занятие по развитию речи "Пересказ рассказа М.Пришвина "Журка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Фомичёва Наталья Юрьевна

Пересказ рассказа с использованием разных способов запоминания и воспроизведения текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида № 35 «Эврика»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

«Пересказ рассказа М.Пришвина «Журка»

Фомичёва Н.Ю.,

воспитатель

г.о.Королёв, 2018г.


Занятие по развитию речи в средней группе

 «Пересказ рассказа М.Пришвина «Журка»

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством русских писателей через разные виды деятельности.

Задачи: - учить детей пересказывать небольшие литературные произведения, опираясь на вопросы воспитателя и серию сюжетных картинок;

- развивать связную речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику;

- воспитывать культуру общения: умение выслушать товарища, не перебивать говорящего, не выкрикивать с места.

Материалы и оборудование: портрет Михаила Пришвина, текст рассказа М.Пришвина «Журка», иллюстрации к рассказу, магнитная доска, магниты, указка, диктофон, квадраты зелёной бумаги 7*7см и простой карандаш на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульчиках перед магнитной доской, на которой стоит портрет М.Пришвина.

Восп. – Ребята, сегодня я вам прочитаю рассказ Михаила Пришвина, который мне очень понравился, и я думаю, понравится вам. Называется он «Журка». Ваша задача – слушать внимательно и ответить на два вопроса:

- Кто такой Журка?

- И почему, по вашему мнению, мне понравился рассказ?

Воспитатель читает рассказ. После прочтения ребята отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель – Так кто же такой Журка? (журавль)

- Откуда он взялся? (его поймали)

- Что сделали люди, чтобы журавлик не улетел? (подрезали ему крылья)

- Чем кормили Журку? (лягушками)

- Кто больше всех привык к журавлю? (жена писателя)

- Почему? (потому что он повсюду ходил за ней)

- Что случилось у колодца? (журавлик увидел лягушку и полетел за ней на середину болота)

- Как вернули журавля? (позвали «Фру-фру»)

- Чем его решили порадовать? (решили угостить лягушками)

- Сколько лягушек он съел? (43)

Воспитатель – Молодцы, ребята. Как хорошо вы всё запомнили. Но кое-что забыли. Что же? Давайте послушаем рассказ ещё раз, но мне нужна ваша помощь. Будем рассказывать вместе. Хорошо?

Воспитатель выставляет на магнитную доску картинки по одной, дети по цепочке пересказывают рассказ.

Раз было у нас - поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую - проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.


Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить - и Журка с ней, она в огород - и Журке там надо.

   

И в поле ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребёнку, и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится - нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница.

Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься.


Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула - и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слёзы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!»

Мы все прибежали к колодцу.
Видим: Журка далеко, на середине нашего болота сидит.
- Фру-фру! - - кричу я.
И все ребята за мной тоже кричат:
-Фру-фру

И такой умница! Как только услыхал он это наше "фру-фру" сейчас мах-мах крыльями и прилетел.

Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята много набрали. Принесли Журке лягушек, стали давать и считать. Дали пять - проглотил, дали десять - проглотил, двадцать, тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.  


Физминутка.

Длинные ноги у журавля. – дети ходят, высоко поднимая колени.

Так задумано не зря.

По болоту чтоб ходить,

Лягушат себе ловить.

Длинный клюв у журавля. – дети показывают руками длинный клюв,

Так задумано не зря.               наклоняются вперёд, достают «клювом» до пола.

Лягушат в траве искать,

Как щипцами доставать.

Большие крылья у журавля. – дети взмахивают руками, как крыльями,

Так задумано не зря.                 бегут по кругу.

В тёплые края летать

И поменьше уставать.

Дети возвращаются на стульчики. Воспитатель обращает их внимание на то, что на доске что-то изменилось. (поменялись местами картинки №1 и №2). Дети видят несоответствие и рассказывают, как должно быть.

Затем воспитатель просит ребят закрыть глаза и убирает картинку №5. дети угадывают, какой картинки не стало, и пересказывают эпизод, изображённый на ней.

Воспитатель – Да, ребята, вижу, что вас не запутать. Вы всё хорошо запомнили. А давайте расскажем этот рассказ на диктофон для наших родителей (или под запись воспитателя). Только слушаем внимательно, не перебиваем, чтобы в записи не было посторонних шумов. Кто хочет рассказать?

Дети поднимают руки, воспитатель вызывает двух-трёх ребят, которые пересказывают рассказ поочерёдно (начало, середина, конец). Затем вызывают ещё троих под запись. Остальным  детям предлагается записать этот рассказ дома с родителями.

Воспитатель – Ребята, а вы же не ответили на мой вопрос - почему, по вашему мнению, мне понравился рассказ? (ребята высказывают своё мнение, делясь впечатлениями от рассказа).

Воспитатель подводит итог – Вы правы, мне понравился этот рассказ, потому что я узнала много нового: узнала, что журавля можно приручить, что он откликается на зов «фру-фру» и что очень любит лягушек.

По окончанию занятия воспитатель может предложить желающим детям сделать оригами – лягушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Занятие по развитию речи "Рассказ по картинкам" (старшая группа)

составление рассказов по открыткам с изображениями животных...

Конспект занятия по развитию речи «Рассказ по картине с импровизацией сервировки стола «Пообедаем вместе»»

Конспект занятия поможет воспитателю, учителю-логопеду ДОу в игровой форме закрепить и обогатить знания по лексической теме "Посуда. Сервировка стола. Правила этикета при приеме пищи"....

занятие по развитию речи.рассказ по мнемотаблице

Развитие речи. Обучение рассказу по мнемотаблице.Заяц....

Занятие по развитию речи 2 младшая группа. Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж" , рассказ в стихах А.Крылова "Неприятный случай"

Занятие по развитию речи 2 младшая группа. Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж" , рассказ в стихах А,Крылова "Неприятный случай"...

Занятие по развитию речи "Рассказ об овощах".

Данная презентация является помощником в проведении занятия по пособию Н.С. Голициной "Составление рассказа об овощах" [стр. 62]...