Семинар – практикум для педагогов.
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Сухачева Светлана Николаевна

Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_pedsovet.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель Сухачева С.Н.

Семинар – практикум для педагогов

Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется различными видами  музыкальной деятельности, и все они способствуют развитию речи детей. Назовите виды музыкальной деятельности: музыкально – ритмическая деятельность (упражнения, композиции, танцы), пение, восприятие (слушание), игра на инструментах, театрализованная деятельность, песенное , танцевальное , инструментальное творчество. Наиболее близки детям песни. В них дано сочетание музыки и речи. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Повтор важен для заучивания песен наизусть, что и делают дети, не овладевшие навыками чтения. Пение способствует развитию речевых навыков, пополнению словарного запаса, знакомству с новыми понятиями. Вам известно такое понятие – речевой слух, а именно он является основой музыкального слуха. Ребёнок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки, помочь ему в этом могут речевые упражнения. Инструментальное сопровождение речевых упражнений даёт богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь принадлежит «звучащим жестам» , но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых инструментов.

Начиная со средней группы ребёнок осознанно может исполнять упражнение «Лесенка» - музыкальный букварь Н.А. Ветлугиной, сопровождая пение поступенной игрой на металлофоне.

Возьмите в руки молоточки, добейтесь звенящего, а не стучащего звучания. Слушайте, а потом повторите.

Вот иду я вверх

Вот иду я вниз

(играют пять пластинок вверх, затем с пятой пластинки вниз). Следующее произведение для детей средней, начало старшей группы «Цирковые собачки» Н.А.Ветлугиной. Педагог даёт задание: Поднимись вверх по ступенькам высокой лестницы, а потом спустись вниз. Нужно спеть песенку, сопровождая игрой на металлофоне – 8 пластинок вверх, с 8 пластинки – вниз до первой:

Ты по ступенькам поднимись

Потом обратно вниз спустись

Каждый слог песенки играется на ступеньке – пластинке. У каждой ступеньки есть своё имя: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До.

 Мы с вами исполним сейчас«Осеннюю гамму» - речевое упражнение для более углубленного знакомства детей с названием  нот и развития навыков коллективной игры на инструментах – металлофонах.

Пусто ласточек гнездо – до, до, до – до, до

Осенины на дворе – ре, ре, ре – ре, ре

Плачет ветер за дверьми – ми, ми, ми –ми, ми

Дождика тиха строфа – фа, фа, фа – фа, фа

У него своя есть роль – соль, соль, соль – соль, соль

Затихает вся земля – ля, ля, ля – ля, ля

Дождик скуку унеси – си, си, си – си, си

Пусто ласточек гнездо – до1 – до2 – до1 – до2

Следующий очень важный вид деятельности – восприятие музыки. Ребёнок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно оценивает её. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций, а может быть оценено высказыванием своих впечатлений от музыки. Эстетические эмоции объединяют эмоциональное и интеллектуальное

отношение ребёнка к музыке. В связи с этим важной задачей является задача развития образной речи у детей. В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников со сложными нарушениями познавательного и речевого развития, в том числе и детей с задержкой психического развития. Практически каждый музыкальный руководитель при работе с дошкольниками обязательно сталкивается со скудностью лексикона детей при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка?» (чувства, настроения). «Как рассказывает музыка?» (средства музыкальной выразительности). Значит, нужна специальная работа по обогащению речи детей разнообразными эпитетами. Давайте прослушаем сейчас музыкальное произведение, (например полька «Трик - трак» Штрауса, название произведения педагогам не сообщается) определим настроение, средства музыкальной выразительности. Чтобы обогатить речь для определения настроения, эмоционально – образного содержания предлагаю вам следующий словарь. Используйте его при восприятии произведений, при определении настроения самих детей. Прослушаем ещё раз музыкальное произведение и сопроводим его «звучащими жестами» - это звуки человеческого тела, традиционно звучащих жестов четыре: притопы, шлепки по коленям, бёдрам, хлопки и щелчки пальцами. (Исполнение музыкального произведения с сопровождением звучащих жестов)

Все виды музыкальной деятельности в синтезе способствуют развитию речи дошкольников.

Словарь

характеризующий  эмоционально – образное содержание музыки

Весёлая                            

радостная

игривая

задорная

звонкая

озорная

шутливая

бойкая

смешная

забавная

резвая

прыгучая

скачущая

солнечная

сверкающая

танцевальная

плясовая

улыбающаяся

Грустная

печальная

жалобная

тоскливая

скорбная

хмурая

обиженная

плачущая

просящая

Нежная

ласковая

задумчивая

мечтательная

лёгкая

светлая

прозрачная

Спокойная

добрая

приветливая

неторопливая

убаюкивающая

колыбельная

мягкая

плавная

гладкая

напевная

протяжная

хороводная

Торжественная

праздничная

бодрая

важная

маршевая

чёткая

гордая

могучая

победная

Мужественная

бесстрашная

боевая

смелая

отважная

решительная

сильная

богатырская

грозная

военная

солдатская

суровая

строгая

уверенная

храбрая

твёрдая

Взволнованная

встревоженная

стремительная

вьюжная

метельная

ненастная

тревожная

беспокойная

торопливая

Серьёзная

сдержанная

Таинственная

сказочная

волшебная

колючая

пугливая

опасливая

осторожная

загадочная

отрывистая

острая

подкрадывающаяся

Страшная

злая

грубая

тяжёлая

сердитая

недовольная

тёмная

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...