыми рассказами М. Пришвина, а ещё я знаю, что вы очень любите играть, и я вам предлагаю принять участие в необычной игре, где понадобится ваша смекалка, сообразительность, ваши творческие способности. Для игры я приготовил несколько конвертов с заданиями, открыв их последовательно и выполнив все задания, в конце игры вас ожидает сюрприз.

Воспитатель: Ну. что ребята вы хотите поиграть ? ( Да)

Вы готовы выполнить все задания? ( Да)

Тогда какой конверт мы должны с вами открыть следующим? ( С цифрой 2)

( Открываем конверт и читаем задание)

Задание: Посмотрите в посылку, там лежат предметы, подумайте и скажите к каким рассказам М. Пришвина они относятся. ( игрушка Ёж - «Ёж», кусочек хлеба - « Лисичкин хлеб», Картинка с одуванчиками - « Золотой луг»

Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы с вами и справились с первым заданием. Следующий конверт мы откроем с какой цифрой? ( С цифрой 3)

Задание: Постарайся и ответь на мои вопросы правильно.

Вопросы к рассказу « Ёж» :

1. Где произошла встреча с ежом в рассказе «Ёж»

( На берегу ручья, под кустом)

2. Как ёжик оказался у героя дома? ( Герой палочкой скатил

ежа из ручья в шляпу и понёс его домой)

3. Где в доме ёжик затихал? ( Под кроватью)

4. Что делал ёж, когда человек зажигал лампу? ( Ёжик думал, что это луна, а при луне ежи любят бегать по лесным полянкам, поэтому он тоже начинал бегать по комнате)

5. Что перетаскивал себе в гнездо ёжик? ( Яблоки)

6. Чем угощал ёжика человек? ( Молочком и булочкой)

 

( Правильные ответы появляются на экране)

 

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно ответили на все вопросы. И так по какому рассказу я задавала вопросы? ( По рассказу « Ёж»)

Воспитатель: Продолжим открывать конверты? ( Да)

С какой цифрой мы откроем следующий конверт? ( С цифрой 4)

Задание: Соберите картинки и вы поймёте к каким рассказам они относятся. ( Дети собирают картинки и определяют к каким рассказам они относятся.) Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. Давайте откроем следующий конверт с номером …. ( 5 )

Задание: Постарайся и ответь на мои вопросы правильно.

Вопросы к рассказу « Лисичкин хлеб»:

1.Что было в тяжёлой сумке у героя, когда он вернулся из леса?

( Добыча - тетерев, грибы, ягода костянка, ягода черника, ягода брусника, ароматный кусочек сосновой смолы, трава кукушкины слёзки, валериана, заячья капуста, кусочек чёрного хлеба.)

2. Как деревья сами смолкой лечатся?

( Охотник воткнёт топор в дерево, повесит сумку, отдохнёт, потом вынет топор, а из ранки бежит смолка, она ранку и затянет.)

3. Как в сумке оказался чёрный хлеб?

( Герой брал его с собой в лес — перекусить, когда будет голодно.)

4. Почему Зина всегда ела до конца только чёрный хлеб?

( Она думала, что он лисичкин, из леса, считала его вкуснее своего.)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. Ну, что продолжим открывать конверты, какой конверт мы будем открывать следующий? ( С цифрой 6)

Задание: А теперь ребята попробуйте отгадать загадки.

 

Оно весной нас веселит,

А летом знойным холодит

Осенью питает, зимой согревает.

( Дерево)

 

Он в лесу живёт под ёлкой.

Носит острые иголки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь колючий братец … ( ёжик)

 

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился... ( одуванчик)

 

 

Много ягоды в лукошках,
Тут и клюква, и морошка.
Вот чернеет ежевика,
Рядом – красная ...
(Брусника)

 

 

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки

(Гриб)

 

 

 

Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали все загадки. Я вижу вы немного устали, давайте с вами немножко отдохнём и сделаем физминутку.

Физминутка: Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки качнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажут,

Крылья сложили назад.

Воспитатель: Вот мы с вами немножко отдохнули и можно продолжать, с какой цифрой мы откроем следующий конверт? ( с цифрой 7)

Задание: Постарайся и ответь на мои вопросы правильно.

Вопросы к рассказу « Золотой луг»:

1. Какая забава была у ребят в рассказе « Золотой луг»

( Неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семенами одуванчика)

2. Почему луг назвали « Золотым»?

( Он был золотым от множества одуванчиков)

3. Отчего луг утром был зелёным, а около полудня опять золотым?

( К ночи одуванчики закрываются — спят, поэтому луг зелёный, а к полудню раскрываются — просыпаются, поэтому луг опять золотой.)

4. Почему для детей одуванчики стали интересными?

( потому что они ложились спать и просыпались вместе с детьми.)

Воспитатель: Ребята и на эти нелёгкие вопросы вы ответили правильно, давайте продолжим и откроем следующий конверт с цифрой …. ( 8 )

Задание: Ребята это задание отличается от других, если прежде вам надо было больше думать, то теперь ваша задача сделать своими руками. Обратите внимание на стол, перед вами лужок, обычный, зелёный лужок. Ваша задача украсить лужок, сделать его красивым. ( Выполнение коллективной работы)

Воспитатель: Ребята посмотрите какая у нас красивая полянка получилась. А теперь садитесь на стульчики , отдохните и послушайте стихи.

( Дети читают стихи)

 

С неба солнышко пригрело -

Птичка песенку запела.

И расцвёл от песни той

Одуванчик золотой.

Огляделся, улыбнулся,-

Хорошо — то как вокруг!

И воскликнул: - Я проснулся!

Здравствуй солнце!

Здравствуй луг!

И. Михайлова

 

 

 

Одуванчик золотой

Распустился под горой.

Оглянулся: - Что такое?

Словно море золотое!

Одуванчиков уж сотни:

У дороги, в подворотне,

В огороде, на лугу,

Даже в сумрачном логу...

В шляпках солнечных стоят,

Завораживают взгляд!

Л. Микрюкова

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Какие красивые стихи для нас прочитали дети, молодцы!

Ну что продолжи и откроем следующий конверт под цифрой ...( 9)

Задание: Ребята, вы все молодцы, отлично справились со всеми заданиями. Назовите ещё раз рассказы М. Пришвина. ( « Золотой луг», « Ёж», «Лисичкин хлеб» ) Молодцы! Ребята я знаю, что вы очень любите танцевать, и поэтому я дарю вам знакомую для вас песенку, а вы под неё можете потанцевать. ( Танец детей)

Воспитатель: Ребята у меня в руках остался последний конверт с цифрой …

( 10) Откроем его. ( Да ).

Задание Ребята найдите домик и там вас ожидает сюрприз. ( Дети находят домик, а в нём и сладкий сюрприз)

 


 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказов на тему из личного опыта « моя семья»

Цель: Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и в...

занятие по развитию речи "Пересказ рассказа М.Пришвина "Журка"

Пересказ рассказа с использованием разных способов запоминания и воспроизведения текста...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект по развитию речи : Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг" в подготовительной группе

План (конспект) НОД по развитию речи Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе.Автор-разработчик: Демьянова Н.А.Длительность: 30 минут.Цель: формирования устной ...