Модифицированная программа "Развитие речи дошкольников средствами различных форм фольклора"
рабочая программа по развитию речи по теме

Лаханова Светлана Владимировна

Программа модифицированная. Срок реализации: 4 года. Рекомендуемый возраст детей: 3 - 7 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modifitsirovannaya_programma.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение: детский сад №1 «Алёнушка» города Асино Томской области

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

«Развитие речи дошкольников

средствами различных форм фольклора»

Возраст детей, на которых рассчитана программа 3-7 лет.

Срок реализации программы: 4 года.

Автор модифицированной программы: Лаханова Светлана Владимировна, воспитатель.

Место реализации модифицированной программы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение: детский сад №1 «Алёнушка» города Асино Томской области.

Год разработки модифицированной программы: 2015год.

Программа разработана на основе: «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.

Эксперты: «Педагогика и психология дошкольная» старший воспитатель:  

                                                                                                      Лапшина И.В.

Пояснительная записка

Русские песни, предания, пословицы… -

наконец, русские сказки, -

без сомнения заслуживают большого внимания:

они – память нашего давно минувшего,

они – хранилище русской народности.

Н.А. Некрасов

Формирование основ моральных качеств у детей начинается в дошкольном возрасте, и, насколько успешно осуществляется этот процесс, зависит духовно-нравственное их развитие.

В период дошкольного возраста у детей формируются представления об общественной жизни и нормах поведения в обществе. И одним из наиболее эффективных средств воспитания является народный фольклор.

Устное народное творчество возникло гораздо раньше письменности и впитало в себя мудрость, знания, опыт множества поколений людей.

Детский фольклор - это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он сопровождает ребёнка с самого рождения, так как по сей день живут в народном быту колыбельные песни, потешки, прибаутки. Дошли до нас и, передаваемые из поколения в поколение, забавные считалки, народные игры, скороговорки, загадки, дразнилки, пословицы и поговорки. Все эти произведения малой фольклорной формы народного творчества оказывают огромное влияние на развитие у детей речи, внимания, мышления, памяти, нравственности, двигательной активности, воображения и обогащает их словарный запас, расширяют кругозор. А так же способствует развитию умения ясно формировать свои мысли.

Знакомство с сокровищами фольклора помогает глубже узнать историческую память нашей Родины. Русское народное творчество является достоинством и умом народа.

Программа «Развитие речи дошкольников средствами различных форм фольклора» на сегодняшний день имеет особую значимость. Чаще всего использование малых фольклорных форм в работе с детьми сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Возникает противоречие между возможностями форм фольклора во всестороннем развитии дошкольников и методиками развития речи детей средствами различных форм фольклора. Этот процесс должен происходить и на занятиях, и в повседневной жизни дошкольного учреждения. Программа предназначена для работы с детьми 3-7 лет, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и согласуется с программой М.А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду». Программа рассчитана на 4 года занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 - 30 минут. Общее годовое количество часов – 36.

Цель программы – повышение уровня развития речи детей дошкольного  возраста средствами различных форм фольклора.

Задачи:

Обучающие:

- приобщать детей к народной культуре своей Родины, родного края.

- познакомить с русскими народными традициями, с историей нашего народа, с русским народным бытом.

- вызвать интерес у детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.

- совершенствовать художественный вкус и творческий потенциал каждого ребёнка.

Развивающие:

- развивать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного фольклора, фантазию, творческие способности дошкольников.

Воспитательные:

- воспитывать эстетические нормы поведения, патриотические чувства, самодисциплину.

- способствовать повышению значения семейных ценностей.

Предполагаемые результаты:

  1. Использовать в своей речи пословицы, поговорки при различных режимных моментах.
  2. Употреблять песенки, потешки, прибаутки в сюжетно-ролевых играх.
  3. Самостоятельно организовывать народные игры – забавы с помощью считалок.
  4. Различать жанры русского народного творчества – загадки, пословицы, поговорки, считалки.
  5. Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, придумывать диалоги героев произведения, свой конец сказки.

Методическое обеспечение программы:

В процессе обучения дошкольников на занятиях и в повседневной жизни, чтобы обеспечить более высокое качество знаний, умений и навыков, используется целый спектр методов:

  • Наглядные (использование наглядных пособий, дидактического материала, использование ИКТ, звукозаписей, телепередач)
  • Словесные (пояснение, рассказ, чтение, беседа)
  • Практические (упражнения)
  • Игровые (дидактическая игра, игра-драматизация, подвижные игры)

Учебно–тематический план

(1-й год работы)

№ п/п

Тема занятия

Общее количество занятий

теория

практика

Сентябрь

1.

Д/и «Чьи детки?»

1

1

2.

Д/и «Во саду ли в огороде»

1

1

3.

Чтение потешки «Курочка-рябушечка»

1

1

4.

Коллективная работа по изготовлению панно «Курочка с цыплятами»

(аппликация)

1

1

Октябрь

1.

Чтение потешки «Берёзонька скрип, скрип»

1

1

2.

Изготовление панно «Листопад в берёзовой роще»

1

1

3.

Заучивание р.н. потешки «Огурчик»

1

1

4.

Изготовление масок для игры «Огурчик». Игра.

1

1

Ноябрь

1.

Заучивание потешки «Бежала лесочком».

1

1

2.

Д/и «Кто в лесу живёт? Что в лесу растёт?»

1

1

3.

Чтение р.н. потешки «Ай, дили…».

Игра – развлечение.

1

1

4.

Заучивание потешки «Кисонька – мурысонька».

1

1

Декабрь

1.

Д/и «Узнай потешку».

1

1

2.

Заучивание потешки «Совушка – сова».

1

1

3.

Д/и «Кто внимательный».

1

1

4.

Д/и «Библиотека».

1

1

Январь

1.

Заучивание потешки «На птичьем дворе».

1

1

2.

Повторение и инсценировка потешки «На птичьем дворе».

1

1

3.

Изготовление панно «Петушок и курочка».

Флористика.

(коллективная работа)

1

1

Февраль

1.

Заучивание потешки «Вышли мышли…»

1

1

2.

Игра – хоровод «Мыши».

1

1

3.

Поделка из природного материала «Мышь» (Флористика)

1

1

4.

Чтение потешки «Шли с базара индюки».

1

1

Март

1.

Заучивание потешки «Наша – то хозяюшка…»

1

1

2.

Чтение потешки «Гости».

«Приготовили угощенье». (Лепка)

2

1

1

3.

Заучивание потешки «Машет лапами медведь».

1

1

4.

Д/и «У медведя во бору».

1

1

5.

Аппликация «Медведь».

1

1

Апрель

1.

Заучивание потешки «У зайчонка-лапочки…»

1

1

2.

Игра «Заинька»

1

1

3.

Заучивание потешки «Тень – тень – потетень».

1

1

4.

Д/и «Угостим животных».

1

1

Май

1.

Заучивание потешки  «Гуси – гуси»

1

1

2.

Литературная викторина.

1

1

Учебно-тематический план

(3-й год работы)

п/п

Тема занятия

Общее количество занятий

Теория

Практика

Сентябрь

1.

Тематическая беседа о сезонных изменениях в природе «Загадочное лето»

1

1

2.

Изготовление дидактического материала к настольному театру «Кто в лесу живёт?»

1

1

3.

Изготовление дидактического материала к настольному театру «Что в лесу растёт?»

1

1

4.

Показ настольного театра «Кто в лесу живет? Что в лесу растёт?»

1

1

Октябрь

1.

«Лесовичок и волшебная корзинка» (Загадки о грибах и ягодах)

1

1

2.

Показ иллюстраций о погодных изменениях (Чтение закличек и приговорок)

1

1

3.

Рассматривание картин «Золотая осень» (Загадки об осенних явлениях природы)

1

1

4.

Викторина по загадкам «Во саду ли, в огороде»

1

1

Ноябрь

1.

Изготовление книжки-раскладушки«Одна загадка – много отгадок»

1

1

2.

Дидактическая игра «Кому что принадлежит?»

1

1

3.

Конкурс рисунков-отгадок (Нарисовать ответ к загадке)

1

1

4.

Дидактическая игра «Загадай, а я отгадаю.» (Работа по  иллюстрациям)

1

1

Декабрь

1.

Игра «К нам гости пришли и подарки принесли»

1

1

2.

Викторина «Из какой мы сказки?»

1

1

3.

Дидактическая ирга «Загадочное лото»

1

1

4.

Дидактическая игра «Кто в домике живёт?» (Загадки о животных и птицах)

1

1

Январь

1.

Упражнение «Сравнения» (подбор синонимов, подбор антонимов)

1

1

2.

Развлечение «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

1

3.

Малые фольклорные формы: составление рассказов по пословицам.

1

1

4.

Развлечение «В гостях у бабушки».

1

1

Февраль

1.

   Игра-конкурс «Цветы и ягоды»

1

1

2.

Изготовление книги «Собрание пословиц о труде и дружбе» (Работа с родителями)

1

1

3.

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

1

1

4.

Игра-соревнование «Узнай поговорку или пословицу» (командное)

1

1

Март

1.

Дидактическая игра «Пословицы и поговорки».

1

1

2.

Подготовка к драматизации сказки «Репка»

1

1

3.

Драматизация сказки «Репка»

1

1

4.

Показ детьми настольного театра «Гуси –лебеди»

1

1

Апрель

1.

Подготовка к театрализации  сказки «Колобок»

Чтение и обсуждение характерных особенностей героев сказки.

1

1

2.

2.Обсуждение и распределение ролей, подготовка костюмов.

1

1

3.

Игра-драматизация по сказке «Колобок».

1

1

4.

Показ настольного театра «Заюшкина избушка».

1

1

Май

1.

Русские народные подвижные игры с простыми правилами («Гуси-лебеди», «Горелки», «Ручеёк», «Кот и мыши»)

1

1

2.

Игры с элементами соревнования («Охотники и звери», спортивные эстафеты)

1

1

3.

Конкурсно – игровая программа «Дружная семья».

1

1

4.

Семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

1

1

Учебно-тематический план

(4-й год работы - сказки)

п/п

Тема занятия

Общее количество занятий

Теория

Практика

Сентябрь

1.

«В гости к бабушке Загадушке». Чтение докучных сказок.

1

1

2.

«Сказка своими руками». Колобок.

1

1

3.

Конкурс рисунков «Любимая сказка».

1

1

4.

Оформление книги по детским рисункам.

1

1

Октябрь

1.

Сказки о животных.

Чтение сказки «Журавль и цапля».

1

1

2.

Чтение сказки «Петух и собака». Подбор подходящих по смыслу пословиц к сказке.

1

1

3.

«Сказка своими руками». Изготовление настольного театра по р.н.с. «Петух и собака».

1

1

4.

Викторина «Животные – герои сказок».

1

1

Ноябрь

1.

Чтение сказки «Мужик, медведь и лиса».

1

1

2.

Сравнительный анализ р.н.с. «Мужик, медведь и лиса», «Мужик и медведь».

1

1

3.

Конкурс детских рисунков  по сказкам «Мужик, медведь и лиса», «Мужик и медведь».

1

1

4.

«Сказка своими руками». Объёмная аппликация из бумаги. Изготовление лесных зверей.

1

1

Декабрь

1.

Чтение сказки «Лиса и дрозд».

1

1

2.

«Сочиняем сказку».

1

1

3.

Дидактическая игра «Кто больше назовёт определений?»

1

1

4.

Викторина «Заколдованные сказки»

1

1

Январь

1.

Бытовые сказки.

Чтение сказки «Солдатская загадка». Беседа по содержанию, подбор пословиц.

1

1

2.

Сравнительный анализ

Сказок «Солдатская загадка» и «Каша из топора».

1

1

Февраль

1.

Чтение сказки «Ванюшка и царевна».

Беседа по содержанию, подбор пословиц и поговорок.

1

1

2.

«Знакомство с бытом и предметами утвари русской избы».

1

1

3.

«Загадки русской избы». Загадки о предметах домашнего обихода.

1

1

4.

Дидактическая игра «Отгадай». (Предметы домашнего обихода).

1

1

Март

1.

Волшебные сказки. Чтение сказки «Иван – царевич и  серый волк».

1

1

2.

Работа с природным материалом. «Яблоня с молодильными яблоками».

1

1

3.

Сказка «Царевна – лягушка». Чтение сказок в разных обработках.

1

1

4.

Графический диктант «Построим замок»

1

1

Апрель

1.

Чтение сказки «Волшебное кольцо». Беседа по содержанию, подбор пословиц  поговорок.

1

1

2.

Конкурс «Украсим русский народный наряд»

1

1

3.

Чтение сказки «Морской царь  и Василиса Премудрая». Беседа по содержанию, подбор пословиц  поговорок.

1

1

4.

«Вечер загадок» (по прочитанной сказке)

1

1

Май

1.

Чтение сказки «Бой на Калиновом мосту». Беседа по содержанию, подбор пословиц  поговорок.

1

1

2.

Дидактическая игра «Узнай сказку».

1

1

3.

Чтение сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Беседа по содержанию, подбор пословиц  поговорок.

1

1

4.

Интеллектуальная викторина «Умники и умницы». Итоговое занятие.

1

1

Условия реализации программы:

  • комфортная, доброжелательная  атмосфера взаимопонимания;
  • создание и обновление предметно- развивающей среды;
  • игры, упражнения и задания, подобранные с учетом возрастных особенностей и возможностей  детей;
  • наличие необходимых пособий, оборудования;
  • техническое обеспечение;
  • взаимодействие педагога и родителей.

   Работа с родителями:

  1. Ознакомление родителей с дополнительной образовательной программой, содержанием и её эффективностью.
  2. Проведение родительского собрания  по теме: «В мире сказок».
  3. Беседа с родителями об успехах их детей.
  4. Проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей.
  5. Совместное изготовление книги по пословицам и поговоркам.

 Литература:

  1. М.А.Васильева «Воспитание и обучение в детском саду»
  2. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
  3. «Потешки, считалки, небылицы». Составитель А.И. Мартынова, Москва. «Современник». 1989.
  4. «Русский фольклор», составитель В.А. Аникина. Москва. «Художественная литература». 1985.
  5. «Одно дело делаешь, другое не порть». Б.В.Шергин. Москва. «Детская литература». 1983.
  6. «Ни окон, ни дверей» (русские народные загадки, сказки). Москва. «Детская литература». 1989.
  7. «Старинные русские пословицы и поговорки». Москва. «Детская литература». 1983.
  8. «Поговорки». Составитель М.Кузьмина. ООО «Хатбер-пресс», 2014.
  9. «Загадки для малышей», составитель В. Степанов. «Сказочные загадки». ООО «Издательство «Фламинго». 2005.
  10. «Загадки для малышей», составитель В. Степанов. «От А до Я». ООО «Издательство «Фламинго». 2005.
  11. «Загадки для малышей», составитель Ю. Кушак. «С нами в прятки играют отгадки». ООО «Издательство «Фламинго», 2005.
  12. Русские народные загадки. «Зимой и летом одним цветом». ООО «Издательство «Фламинго». 2005.
  13. Русские народные загадки. «Хвост крючком, нос пятачком». ООО «Издательство «Фламинго». 2005.
  14. «Добрый человек придёт, словно свету принесет». Учебно-методическое пособие. Из опыта работы Л.А. Тереховой, В.Н. Осиповой. СОИУУ, Смоленск. 2000.
  15. «Детям на потеху», русские народные песенки, потешки. Алтайское книжное издательство, 1980.
  16. «Тридцать три Егорки», русские народные скороговорки. Москва. «Детская литература». 1989.
  17. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье». Москва. «Детская литература». 1979.
  18. «Умный Ивашка, жар-птица и золотое зерно», русские народные загадки. Москва. «Детская литература». 1991.
  19. «Делу время, потехе час», стихи, рассказы, песни, приметы. Москва. «Детская литература». 1986.
  20. «При солнышке тепло, при матери добро», русские народные пословицы и поговорки. Москва. «Детская литература». 1974.
  21. «Кукольный театр - дошкольникам». Т.Н.Караманенко, Ю.Г. Караманенко. Москва. «Просвещение». 1982.
  22. «Загадки, считалки и скороговорки». О.Д. Ушакова. Санкт-Петербург, «Издательский дом «Литература». 2013.
  23. «Учите детей отгадывать загадки», Ю.Г. Илларионова. Москва. «Просвещение». 1985.
  24. «Книга загадок», Н.Толоконников. Москва. «Самоцветы». 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...

«Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».

Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Лев Толстой.Пояснительная записка.Актуальность:...

Технологии проектной деятельности «Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».

        Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произв...

Конспект прогулки в подготовительной группе с использованием средств различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ. Тема: «Здравствуй, весна-красна!»

Цель: формирование представлений детей о весне, весенних изменениях в природе.Задачи:· формировать  представления  детей  о  признаках  весны  и  называть...

Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Проект«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»...