Формирование нравственных качеств личности дошкольника на основе чтения художественной литературы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Дошкольный возраст – это время игр и сказок. На ярком примере сказочных героев и сюжетов детям, в доступной для них форме, можно донести любую информацию. Предлагаю вашему вниманию конспект комплексного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Что такое хорошо и что такое плохо». Так же хочу привести пример комплексного занятия во 2 младшей группе, где малыши на примере сюжета сказки «Пшеничный колосок» знакомятся с нравственными понятиями «лень» и «трудолюбие».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование нравственных качеств личности дошкольника на основе чтения художественной литературы
Дошкольный возраст – это время игр и сказок. На ярком примере сказочных героев и сюжетов детям, в доступной для них форме, можно донести любую информацию. Предлагаю вашему вниманию конспект комплексного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Что такое хорошо и что такое плохо». Так же хочу привести пример комплексного занятия во 2 младшей группе, где малыши на примере сюжета сказки «Пшеничный колосок» знакомятся с нравственными понятиями «лень» и «трудолюбие».
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе.
Знакомство с русской народной сказкой «Пшеничный колосок». Лепка «Бублики и баранки – угощайтесь, цыплятки».
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, речевая, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.
Цели деятельности педагога: познакомить с русской народной сказкой «Пшеничный колосок», вызвать желание поиграть, воспитывать на примере героев произведения готовность трудиться, закреплять навыки движений под музыку; обучать детей работе с соленым тестом, закреплять навыки раскатывания теста прямыми движениями ладоней и соединение концов.
Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы: с интересом слушает русскую народную сказку «Пшеничный колосок», участвует в обсуждении сказки, отвечает на вопросы по содержанию, исполняет танцевальные движения под музыку, активен при создании изделия в лепке.
Содержание организованной образовательной деятельности детей:
1.Организационный момент. В группу заходит курочка (в роли курочки ребенок старшей группы:
Ко- ко- ко… мимо я шла, и смотрите, что нашла!
Повнимательней, ребятки, слушайте мою загадку:
На солнышке дом сто ребят в нем.
Весь из золота отлит, на соломинке стоит.
Курочка показывает детям колосок.
2. Рассказывание сказки «Пшеничный колосок» с показом иллюстраций на мультимедийном экране.
В о п р о с ы:
− Что курочка нашла?
− Что ответили курочке гусь и индюк?
− Кто колосок обмолотил и отнес на мельницу?
− Кто тесто замесил и пироги испек?
− Кто помогал курочке?
− Почему курочка гусю и индюку не дала пирога?
3. Исполнение песни «Вышла курочка гулять».
В о с п и т а т е л ь: Курочка-хохлаточка, а наши ребята совсем не ленивые. Они любят трудиться и помогать мамочке. У тебя осталось немного муки для ребят? Хочешь, они помогут тебе напечь бубликов и баранок?
4. Исследовательская деятельность: Курочка дает детям мешочек с мукой. Дети рассматривают и играют с мукой, отвечают на вопросы:
− какая мука? (белая, пушистая)
− что можно сделать из муки? (замесить тесто, напечь пирожков)
Воспитатель добавляет в муку воду, соль и замешивает тесто. Затем дети пробуют тесто на ощупь, накрывают салфеткой и отставляют, чтобы тесто «подошло». Педагог предлагает детям рассказать потешку, пока тесто подходит:
Мама тесто замесила из пшеничной из муки
Я немного попросила, стала делать пирожки.
Я леплю, я делаю, только не пойму-
У мамы они белые, а у меня серые!
Сама не знаю почему!?
5. Лепка бубликов и баранок из соленого теста.
Воспитатель: Вот и подошло наше тесто (достает заранее подготовленный кусок соленого теста для лепки). Давайте- ка, ребята, приниматься за работу.
Воспитатель вместе с детьми раскатывает из теста большую колбаску, проговаривая, что раскатывать нужно прямыми движениями ладоней, затем делит тесто на кусочки по количеству детей.
Воспитатель: А теперь вы раскатайте свои колбаски, а для того чтобы получился бублик - нужно соединить концы колбаски.
Дети выполняют работу. Воспитатель помогает детям, которые испытывают затруднения. В конце занятия дети раскладывают свои бублики на поднос.
6. Рефлексия:
− Какую сказку мы сегодня слушали?
− А что мы сегодня лепили?
− А теперь давайте отнесем наши бублики и баранки на кухню и попросим тетю Свету поставить их в печь.
Конспект комплексного занятия в средней группе
«Что такое хорошо и что такое плохо».
Цели деятельности педагога: познакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения со взрослыми и со сверстниками; побуждать к составлению небольшого рассказа по картине; совершенствовать диалогическую речь; знакомить с разным эмоциональным состоянием человека.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: эмоционально-заинтересованно рассматривает сюжетные картинки, отвечает на вопросы педагога, участвует в разговорах во время сюжетной игры «Едем на автобусе», с интересом слушает стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое - плохо»; проявляет эмоциональную отзывчивость на услышанную музыку; активен при рисовании мимики у смайликов.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», мультимедийное оборудование, атрибуты к сюжетной игре «Едем на автобусе» (руль, кукла, трость, шляпа), карандаши, листы бумаги с изображением смайликов без улыбки, запись музыки из «Детского альбома» П.И. Чайковского «Болезнь куклы», «Полька».
Содержание организованной деятельности детей:
1.Создание игровой мотивации.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая замечательная погода за окном, как ярко светит солнышко, оно улыбается нам в окошко и говорит: «Доброе утро!». Давайте и мы поздороваемся с солнышком. А теперь поздоровайтесь друг с другом, улыбнитесь и возьмитесь за руки. Закройте глазки и представьте, что вы маленькие лучики ласкового солнышка.
Солнце спит, и небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Встало солнце, потянулось,
Всем на свете улыбнулось,
Всех из дома поманило,
Обогрело и умыло.
Дети открывают глаза и видят на мультимедийном экране «солнечного зайчика». Он рассказывает детям, что однажды он играл со своими братьями солнечными зайчиками и случайно заглянул в окошко одного дома, и хочет рассказать детям о том, что он увидел. На экране появляется изображение - сюжетные картинки на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» ,например: «Мамины помощники», «Случай в автобусе»).
2. Составление рассказа по сюжетным картинкам: Воспитатель задает детям вопросы по содержанию картинки: - Кто нарисован? Что делает? Хорошо это или плохо? Как надо поступать? и др.
3. Сюжетная игра «Мы едем на автобусе»: Ребята, давайте с вами теперь прокатимся на автобусе!? (дети вместе с воспитателем создают модель автобуса из стульчиков, педагог распределяет роли - водитель, пассажиры, старенький дедушка, мама с ребенком). Занимайте свои места. Осторожно, двери закрываются!
Автобус наш едет,
Колеса скрипят,
В автобусе нашем
Ребята сидят.
Но вот остановка…
В «автобус» заходит старенький дедушка (роль играет один из детей).
Воспитатель: Ребята! Что нужно сделать, когда вы видите, что в автобус заходит старый человек? (ответы детей). Осторожно двери закрываются! Наш автобус едет дальше.
Автобус наш едет,
Колеса скрипят.
В автобусе нашем
Ребята сидят.
Но вот остановка,,,
В «автобус» заходит мама с маленьким ребенком.
(ситуация разыгрывается аналогично первой).
4. Слушание музыки. Воспитатель: Ребята! Нам бывает грустно от плохих поступков, и радостно, весело –от хороших! Но разное настроение у нас может вызвать и какая-нибудь песня или музыка. Давайте с вами послушаем одну музыкальную историю (запись П. И. Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы», «Полька»).
Вопросы: какое настроение у музыки? Какая музыка: медленная или быстрая? Как под нее можно танцевать?
5.Рисование. Воспитатель: Ребята, у меня на полосе бумаги нарисованы смайлики, но у них чего-то не хватает. Кто мне скажет, что забыли нарисовать? (улыбки). Давайте послушаем стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковского). Если в нем говорится о хорошем - мы нарисуем нашему смайлику улыбку, а если о плохом - человечек будет грустным.
Воспитатель читает по одному четверостишью из стихотворения В. Маяковского, обращает внимание детей на то, что на каждое четверостишье они должны дорисовать улыбку одному смайлику.
6. Рефлексия. Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали? В какие игры играли? Какую музыку слушали? Что рисовали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по формированию нравственных качеств личности дошкольника средствами художественной литературы
Информация для педагогов и родителей...

Значение коллективных работ по рисованию (лепке, аппликации) для формирования нравственных качеств личности дошкольника
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об ...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Одним из самых актуальных в различных сферах нашего бытия на сегодняшний день, встает вопрос о нравственности и морали каждого человека. Что нужно предпринять, чтобы уберечь сегодняшнее и будущее поко...
Формирование нравстенных качеств старших дошкольников в процессе чтения художественной литературы
План по методической теме...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Нравственное развитие личности ребенка определяется следующим: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка....
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В мире, полном современных технологий и инноваций, мы забываем о культуре общения, все реже встречаем взаимопонимание, мы разучились доброжелательно разговаривать, общаться, спорить. А ведь в «с...

Педагогический опыт по теме: «Формирование нравственных качеств личности дошкольника на основе произведений К. Д. Ушинского»
Доклад воспитателяМБДОУ детского сада «Теремок»г. Холмска Сахалинской областиСабировой Татьяны Сергеевныв рамках муниципального этапа научно-практической конференцииXIII Сахали...
