Формирование устной речи на основе чтения художественной литературы.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют собственно художественное отношение к литературе. Характерным становится избирательность к произведениям определенного вида (сказка, реалистичная проза, поэзия) и содержания (приключенческое, природоведческое, лирическое, фантастическое, историческое).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступления37.42 КБ
Office presentation icon слайд2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование устной речи на основе чтения художественной литературы. (старший дошкольный возраст)

СЛАЙД(тема)

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют собственно художественное отношение к литературе. Характерным становится избирательность к произведениям определенного вида (сказка, реалистичная проза, поэзия) и содержания (приключенческое, природоведческое, лирическое, фантастическое, историческое).

  • Основная задача  по формированию устной речи детейстаршего возраста в соответствии с программой «Детство»:

Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи.

СЛАЙД (методы)

  • Основные методы формирования устной речи на основе художественной литературы.

Чтение (рассказывание) взрослого, который знакомит дошкольников с литературными текстами, как со своими' «добрыми друзьями».

Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках.

Просмотр (прослушивание) записей исполнения литературных текстов самими детьми.

Беседа после чтения способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа.

Чтение с продолжением, в том числе «многотомных» повестей, объединенных общими героями. К ним относятся, например, сказки А. М. Волкова о приключениях Элли и ее друзей, истории о Мумми- Троллях Туве Янссон и другие.

Беседы о книгах, в которых будут решаться и новые задачи: познакомить с историей появления книг в истории человечества, помочь осознать значение книг для самого ребенка.

Обобщающие беседы об основных видах и жанрах фольклора и литературы («Что такое сказка», «О каком времени года больше написано стихов», «Сказки и рассказы: об одном и том же по-разному» и прочие).

Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления, в подготовке которых все больше будут принимать участие дети, в том числе организуя их для дошкольников младшего возраста.

Тематические выставки в книжном уголке и центре художественно-творческой деятельности.

Метод проектов. Цель проекта «Секреты Волшебницы Речи» — помочь детям овладеть разными средствами речевой выразительности и зафиксировать освоенные представления.

Важным направлением работы с детьми  старшего дошкольного  возраста  это ознакомление с писателями и поэтами, художниками-иллюстраторами детских книг. Такая работа может быть построена как проектная деятельность, результатом которой станет оформление выставки.

Освоение задач литературного развития детей осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей на основе широкого круга фольклорных и литературных текстов.

 Для чтения, рассказывания, заучивания в пепосредственно образовательной деятельности (занятие) мы используем следующие художественные формы:

СЛАЙД (формы)

Малые формы фольклора

Волшебные сказки

Бытовые сказки

Сказки

Былины

Лирические стихи о природе

Стихи об окружающей предметной и социальной действительности

Веселые стихи

Поэтические сказки

Басни поэтические и прозаические

Сказки повести

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

В совместной и самостоятельной деятельности с детьми  в течении двух лет проводится следующая работа

Проанализировав требования программы «Детство», авторов современных технологий

  Мы составили систему работы и за основу взяли сказку, так как сказка самый понятный, любимый детям жанр.

СЛАЙД

Система работы по формированию устной речи на основе нетрадиционных приемов обучения рассказыванию и беседе на  основе  сказок.

Организация  творческой деятельности на основе литературного текста сказки

1 этап: Чтение (рассказывание) сказки, беседа после чтения;

2 этап: Пересказ сказки детьми на основе моделирования, игры–импровизации, театральная деятельность.

3 этап: Нетрадиционные приемы обучения, по формированию устной речи на основе сказки.

4 этап:Вечера литературных развлечений, викторины, литературные праздники и театрализованные представления

Первые два этапа хорошо знакомы всем педагогам и постоянно используются в работе с детьми. Я хочу остановиться на третьем самом интересном для детей и педагогов этапе.  В работе с детьми  я использую 11 творческих нетрадиционных приемов с периодичность два месяца. Остановимся на каждом из этих приемов.

 СДАЙД (перечисление приемов)

6  СЛАЙДОВ (модели , приемы работы)

  1. «Салат из сказок».

Первые признаки таких сказок можно заметить в детских рисунках, где уживаются персонажи из разных сказок. Предложите детям соединить знакомые персонажи из разных сказок-придумать свою-новую.

В качестве наглядного материала можно использовать иллюстрации героев из  сказок, мультфильмов, рисунки детей.

  1. «Разновидность фантастического бинома».

Детям даются слова (картинки), на основе которых они должны придумать историю. Несколько слов (картинок) из одной сказки (знакомой),  добавляется постороннее этой сказке слово (картинка).

  1. «Сказка наизнанку».

Игра состоит в  выворачивании «наизнанку» сказочной темы.

Вспомнить с детьми знакомую сказку и предложить поменять характер героев, их поступки, сюжет. (Злая волшебница заколдовала героев…Красная шапочка добрая, волк-злой…)

  1.  «Перевирание сказки».

Детям хочется, чтобы все повторялось много раз, но наступает момент, когда сказки начинают надоедать. И тогда можно сказку превратить в пародию.

Сначала рассказывается текст реальной сказки, а потом что-то меняется, но сюжетная линия остается прежней. (Жила-была девочка, звали ее Желтая шапочка…)

  1. «Сказка в заданном ключе».

Открываем для детей сказку в другом времени, месте действия.

(Жил-был колобок на 10 этаже.., спускался он на лифте и встретил зайца…)

Можно предложить детям сделать иллюстрации к сказкам.

  1. «Что было потом».

Дети очень любят продолжения сказок. Можно в конце сказки оттолкнуться от самого интересного места и продолжить сочинять сказку. (Золушка вышла замуж за принца и родился у них сыночек, который решил научиться волшебству у Феи …)

  1. Карты Проппа.

Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфологические сказки» проанализировал структуру русских народных сказок, выделил постоянные функции сказки, которые всегда находятся в определенной последовательности. Согласно системе Проппа этих функций 31, но не во всех они есть в полном объеме. Т.к дети не умеют читать можно предложить символическое изображение каждой карточки,(дети могут нарисовать самостоятельно). Дети по карточка-схемам сочиняют сказку.

  1. «Сказка-калька».

Составляется модель сказки и дальше по этой модели сочиняется новая сказка с новыми персонажами, но обязательно придерживаться сюжетной линии и обязательно «веселый конец».

  1. «Разные сказки».

Цель-придумывать различные ситуации, используя наглядную модель.

  1. «Сочиняем сказку».

Цель- придумывать различные ситуации с помощью предметов-заместителей.

Можно обозначить героев кружками (разными по цвету, размеру), но сказки должны быть разными.

  1. «Чудесный лес».

Цель-придумывать различные ситуации на основе изображений отдельных предметов.

Предлагается нарисовать чудесный лес, и рассказать историю про свой лес. Дальше можно придумать: «Чудесное море», «Чудесный луг» и т.д.

Вечера литературных развлечений,викторины, литературные праздники и театрализованные представления, в подготовке которых все больше  принимают участие дети, в том числе организуя их для дошкольников младшего возраста.

 

СЛАЙД (схема интеграции)

Содержание раздела интегрируется с другими разделами программы. Наиболее актуальны взаимосвязи с разделами «Коммуникация» (обогащение содержания общения взрослого с ребенком и детей со сверстниками обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря и пр.), «Познание» (формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей действительности и т. д.), «Социализация» (личностное развитие детей как представителей социума, углубление знаний и отношений к основным морально-этическим ценностям, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме и т.д.). Не менее важны связи с разделами «Музыка» и «Художественное творчество» ввиду наличия общей концепции становления разных видов художественной деятельности детей: от восприятия и развития специальных умений к самостоятельному творчеству детей, а также направленности этих подразделов на развитие воображение дошкольников. Возможны связи практически со всеми другими образовательными областями.

4 этап работы это постоянное проведение викторин по пройденным сказкам.

Сегодня я хочу провести викторину вместе свами, вопросы викторины на уровне подготовительной группы.

Мастер-класс

В дошкольном возрасте закладываются основы культуры устной речи, которая предполагает не только знания и соблюдение языковых правил, но и умение использовать в речи выразительные средства языка, средства образности, то есть средства устной речи.

Результат работы нашей группы по формированию устной  речи  это постоянное проведение  литературных викторин.  

Целью таких викторин:

  • Обучать детей работе в команде, быстрому реагированию на вопросы, мобилизации сил и внимания для победы в команде.
  • Прививать любовь к прочитанному, понимание того, что сказки необходимо помнить и пользоваться их лексикой и мудростью.
  • Воспитывать любовь к фольклорному творчеству своего народа – любовь к сказке.

Я предлагаю присутствующим педагогам поучаствовать в такой викторине

Главными действующими лицами сегодня станут две  команды (Выбор капитанов), напоминаю правила:

- каждая команда отвечает только на свои вопросы;

- если одна команда не может ответить на вопрос, то на него отвечает другая команда;

- не выкрикивать, до конца дослушивать вопрос;

- если готовы ответить, поднимите руку;

- помогайте своим товарищам.

Ну что же, вы готовы отправиться в путешествие? Желаю вам удачи.

Представление команд.

01 гр. –  “Сказочники”  

02 гр. – “Волшебники”  

Задания команды «Сказочники»

№п/п

Содержание задания

Выполнение

1.

“Задание от Жар-птицы”

- Чем отличается сказка от стихотворения?

2.

“Узнай сказку”. Из каких сказок эти фразы?

1) “Коли сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: она за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко…”.

(Жар-птица и Василиса-Царевна)

3.

  “Исправь ошибку”.

1) “Говорит ему богатырский конь: “Возьми золотое перо; возьмешь – счастье узнаешь”    (“не бери”, “горе” из сказки “Жар-птица и Василиса-царевна”)

4

«По первым буквам ответов составьте ключевое  слово»

Что есть в начале каждой сказки?

Что мудренее вечера?

Кто по возрасту был Мороз?

Кого из левого рукава выпустила Елена Прекрасная на пиру у батюшки царя?

Как звали бурку – коня?

Как звали сестрицу козленка?

5.

Капитаны команд в быстром темпе зачитывают вопросы, вся команда отвечает на вопросы.

“Царевна –лягушка”

1) Куда полетели стрелы братьев? (на боярский двор, на купеческий двор, на болото)

2) Какое 1-е задание царь дал женам сыновей? (испечь хлеб)

3) Как зовут лягушку – царевну? (….)

4) Какое 2-е задание дал царь? (сшить рубашку)

5) Какое 3-е задание дал царь? (явится на пир)

6) Какие слова сказал Иван-царевич, когда на пиру все услышали стук, гром?

(“Это моя лягушонка в коробчонке едет”)

7) Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей? (сжег)

8) Где находилась смерть Кощея?

6

 Конкурс “Как сказать по-другому”.

Василиса – прекрасная… (красивая, очаровательная, ненаглядная)

Конь у стрельца – богатырский, … (сильный, быстрый, смелый)

Василису мачеха отправила в лес дремучий, … (густой, темный)

7.

“Объяснялки”.( объясните эти устойчивые выражения и скажите по-другому)

- видимо – невидимо

- не покладая рук

- чужедальняя сторона (иноверная земля)

- клич кликать

Подведение итогов

Задания команды «Волшебники»

№п/п

Содержание задания

Выполнение

1.

“Задание от Жар-птицы”

- Чем отличается сказка от басни?

2.

“Узнай сказку”. Из каких сказок эти фразы?

1) “Если лошадей погонит, то у всякой лошади сделаются хвост золотой, грива золотая, по бокам часты звезды …”.

(“Королевич и его дядька”)

3.

  Конкурс “Исправь ошибку”.

  “На ту пору пролетали мимо орел, сокол и синица, увидали мертвого брата и решились мимо пролететь”. (“воробей”, “помочь ему” из сказки “Чудесная рубашка”)

4

«По первым буквам ответов составьте ключевое  слово»

Что есть в начале каждой сказки?

Что мудренее вечера?

Кто по возрасту был Мороз?

Кого из левого рукава выпустила Елена Прекрасная на пиру у батюшки царя?

Как звали бурку – коня?

Как звали сестрицу козленка?

5.

Капитаны команд в быстром темпе зачитывают вопросы, вся команда отвечает на вопросы.

“Сивка–бурка”

1) Как звали младшего сына старика? (Иван – дурак)

2) Сколько было у старика сыновей? (3 сына)

3) Какое злаковое растение кто-то повадился мять и топтать? (пшеницу)

4) Каким животным был Сивка – бурка? (конем)

5) Сколько ночей ходили сыновья в дозор? (3 ночи)

6) Какой шерсти был конь? (одна шерстинка золотая, другая серебряная)

7) Как звали царевну? (Елена Прекрасная)

8) Какое задание должен был выполнить тот, кто жениться на Елене Прекрасной? (снять портрет)

6

 Конкурс “Как сказать по-другому”.

Иван-царевич – бесстрашный, … (смелый, отважный, сильный)

Мороз – крепкий, трескучий, … (жгучий)

Кусочек для куколки лакомый, … (сытный, вкусный, аппетитный)

7.

“Объяснялки”.  ( объясните эти устойчивые выражения и скажите по-другому)

- откуда ни возьмись

- ниже плеч голову повесил

- словно в воду канул

- ни в сказке сказать, ни пером написать

 Подведение итогов

Ответы на задания

1. “Задание от Жар-птицы”

Вариант ответа. В сказке – 3 части: зачин, развитие действия, концовка. В сказке имеются повторы; магическое сакральное число “3” – 3 задания, которые должны быть выполнены, 3 головы змея Горыныча и др. Последний сын, как правило, Иван–дурак. В сказке добро всегда побеждает зло.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказки, как средство формирования устной речи детей старшего дошкольного возраста. Основная задача: в оспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи.

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ Беседа после чтения Тематические выставки Ознакомление с писателями и поэтами, Художниками иллюстраторами Детских книг Прослушивание записей и Просмотр видеоматериалов Беседа о книгах Просмотр (прослушивание) записей, исполнения литературных текстов самими детьми Вечера литературных развлечений, Литературные праздники и Театрализованные представления Чтение с Продолжением Обобщающая беседа Метод Проекта чтение(рассказывание) Взрослого

Слайд 3

Основные методы формирования устной речи Малые формы фольклора Волшебные сказки Бытовые сказки Сказки Былины Лирические стихи о природе Стихи об окружающей предметной и социальной действительности Веселые стихи Поэтические сказки Басни поэтические и прозаические Сказки повести Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

Слайд 4

СИСТЕМА РАБОТЫ ЦЕЛЬ: Формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, художественного восприятия, приобщение к словесному искусству 1 этап Чтение (рассказывание) сказки, беседа после чтения 4 этап Вечера литературных развлечений, викторины, литературные праздники и театрализованные представления 2 этап Пересказ сказки детьми на основе моделирования, игры импровизации, театральная деятельность 3 этап Нетрадиционные приемы обучения, по формированию устной речи на основе сказок.

Слайд 5

Нетрадиционные приемы работы по формированию устной речи Салат из сказок Разновидность фантастического бинома Сказка наизнанку Перевирание сказки Сказка в заданном ключе Что было потом Карты Проппа Сказка — калька Разные сказки Сочиняем сказку Чудесный лес

Слайд 6

«Салат из сказок» «Фантастический бином» «Разные сказки»

Слайд 7

Что было потом?

Слайд 8

«Сказка наизнанку»СС «Сказка наизнанку» «Сказка в заданном ключе» «Перевирание сказки»

Слайд 9

Карты Проппа Баба-Яга Кто я? На чем? Место и время Девочка Кого встретил? Кто помог? Конец Какими словами можно начать сказку? Слова –связки Какими словами можно закончить сказку? жили были Карта- схема мальчик дед баба царь царица машина метла поезд лошадь сказка тропинка поле лес Дед Мороз солдат снеговик Фея Золотая рыбка ковер-самолет зеркало пир свадьба слезы давно это было однажды давным -давно потоиу что жили не тужили и вот тогда и стали они тут и сказке конец стали жить поживать

Слайд 10

«Сказка калька» «Чудесный лес» «Сочиняем сказку»

Слайд 12

МАСТЕР - КЛАСС

Слайд 13

Чем отличается сказка от стихотворения? В сказке есть : начало(зачин), середина и конец.

Слайд 14

«Узнай сказку» «Он уселся с крошкой на самый большой зеленый лист,покормил её сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая,хоть и совсем не похожа на майского жука...» Дюймовочка

Слайд 15

Исправь ошибку: Говорит ему богатырский конь: «Возьми золотое перо; возьмешь-счастье узнаешь» Жар-птица и Василиса-царевна Не бери золотое перо; возьмешь горе узнаешь

Слайд 16

По первым буквам ответов составьте ключевое слово: Как зовут друга крокодила Гены? Что мудрее вечера? Кто по возрасту был мороз? Кто поймал щуку в пруду? Как звали бурку - коня? Как звали сестрицу козленка? ЧУДЕСА ЧЕБУРАШКА УТРО ДЕД ЕМЕЛЯ СИВКА АЛЕНУШКА

Слайд 17

«СИВКА - БУРКА» Как звали младшего сына старика ? Сколько было у старика сыновей? Какое злаковое растение кто-то Повадился мять и топтать? Каким животным был Сивка - бурка? Сколько ночей ходили сыновья в дозор? Как звали царевну? Иван - дурак 3 сына пшеницу конем 3 ночи Елена Прекрасная

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и чтение художественной литературы в средней группе "Встречаем гостей"

Цели:-приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом;- закрепить название и назначение предметов посуды.Задачи:- воспитывать навыки гостеприимства, учить красиво накрывать на сто...

Формирование представлений о дружбе, через чтение художественной литературы.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Но во всем этом  нет ничего о дружбе...

Консультация для воспитателей «Формы и методы формирования у воспитанников интереса к чтению художественной литературы»

Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного....

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию нравственно-этических норм через чтение художественной литературы

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная от...

Презентация занятия на тему «Развитие речи детей на основе чтения художественной литературы» .По .Средняя группа

В этой презентации находятся интересные идеи игр для ознакомления детей с посудой, для развития речи, через произведение К. Чуковского «Федорино горе».Средняя группа....

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дошкольников через чтение художественной литературы»

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дош...