Формирование нравственных качеств личности дошкольника на основе чтения художественной литературы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Пугач Ольга Ивановна

Дошкольный возраст – это время игр и сказок. На ярком примере сказочных героев и сюжетов детям, в доступной для них форме, можно донести любую информацию. Предлагаю вашему вниманию конспект комплексного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Что такое хорошо и что такое плохо». Так же хочу привести пример комплексного занятия во 2 младшей группе, где малыши на примере сюжета сказки «Пшеничный колосок» знакомятся с нравственными понятиями «лень» и «трудолюбие».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование нравственных качеств личности дошкольника на основе чтения художественной литературы

Дошкольный возраст – это время игр и сказок. На ярком примере сказочных героев и сюжетов детям, в доступной для них форме, можно донести любую информацию. Предлагаю вашему вниманию конспект комплексного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Что такое хорошо и что такое плохо». Так же хочу привести пример комплексного занятия во 2 младшей группе, где малыши на примере сюжета сказки «Пшеничный колосок» знакомятся с нравственными понятиями «лень» и «трудолюбие».

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе.

Знакомство с русской народной сказкой «Пшеничный колосок». Лепка «Бублики и баранки – угощайтесь, цыплятки».

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, речевая, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.

Цели деятельности педагога: познакомить с русской народной сказкой «Пшеничный колосок», вызвать желание поиграть, воспитывать на примере героев произведения готовность трудиться, закреплять навыки движений под музыку; обучать детей работе с соленым тестом, закреплять навыки раскатывания теста прямыми движениями ладоней и соединение концов.

Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы: с интересом слушает русскую народную сказку «Пшеничный колосок», участвует в обсуждении сказки, отвечает на вопросы по содержанию, исполняет танцевальные движения под музыку, активен при создании изделия в лепке.

Содержание организованной образовательной деятельности детей:

1.Организационный момент. В группу заходит курочка (в роли курочки ребенок старшей группы:

Ко- ко- ко… мимо я шла, и смотрите, что нашла!

Повнимательней, ребятки, слушайте мою загадку:

На солнышке дом сто ребят в нем.

Весь из золота отлит, на соломинке стоит.

Курочка показывает детям колосок.

2. Рассказывание сказки «Пшеничный колосок» с показом иллюстраций на мультимедийном экране.

В о п р о с ы:

− Что курочка нашла?

− Что ответили курочке гусь и индюк?

− Кто колосок обмолотил и отнес на мельницу?

− Кто тесто замесил и пироги испек?

− Кто помогал курочке?

− Почему курочка гусю и индюку не дала пирога?

3. Исполнение песни «Вышла курочка гулять».

В о с п и т а т е л ь: Курочка-хохлаточка, а наши ребята совсем не ленивые. Они любят трудиться и помогать мамочке. У тебя осталось немного муки для ребят? Хочешь, они помогут тебе напечь бубликов и баранок?

4. Исследовательская деятельность: Курочка дает детям мешочек с мукой. Дети рассматривают и играют с мукой, отвечают на вопросы:

− какая мука? (белая, пушистая)

− что можно сделать из муки? (замесить тесто, напечь пирожков)

Воспитатель добавляет в муку воду, соль и замешивает тесто. Затем дети пробуют тесто на ощупь, накрывают салфеткой и отставляют, чтобы тесто «подошло». Педагог предлагает детям рассказать потешку, пока тесто подходит:       

                   Мама тесто замесила из пшеничной из муки

                   Я немного попросила, стала делать пирожки.

                   Я леплю, я делаю, только не пойму-

                   У мамы они белые, а у меня серые!

                   Сама не знаю почему!?

5. Лепка бубликов и баранок из соленого теста.

Воспитатель: Вот и подошло наше тесто (достает заранее подготовленный кусок соленого теста для лепки). Давайте- ка, ребята, приниматься за работу.

Воспитатель вместе с детьми раскатывает из теста большую колбаску, проговаривая, что раскатывать нужно прямыми движениями ладоней, затем делит тесто на кусочки по количеству детей.

Воспитатель: А теперь вы раскатайте свои колбаски, а для того чтобы получился бублик - нужно соединить концы колбаски.

Дети выполняют работу. Воспитатель помогает детям, которые испытывают затруднения. В конце занятия дети раскладывают свои бублики на поднос.

6. Рефлексия:

− Какую сказку мы сегодня слушали?

− А что мы сегодня лепили?

− А теперь давайте отнесем наши бублики и баранки на кухню и попросим тетю Свету поставить их в печь.

Конспект комплексного занятия в средней группе

«Что такое хорошо и что такое плохо».

Цели деятельности педагога: познакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения со взрослыми и со сверстниками; побуждать к составлению небольшого рассказа по картине; совершенствовать диалогическую речь; знакомить с разным эмоциональным состоянием человека.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: эмоционально-заинтересованно рассматривает сюжетные картинки, отвечает на вопросы педагога, участвует в разговорах во время сюжетной игры «Едем на автобусе», с интересом слушает стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое - плохо»; проявляет эмоциональную отзывчивость на услышанную музыку; активен при рисовании мимики у смайликов.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», мультимедийное оборудование, атрибуты к сюжетной игре «Едем на автобусе» (руль, кукла, трость, шляпа), карандаши, листы бумаги с изображением смайликов без улыбки, запись музыки из «Детского альбома» П.И. Чайковского «Болезнь куклы», «Полька».

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой мотивации.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая замечательная погода за окном, как ярко светит солнышко, оно улыбается нам в окошко и говорит: «Доброе утро!». Давайте и мы поздороваемся с солнышком. А теперь поздоровайтесь друг с другом, улыбнитесь и возьмитесь за руки. Закройте глазки и представьте, что вы маленькие лучики ласкового солнышка.

Солнце спит, и небо спит,            

Даже ветер не шумит.               

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Встало солнце, потянулось,        

Всем на свете улыбнулось,  

Всех из дома поманило,

Обогрело и умыло.

Дети открывают глаза и видят на мультимедийном экране «солнечного зайчика». Он рассказывает детям, что однажды он играл со своими братьями солнечными зайчиками и случайно заглянул в окошко одного дома, и хочет рассказать детям о том, что он увидел. На экране появляется изображение - сюжетные картинки на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» ,например: «Мамины помощники», «Случай в автобусе»).

2. Составление рассказа по сюжетным картинкам: Воспитатель задает детям вопросы по содержанию картинки: - Кто нарисован? Что делает? Хорошо это или плохо? Как надо поступать? и др.

3. Сюжетная игра «Мы едем на автобусе»: Ребята, давайте с вами теперь прокатимся на автобусе!? (дети вместе с воспитателем создают модель автобуса из стульчиков, педагог распределяет роли - водитель, пассажиры, старенький дедушка, мама с ребенком). Занимайте свои места. Осторожно, двери закрываются!

          Автобус наш едет,

          Колеса скрипят,

          В автобусе нашем

          Ребята сидят.

          Но вот остановка…

В «автобус» заходит старенький дедушка (роль играет один из детей).

Воспитатель: Ребята! Что нужно сделать, когда вы видите, что в автобус заходит старый человек? (ответы детей). Осторожно двери закрываются! Наш автобус едет дальше.

          Автобус наш едет,

          Колеса скрипят.

          В автобусе нашем

          Ребята сидят.

          Но вот остановка,,,

В «автобус» заходит мама с маленьким ребенком.

(ситуация разыгрывается аналогично первой).

4. Слушание музыки. Воспитатель: Ребята! Нам бывает грустно от плохих поступков, и радостно, весело –от хороших! Но разное настроение у нас может вызвать и какая-нибудь песня или музыка. Давайте с вами послушаем одну музыкальную историю (запись П. И. Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы», «Полька»).

Вопросы: какое настроение у музыки? Какая музыка: медленная или быстрая? Как под нее можно танцевать?

5.РисованиеВоспитатель: Ребята, у меня на полосе бумаги нарисованы смайлики, но у них чего-то не хватает. Кто мне скажет, что забыли нарисовать? (улыбки). Давайте послушаем стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковского). Если в нем говорится о хорошем - мы нарисуем нашему смайлику улыбку, а если о плохом - человечек будет грустным.

Воспитатель читает по одному четверостишью из стихотворения            В. Маяковского, обращает внимание детей на то, что на каждое четверостишье они должны дорисовать улыбку одному смайлику.

6. Рефлексия. Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали? В какие игры играли? Какую музыку слушали? Что рисовали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение коллективных работ по рисованию (лепке, аппликации) для формирования нравственных качеств личности дошкольника

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об ...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Одним из самых актуальных в различных сферах нашего бытия на сегодняшний день, встает вопрос о нравственности и морали каждого человека. Что нужно предпринять, чтобы уберечь сегодняшнее и будущее поко...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Нравственное развитие личности ребенка определяется следующим: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка....

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В мире, полном современных технологий и инноваций, мы забываем о культуре общения, все реже встречаем взаимопонимание, мы разучились доброжелательно разговаривать, общаться, спорить. А ведь в «с...

Педагогический опыт по теме: «Формирование нравственных качеств личности дошкольника на основе произведений К. Д. Ушинского»

Доклад   воспитателяМБДОУ детского сада «Теремок»г. Холмска Сахалинской областиСабировой Татьяны Сергеевныв рамках муниципального этапа научно-практической конференцииXIII Сахали...