Статья на тему: "Организационная деятельность педагогов по реализации речевого развития с детьми и взаимодействие с родителями".
статья по развитию речи на тему

Кулага Людмила Викторовна

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Речевое развитие ребенка – это первая и самая ответственная задача всей системы образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_kulaga_l.v.docx14.34 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная деятельность педагогов по реализации речевого развития с детьми и взаимодействие с родителями.

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Речевое развитие ребенка – это первая и самая ответственная задача всей системы образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

 Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Воспитатель является активным участником и организатором речевого общения между детьми старшего возраста. Предлагает ребёнку рассказать о своих новостях другим детям, привлекает внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться. В беседе с ребёнком воспитатель обращает внимание на содержание и форму сообщения, деликатно исправляют грамматические ошибки. В свободное от занятий время педагоги индивидуально занимаются с ребёнком, развивая ту сторону речевого развития, которая вызывает у ребёнка затруднения. Воспитатели стараются задавать детям образцы правильной литературной речи, стараются, чтобы речь была чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, выразительная, лаконичная. Включают в речь разнообразные образцы речевого этикета.

Через воспитание интереса к языковому богатству, через развитие умения использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства речь детей становится образной, непосредственной и живой. Эта задача решается через театральную, музыкальную, познавательную и другие виды деятельности в комплексе. Развитие речи детей осуществляется воспитателями в разных видах деятельности: проводятся упражнения, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей; проводятся игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и связной речи. Педагоги используют возможность правильно и чётко называть предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества в разных видах деятельности (на прогулке, в группе, во время различных режимных процессов, в игре). При этом воспитатели чётко формируют задание, точно ставят вопросы. Это позволяет поддерживать взаимосвязь понимания и употребления слов, что, в свою очередь, совершенствует умение детей точно и полно выразить мысль, повышает эффективность речевого общения.  

Обучение речи в дошкольном учреждении протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Традиционно осуществляется и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамотности и др., а так же вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Главная цель речевого развития в дошкольных учреждениях состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т.е. с эстетическим воспитанием. В дошкольных учреждениях знакомят детей с фольклорными и литературными произведениями, благодаря этому дошкольники учатся владеть выразительными средствами родного языка. Ознакомление с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения дошкольников.

 Дошкольный возраст – это возраст игры. Именно в игре, зарождаются взаимоотношения между детьми. Они учатся общаться друг с другом, в игре развивается речь ребёнка. Развитие игровой деятельности стало неотъемлемой составляющей организации жизни ребёнка в детском саду. Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только игрушки, но и соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность по разделу «Познавательно – речевое развитие» с детьми среднего возраста Тема: «Правила дорожного движения – безопасный переход»

Методическая разработка по ознакомлению детей среднего возраста с правилами безопосного перехода через проезжую часть улицы.Используются авторские стихи....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию с детьми старшей логопедической группы "Птицы весну принесли"

Расширять и укреплять знания детей о птицах: классификация, основные признаки.Развивать интерес и любовь к устному. народному творчеству...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» с детьми младшей группы. «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»»

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»Цель:Познакомить с героями сказки «Заюшкина избушка», эмоционально воспринимать содержание сказки.Задачи:Учить отг...

Перспективное планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие» с детьми от 2 до 5 лет

Перспективное планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие»  с детьми от 2 до 5лет...

НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА»

Цель: Развивать познавательный интерес дошкольников через создание ситуации затруднения. Задачи:Развивать связную речь дошкольников.Закреплять знания  о календаре и его назначении.Развивать ...